- •Понятие «Дизайн»
- •Условия возникновения дизайна
- •Кто же первый дизайнер?
- •Дизайн как профессия
- •История мирового дизайна
- •Отличие дизайна от искусства
- •Хронология исследований истории дизайна
- •Первые теории дизайна: Дж. Рёскин, г. Земпер, ф. Рёло
- •Истоки дизайна. Древний мир, доисторические инструменты. Палеолит. Поздний неолит. Каменные орудия. Каменный и бронзовый века. Археологическая периодизация:
- •Древний мир и рождение массового производства. Кирпич. Масляная лампа.
- •Изобретения средневековья. Отвальный плуг. Водяная мельница. Прялка. Предметы утвари. Гильдии ремесленников
- •Человек Возрождения: дизайнер-мыслитель, печатник и ювелир
- •Высокий стиль xviiIв.: от Чиппендейла до Адама. Неоклассицизм и эпоха Просвещения. Уильям Хогарт и «Анализ красоты»
- •Промышленная революция.
- •Бидермайер
- •Эли Уитни, стандартизация и взаимозаменяемость. Оружейный завод в Спрингфилде и Гражданская война в Америке. Сэмюэл Кольт и искусство маркетинга
- •Американская система: от швейной машинки до велосипеда.
- •Новая индустриальная эпоха. Генри Коул. Выставка всех народов. Хрустальный дворец Пакстона
- •Прерафаэлизм и декоративные искусства
- •Уильям Морисс и рождение Движения искусств и ремесел (TheArts&CraftsMovement)
- •Стиль «Либерти»
- •Движение эстетизма
- •Движение искусств и ремесел в Америке
Эли Уитни, стандартизация и взаимозаменяемость. Оружейный завод в Спрингфилде и Гражданская война в Америке. Сэмюэл Кольт и искусство маркетинга
В середине XVIII в. Британия стала родиной про-мышленной революции. Но Америка вскоре подхватила идею, став ее духовной родиной. Одним из первых великих изобретений американской про-мышленной революции была хлопкоочистительная машина Эли Уитни «Коттон Джин», запатентован¬ная в 1794 г. Эта простая, похожая на валик машина со вставленным в нее зубчатым цилиндром, который надо было вращать руками, дала возможность быст¬ро отделять семена хлопка от мягкого* хлопкового волокна, сокращая время работы. Она произвела революцию в хлопковой отрасли Соединенных Шта-тов. После краткого набега в область трудосберегаю-щих механизмов Эли Уитни сосредоточил внимание на массовом производстве стрелкового оружия. В тот момент правительство Соединенных Штатов, опаса-юсь агрессии со стороны Франции, озаботилось при-обретением 40 000 мушкетов у частных поставщи-ков. В те времена оружие изготавливалось поштучно и в основном вручную. Все ружья слегка отличались одно от другого, а это означало, что замена любой из-ношенной или сломанной детали требовала тщатель-ной подгонки вручную.
Загорешнись идеей механизации производства чушке и ж, Уитни в мае 1798 г. предложил прави-тельству США заключить с ним контракт. Он пи- Дал министру финансов Оливеру Уолкотту: «Убе¬жден, что механизмы, приводимые в действие энергией воды и приспособленные, могут в значи¬тельной мере снизить затраты труда и облегчить изготовление деталей. С пользой для дела могут применяться механизмы для ковки, прокатки, шлифовки, сверления, затачивания, полирования и пр.»1. Письмо, излагающее идею Уитни об ин¬дустриализации производства, сыграло свою роль. В следующем месяце правительство заключило с Уитни контракт на изготовление 10000 мушке¬тов в течение 28 месяцев. В этом же году Уитни приобрел подходящий участок земли в Хэмдене, штат Коннектикут, где и построил оснащенный по последнему слову техники оружейный завод. Он выбрал место на берегу, чтобы использовать энергию воды для работы необходимого обору¬дования, теоретически способного произвести огромное количество вооружения. Завод возник на берегу реки Милл. Рядом появился поселок для рабочих, получивший название Уитнивилль. Для выполнения чрезвычайно крупного заказа Уитни не только построил дамбу и установил водяные колеса. Он создал специальные водяные машины, чтобы на них могли работать неопытные рабочие. Производство мушкетов он разделил на ряд опе¬раций. Таким образом, конкретный рабочий из¬готавливал лишь одну деталь ружья. Отдельные детали изготавливались в полном соответствии с размерами стандартной модели. Этот новатор¬ский подход обеспечивал производство достаточно стандартизованных деталей мушкетов, которые были более или менее взаимозаменяемы. Любая деталь подходила к любому ружью. Способ точного копирования означал экономию времени и денег в пределах относительно сложного производствен¬ного процесса. Большее количество оружия могло изготовить меньшее количество рабочих, а на поле боя сломанная деталь мушкета быстро заменялась, и через короткий промежуток времени оружие сно¬ва было готово к использованию. В январе 1801 г. Уитни продемонстрировал взаимозаменяемость деталей действующему президенту Джону Адамсу и избранному президенту Томасу Джефферсону, поставив десять различных затворных механизмов на один и тот же мушкет, используя лишь отверт¬ку. Джефферсон быстро оценил военную выгоду от предложенного Уитни нового способа производ¬ства, и впоследствии Уитни получил необходимое дополнительное время и финансовую поддержку для создания более специализированных механиз¬мов, ускоряющих производство мушкетов.
Прежде чем приступать к производству, Уитни объяснял Уолкотту, что одной из его главных целей является «создание инструментов, которые сами бы направляли работу и придавали каждой детали про-порциональность, с тем чтобы, будучи собранными воедино, они формировали эффективность, едино-образие и точность целого... Вкратце инструменты, которые я намерен создать, можно сравнить с гра¬вюрой на меди, с которой можно делать большое количество практически одинаковых оттисков». Хотя Уитни действительно создал новые точные инструменты, которые обеспечивали высокую сте¬пень стандартизации серийной продукции, детали его мушкетов так и не стали полностью взаимозаме¬няемыми, как он рассчитывал. Каждый компонент затвора имел специальную идентификационную метку, в которой не было бы необходимости, если бы детали можно было действительно заменять3.
Несмотря на этот недостаток, вклад Уитни в исто- V рию дизайна можно считать неоценимым, посколь¬ку он концептуализировал новую систему произ¬водства, при которой неопытный рабочий способен производить продукцию такого же высокого каче¬ства, как и опытный мастер. Уитни преследовали не¬предвиденные обстоятельства, такие как эпидемии и задержки с поставкой сырья, и у него ушло более 10 лет - в четыре раза больше, чем планировалось вначале, - на выполнение первого заказа американ¬ского правительства по изготовлению 10000 мушке¬тов. Но он единолично создал новую и революцион¬ную систему производства. Его механизированная и рационализированная производственная модель впоследствии будет широко принята другими произ-водителями и использована для производства самых различных потребительских товаров - как на роди¬не, так и за границей.
Новаторскую деятельность Уитни подхватил изо-бретатель 'Томас Бланчард, / работавший на со¬седнем оружейном заводе Springfield Armory. Он разработал два новых станка, которые подняли стан¬дартизацию и взаимозаменяемость оружейных дета¬лей на ещ_е более высокий уровень. Его первым изо¬бретением, созданным в 1818 г. и запатентованным годом позже, стал «копировальный» деревообраба¬тывающий токарный станок. Он позволял одновре¬менно изготавливать несколько ружейных лож, каж¬дое из которых обтачивалось в полном соответствии со стандартным образцом. ^Знаменитый токарный станок Бланчарда це только обеспечил производство стандартных ружейных лож с минимальным допу¬ском, но и значительно ускорил процесс их изго¬товления, обеспечив тем самым крупномасштабное массовое производство).
Изобре¬тения Бланчарда ускорили производственный про¬цесс до такой степени, что вскоре механизированное массовое производство любых стандартных продук¬тов стали называть «практикой оружейников».
Внедрение таких способов производства в болееиндустриализованную экономику северных штатов стало одним из решающих факторов победы северян в Гражданской войне 1861-1865 гг. На их стороне оказалось преимущество в виде большего количе¬ства надежного вооружения и боеприпасов. Прин¬ципы рационализации дизайна и производственного процесса одерживали победу на кровавых полях сра¬жений. Но одновременно они ознаменовали начало новой мрачнойстраницы в истории человечества. Гражданская война в Америке стала первой индуст¬риальной войной. Массовое производство эффек¬тивного оружия трагически вело к массовой гибели солдат. В следующем столетии это будет повторяться неоднократно. Невольно думаешь, что овладение си¬лой дизайна в равной степени оказывается направ¬лено и на бессмысленное уничтожение, и на осмыс¬ленное созидание.
В 1851 году принц Альберт, супруг королевы Виктории, организовал в Лондоне «Великую выставку» (Great Exhibition), которая должна была продемонстрировать всему миру технические достижения Британской империи. Миллионы посетителей бродили по фантастическому хрустальному дворцу, который был воздвигнут в Гайд-парке специально для этого мероприятия. В американском отделе толпы зевак окружали шумного, темпераментного джентльмена, который расхваливал революционную новинку — пистолет, из которого можно было выстрелить не один и не два раза подряд, а целых шесть! Но публику гораздо больше поражало не это. В те времена, когда любое изделие точной механики производилось вручную, а все детали подгонялись индивидуально, сборка работоспособного пистолета прямо на глазах публики из деталей, наугад вынимаемых из нескольких стоящих на столе коробок (детали в каждой были абсолютно взаимозаменяемы благодаря очень точной обработке на металлорежущих станках), выглядела настоящим чудом. Имя развлекавшего публику американца сейчас известно практически каждому. Это был Сэмюэл Кольт.
Р
еволюционный
способ производства, внед¬ренный! Эли
Уитни, оказал большое влияние на Сэмюэла
Кольта. Он стал одним из величайших
Американских пионеров массового
производства и массового маркетинга,
самым успешным создателем патентованного
оружия середины XIX в.
Его новаторский магазинный пистолет, который имел цилиндр с патронами, вращающийся при каждом взводе курка, стал также первым, оснащенным эффективным ударно-спусковым механизмом.
Прин¬ципиальную идею своего пистолета он запатентовал в Англии в 1835 г., а на следующий год в Америке получил еще два патента, имеющие отношение к тому же дизайну. В том же году он основал ком¬панию Patent Arms Manufacturing Company в Па¬терсоне, штат Нью-Джерси. Кольт последовательно сконструировал три разновидности револьвера - для ношения в кармане, на поясе и в кобуре, - а так¬же две винтовки. Однако заказов было недостаточ¬но, и в 1842 г. завод пришлось закрыть. Открылся он снова через пять лет, когда американское пра¬вительство заказало тысячу пистолетов во время Американо-мексиканской войны. В контракте было прописано, что спусковой механизм револьвера должен быть «изготовлен из лучшей литой или двухполосной стали, а детали достаточно унифи-цированы для взаимозаменяемости без изменения или с минимальной подгонкой»5. Не имея ни вре¬мени, ни средств для производства оружия, Сэмю¬эл Кольт заключил субподряд с сыном Эли Уитни, Эли Уитни-младшим, при условии, что он сохранит за собой право собственности на все специальные устройства, необходимые для производства оружия. Важная роль в успехе совместного предприятия от¬водилась Томасу Уорнеру, который раньше работал мастером-оружейником на Спрингфилдском заво¬де и был хорошо известен умением изготовления взаимозаменяемых деталей. Ему поручено было контролировать изготовление револьверов Кольта на заводе Уитни. Там существовала система механи¬зированного производства, хотя и не такой степени точности, какая уже действовала в Спрингфилде, поэтому для производства револьверов Кольта при¬менялся ручной труд. В этот период Кольт пришел к глубокому убеждению, что для повышения каче¬ства и достижения полной взаимозаменяемости де¬талей вооружения необходимо повышение уровня механизации. Такой вывод основывался на том, что почти половина револьверов Кольта, изготовлен¬ных на заводе Уитни, оказалась не соответствую¬щей государственным стандартам взаимозаменяе¬мости и была отвергнута.
Из опыта работы с первым правительственным контрактом Кольт извлек весьма интересный ком-мерческий урок: он может продавать нестандарт¬ные револьверы, от которых отказалось Военное министерство, широкой публике по более высокой цене, чем та, которую было готово заплатить пра¬вительство за первоклассное вооружение. В 1848 г. Кольт перевез все свои станки и оборудование с завода Уитни в пустующее здание текстильной фабрики в Хартфорде, Коннектикут. На протяже¬нии восьми лет новый завод выпускал револьверы Кольта, а также необходимое оборудование для двух новых заводов Кольта. Один был открыт в Лондоне в 1851 г., другой там же, в Хартфорде. Последний, начавший работать в 1855 г., был оснащен новей¬шим оборудованием и стал крупнейшим в мире частным оружейным заводом. Кольт взял за обра¬зец завод Уитни, и ему не пришлось тратить время на разработку высокоэффективной современной производственной линии для создания стандартных и взаимозаменяемых компонентов. Через короткий период времени уровень механизации на его заводе достиг 80 %.
Своим успехом Кольт во многом обязан необык-новенной способности рекламировать свою продук¬цию среди потенциальных потребителей, равно как и применению рационализации в механизирован¬ном производстве. В начале карьеры он разъезжал по стране под именем «доктор Колы», устраивая платные спектакли с химическими эксперимента¬ми и веселящим газом. Сэмюэл Кольт был опытным шоуменом, хорошо сознающим силу саморекламы. После того как губернатор Коннектикута за поли¬тическую поддержку пожаловал ему звание пол¬ковника, он стал называть себя «полковник Сэм Кольт», а его стрелковое оружие имело гравиров¬ку: Col. Sam Colt, New York, U. S. America. Он даже изготавливал печатную рекламу, а одно из зданий в Хартфорде украсил луковичным куполом, на ко¬тором поместил вылитую из бронзы лошадь, встав¬шую на дыбы. Каждый посетитель Хартфорда не мог не обратить на нее внимания и не спросить, что бы это значило, и получал в ответ подробную историю успеха величайшего предпринимателя Хартфорда. Как сказано в истории компании, Сэмюэл Кольт «был одним из первых американских предприни¬мателей, в полной мере осознавших эффективность маркетинговой программы, которая включала про¬движение товара, печатную и наружную рекламу,адресную рассылку образцов и организацию связей с общественностью».
Он в значительной мере спо¬собствовал изменению курса современного про¬мышленного дизайна в сторону коммерциализации.
