Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kratkiy_konspekt_po_istorii_mirovogo_dizayna.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.72 Mб
Скачать

Бидермайер

Одним из первых заказчиков Веджвуда был Томас Хоуп. Он подписался на первое издание ведж­вуде кой «портлендской вазы», созданной в 1793 г. Один из величайших реформаторов дизайна своего времени, Томас Хоуп, потомок голландских банки­ров, унаследовал значительное семейное состояние и собрал обширную коллекцию антиков, в том числе древнеримские статуи, египетские скульптуры и гре­ческие краснофигурные вазы. Как многие молодые дилетанты, Хоуп решил пополнить свое образова­ние, отправившись в длительный гран-тур, причем побывал не только в континентальной Европе, в том числе в Греции, но и в Турции и Египте. В 1799 г. он приобрел на Датчис-стрит в Лондоне дом, спро­ектированный Робертом Адамом, и занялся его пере­стройкой. Серия стилистически законченных интерь­еров служила обрамлением для его разнообразных античных коллекций. Для своих экстравагантных гар­нитуров он создал специальную мебель, освещениеи objets (фр. предметы, изделия) - современные ин-терпретации идеальных классических образцов, таких как греческий стул клисмос или большая двуручная ваза-кратер, которая в Древней Греции использо¬валась для смешения вина с водой. Хоуп опублико¬вал изображения этих уникальных и поразительно оригинальных интерьеров и предметов обстановки в книге «Мебель для дома и оформление интерьеров» (Household Furniture and Interior Decoration, 1807). j Книга впервые ввела в английский язык выражение «оформление интерьеров». Интерьеры Хоупа, как иАдамаГбыли тщательно продуманы, отличались по¬чти маниакальным вниманием к гармонии пропор¬ций. Получившееся целое, безусловно, намного пре¬восходило сумму отдельных компонентов.

Аналогичное чувство классического стиля можно обнаружить в упрощенных неоклассических интерь¬ерах, вошедших в моду в Австрии, Пруссии и во всейЦентральной Европе в 1815-1848 гг. Это период ме¬жду Венским конгрессом, завершившим Наполеонов¬ские войны, и годом, вошедшим в историю благодаря прокатившейся по всей Европе и даже частично за¬хватившей Латинскую Америку волне политических революций, отмеченных подъемом национализма. Наиболее известные из них произошли во Франции, Дании, Германии, Италии, Австрии. Для этой эпохи характерны индустриализация, урбанизация и увели¬чение численности городского среднего класса, кото-рый в своем стремлении к вертикальной мобильности с энтузиазмом обратился к искусствам. Влиятельные члены общества были заинтересованы в приобрете¬нии новейших товаров, что, в свою очередь, повыша¬ло их статус и самоидентификацию - будь то модная одежда, которую они носили, или товары для дома, приобретаемые для обстановки новых жилищ./Яс¬ный и упрощенный неоклассический стиль, которому они следовали, станет известен в Австрии и регионе, позже получившем название ^Германия»! как стиль бидермейер - уничижительный термин, придуман¬ный в конце 1840-х гг., который должен был симво¬лизировать невозмутимую основательность среднего класса. Он образован от немецкого Bieder, означаю¬щего честность, респектабельность и обывательскую ограниченность, и Meier - распространенной не¬мецкой фамилии, эквивалента английского Smith (Смит). Несмотря на буржуазную претенциозность, бидермейер был интересным декоративным стилем, вобравшим в себя многие характерные черты, кото-рые мы ассоциируем с более поздним движением модернизма: простота конструкций, неукрашенные поверхности и чистота линий. Возможно, самой при¬мечательной чертой австро-немецкого бидермейера является то, что он стал первым стилем, восприня¬тым новым процветающим средним классом заро¬ждающейся индустриальной эпохи, который желал не только эстетической тонкости, но и доступной по цене практической пользы.

Одним из крупнейших проводников этого клас¬сического, но отмеченного благоразумием сти¬ля, особенно в Австрии, была мебельная фабрикаDanhauser, основанная в 1814 г. скульптором Йозе­фом Ульрихом Данхаузером. Компания стала первым в Вене крупным производителем мебели и оказывала заметноевлияние на модные вкусы и современный дизайн. Австрийский Музей прикладного искусства (МАК) отмечает, что это влияние особенно усили­лось после того, как сын основателя фабрики, Йозеф Франц Данхаузер, предпринял- «беспрецедентную рекламную кампанию в форме серии интерьеров... изображенных на гравюрах на стали и распростра­нявшихся как приложение [к журналу]»10. Таким образом, Данхаузер-младший стал первым, кому удалось представить широкой публике целые ме­бельные гарнитуры в эстетически продуманном виде, оптимально выбрав целевую аудиторию для своей продукции.

Ассортимент продукции был просто порази­тельным. Большая часть мебели в стиле бидер- мейер, выпускаемой фирмой, имела упрощен­ные, почти скудные черты протомодернизма. Радикальное упрощение форм, на которое пошла мебельная фабрика Danhauser, не только совпа­дало с интересом потребителей к относительно простым неоклассическим формам, но и способ­ствовало простоте изготовления деталей, что да­вало возможность в известной мере применить механизацию производства. Бидермейер фабрики Danhauser гармонично сочетал функциональность с формальной и простейшей эстетикой. Этот пе­редовой взгляд в значительной степени предвос­хищал язык форм, разработанных движением модернизма.

Другим изготовителем мебели, чья работа пред­восхитила появление настоящего дизайна в стиле модерн, стал Михаэль Тонет, который вывел ха­рактерное для стиля бидермейер упрощение форм и конструкций на еще более высокий уровень редук- тивизма. Примерно в 1830 г. в мастерской в город­ке Боппард-на-Рейне он начал экспериментировать с ламинированным деревом. Он брал склеенные тонкие планки, помещал их в формы, а затем гнул. Благодаря этому новомуспособу производства То­нет создал ряд новаторских гнутых стульев в стиле бидермейер. Очень оригинальный дизайн привлек внимание канцлера Австрии князя Меттерниха,который пригласил Тонета в Вену и в 1842 г. пожа­ловал ему патент на новый процесс изготовления- мебели. Процесс ламинирования был достаточнотрудоемким, но давал Тонету возможность п роизво­дить легкую и элегантною мебель с изящными гну­тыми деталями.—

Обеспечив необходимую финансовую основу, Тонет с сыновьями в 1849 г. основали в пригороде Вены мебельную мастерскую и в ближайшие два года сосредоточились на совершенствовании тех­нологии массового производства мебели. В част­ности, Тонет гнул цельные деревянные заготов­ки с помощью пара. Он довел до совершенства оригинальный способ придания дереву желаемой формы под воздействием давления и высокой тем­пературы. В 1851 г. Тонет представил свой нова­торский мебельный дизайн на Великой выставке промышленных работ всех народов в Лондоне, где был удостоен золотой медали.

Классический стул Михаэля Тонета, модель № 14 с двухконтурной гнутой спинкой, по суще опту был выполнен в стиле бидермейер, лишенномчрезмерного украшательства. Каждый элемент гнутой рамы и тростникового или штампованного из фанеры сиденья был верхом функционально­сти. Превратив стул в набор самых элементарных компонентов, Тонет значительно снизил расходы на материалы и изготовление конструкции. Таким образом, упрощенный дизайн максимально соот­ветствовал производству в больших объемах. Лег­кие, но прочные стулья Тонета, выпускавшиеся в больших количествах и продававшиеся по весьма конкурентоспособным ценам, ознаменовали воз­никновение экономической демократии в дизай­не. Впервые остромодные, оригинальные предме­ты мебели стали действительно доступны массам. Стул самой известной модели № 14 в 1860 г. стоил меньше бутылки вина. Оригинальное сокращение элементов и ликвидация излишнего орнамента означала также, что модели Тонета идеально под­ходили для экспорта. Их можно было экономно упаковывать в ящики в разобранном виде, а после прибытия к месту назначения легко собрать с по­мощью нескольких поворотов отвертки.

Пригодность модели № 14 к экспорту можно проиллюстрировать следующим образом. В кон­тейнер объемом 1 м3 помещалось 36 стульев в ра­зобранном виде. Благодаря конструктивной проч­ности стулья были практически «неубиваемыми», а это означало, что они в равной степени годились как для домашнего использования, так и для оте­лей, ресторанов, кафе и баров. К 1891 г. было продано 7,3 миллиона экземпляров модели № 14 - количество, впечатляющее даже по современным стандартам. Скромный стул Тонета со своими шестью деталями и десятком винтов ярче всего продемонстрировал, что чем элементарнее кон­струкция, тем проще и дешевле ее создание и тем больше она подходит для промышленного способа производства. Это влечет за собой рост количества продаж и доходов, что не ускользнуло от внимания следующего поколения потенциальных предпри­нимателей в сфере дизайна.

Вездесущая и вечная модель № 14 как первый стул, специально созданный для массового про­изводства в больших объемах, занимает особое место в истории дизайна. Она внесла много но­вого в практику дизайна и воплотила новый тип ^ рационального мышления, предвосхитив идею фабричной системы. Как проницательно заметил известный историк промышленности Поль Манту в 1928 г., когда модернизм в дизайне кристалли­зовался в целостное движение, «цель всей про­мышленности - производство товаров, или, говоря точнее, предметов потребления, которые не про­изводит сама природа. Под «фабричной системой» мы прежде всего понимаем особую организацию, особую систему производства. Но эта организация оказывает влияние на экономику в целом и, соот­ветственно, на всю социальную систему, которая зависит от роста и распределения богатства»11. Элементарная конструкция модели № 14 Михаэ­ля Тонета наглядно показала, что дает новая фаб­ричная система для получения экономической выгоды. В ней был заложен потенциал для неслы­ханного обогащения предпринимателей, которым хватало ума осваивать новые способы промышлен­ного производства, соответствующие новому ди­зайнерскому мышлению, рассматривающему про­дукты прежде всего с рациональной точки зрения.