Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kratkiy_konspekt_po_istorii_mirovogo_dizayna.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.72 Mб
Скачать
  1. Высокий стиль xviiIв.: от Чиппендейла до Адама. Неоклассицизм и эпоха Просвещения. Уильям Хогарт и «Анализ красоты»

На протяжении XVII и XVIII вв. происходило становление интеллектуального секуляризма (отделение церкви от государственного аппарата), что привело к зарождению нового, передово­го культурного движения. Получившее название «Просвещение», оно не только поставило под сомнение многовековые религиозные догмы, но и способствовало продвижению научных зна­ний и промышленному прогрессу. Первые спор­ные проблески этого движения появляются между 1650 и 1700 гг. в трудах голландского еврея, фило- софа-рационалиста Бенедикта (Баруха) Спинозы, в сочинениях Джона Локка - английского фило­софа, известного как «отец классического либе­рализма», в гуманистических идеях французского писателя Вольтера и в научных законах английско­го физика Исаака Ньютона. Подъем культурного свободомыслия опирался на либеральные нрав­ственные принципы и научные представления о мире. Он заложил философские основы не толь­ко Французской, но и Американской революции. Неудивительно, что его сторонники обращались к Древней Греции - колыбели демократии - в по­исках социополитических и культурных образцов, а это, в свою очередь, повлияло на вкусы, способ­ствующие возникновению неоклассицизма.

К XVIII столетию благоговение перед клас­сическим прошлым Древней Греции и Древнего Рима достигло такой степени, что традиция гран- тур стала непременным обрядом посвящения, ко­торый проходили молодые английские дворяне. И хотя гран-тур в Георгианскую эпоху воспри­нимался как своего рода «годичный отпуск» для приобретения некоторых классических знаний «из первых рук», он имел огромное образователь­ное значение для состоятельных молодых людей, которые его предпринимали, - становились ли они потом сами художниками, архитекторами и дизайнерами или богатыми покровителями ис­кусств. Для большинства тех, кто отправлялся в гран-тур, это было поучительным глубоким по­гружением в культуру древности и способствовало формированию убеждения, что фундаментальное понимание дизайна, его прошлого и настоящего, является необходимым аспектом завершения об­разования джентльмена. Это новое представление о дизайне проявилось, среди прочего, в класси­ческих, но функциональных пропорциях совре­менной георгианской мебели. Впрочем, в этот пе­риод в декоративных искусствах можно заметить и различные иностранные влияния - французское и голландское, китайское и индийское. Они быст­ро входили в моду и столь же быстро рассасыва­лись, не получая возможности существенно иска­зить изящные пропорции или целенаправленную функциональность дизайна.

Неоклассицизм был доминирующим стилем в живописи, архитектуре и дизайне на протяжении 80 лет, полных глубоких социальных и политиче­ских изменений, с 1750-х по 1830-е гг. В Англии он прежде всего соотносится с Георгианской эпохой или эпохой Регентства. Во Франции неоклассицизм изначально ассоциировался с правлением Людо­вика XVI и был декоративным стилем дизайна, от­меченным элегантностью и воздушной легкостью. Впрочем, при Наполеоне он получил более грубую интерпретацию. Эта вторая стадия французского неоклассицизма стала известна как стиль ампир. Имперским духом проникнуто само его название {фр. Empire - империя).

О сновной дизайн базовых инструментов и функ¬циональной кухонной утвари - кухонный гор¬шок, деревянная ложка, подсвечник - на протяжении десятилетий и даже веков изменялся едва заметно. Иначе обстояло дело с более изысканными и доро¬гими предметами домашней обстановки, особенно предназначенными для высших слоев общества. С начала XVII до середины XVIII в. декоративные и прикладные искусства все больше просачивались в массы. Массивность и чрезмерная витиеватость барокко уступали место откровенно женственной, роскошной пышности стиля рококо.

Стильрококо, отфранцузского rocaille - инкру¬стацииракушкамиилимелкимикамушкамигротовифонтанов, распространенной в XVIII в., отличался от барокко известной легкостью и зачастую подражал китайским образцам и сюжетам. Такое подражание называлосьchinoiserie- стиль шинуазри, или «ки- тайщина». Одним из ярчайших поборников стиля рококо в декоративных искусствах был крупнейший мастер британского мебельного искусства Томас Чиппендейл, который выставлял свои произведения на фешенебельной лондонской Сент-Мартинс-лейн.

В 1754 г. Чиппендейл опубликовал богато иллюст­рированную книгу под названием «Руководство для дворянина и краснодеревщика» (TheGentlemanandCabinet-Maker’sDirector) с 161 гравюрой, де­монстрирующую «элегантный и полезный дизайн домашней мебели в готическом, китайском и совре­менном вкусе». «Китайский» в данном случае озна­чал шинуазри, а «современный» - упрощенный геор- гианский неоклассицизм. В этот период отношение к стилям дизайна было весьма эклектичным, и книга Чиппендейла тому свидетельство. «Руководство...» стало, как отмечает ChippendaleSociety, «первой в Англии попыткой превратить книгу о мебельном дизайне в'саморекламу) В результате о его предприя­тии узнал широкий круг потенциальных клиентов, а его имя навсегда стало символом характерного стиля рококо». «Руководство...» было не только ка­талогом, помогающим выбрать предметы, которые клиенты хотели заказать у Чиппендейла. Оно также служило источником вдохновения для других краснодеревщиков Британии, а также Франции, России и Соединенных Штатов Америки. Таким образом его дизайн распространился намного шире, чем это было возможно когда-либо раньше.

Во Франции происходило аналогичное движение стилей. В конце 1720-х гг. на смену рококо пришло барокко. Его, в свою очередь, в середине 1750-х гг. полностью вытеснил неоклассицизм.Стиль Директории, возник­ший в середине 1790-х гг. после Французской ре­волюции, перенял более простые и рациональные формы неоклассицизма, что больше соответство­вало республиканским настроениям того времени.

Как писал историк искусства Хью Хонор про этот краткий, но оказавший заметное влияние период, «стоические добродетели республиканского Рима были одобрены как стандарты не только в искусстве, но и в политическом поведении, и в быту... Даже кресла, на которых заседали члены Комитета обще­ственного спасения, были созданы по античным мо­делям Давида».

Стиль Директории предвосхитил появление энергичного стиля ампир, возникшего после того, как Наполеон Бонапарт в 1804 г. провозгласил Пер­вую империю. Во Франции ампир оставался домини­рующим стилем на протяжении почти всего XIX в. Неоклассический стиль во всех своих формах и проявлениях был наделен «голым» рационализмом, что отражало новый зарождающийся тип мышления, ко­торый в итоге привел к промышленной революции.

На другом берегу Ла-Манша, в Британии, нео­классическая архитектура и дизайн также были на пике моды во второй половине XVIII и в первые десятилетия XIX в. Ориентируясь на успех чиппендейловского «Руководства...», два других наиболее заметных британских дизайнера мебели, Джордж Хепплуайти Томас Шератон, тоже опубликовали основные принципы своей концепции дизайна соот­ветственно в 1788 и 1791 гг. Шератон учился мастер­ству краснодеревщика, но на момент публикации че­тырехтомника «Книга эскизов для краснодеревщика и обойщика» (TheCabinet-MakerandUpholsterer’sDrawingBook) не имел своей мастерской, поэтому ни один из предметов мебели нельзя с уверенностью назвать созданным им лично. Его дизайн с исполь­зованием греческих мотивов широко применялся другими краснодеревщиками. Он стал известен как «стиль Шератона». Томас Шератон прославился благодаря своим проектам, а не исполнению. При­мечательно, что это один из первых случаев, когда дизайнер стал законодателем вкусов и моды на осно­вании исключительно своих идей.

В XVIII в. также хорошо был известен шотланд­ский архитектор Роберт Адам, разработавший свой особый подход к неоклассицизму. Отвергая грубо­ватый неопалладианизм, который распространял «граф-архитектор» лорд Берлингтон, Роберт Адам с братом Джеймсом предложили более изящный стиль, который основывался на изучении древне­греческой архитектуры, а не ее поздней интер­претации архитектором Возрождения Андреа Пал­ладио. Появились и критики их ажурной, чуть лине ледяной тонкости лепнины, контрастирующей с пастельными оттенками окрашенных поверхностей. Изящный и женственный«Адамов стиль» быстро вошел в моду в Британии и оставался популя­рен с 1760-х до 1780-х гг. В то время он считался вершиной изящного вкуса и современности. Осле­пительные интерьеры особняка Остерли-парк се­мейства Чайлд, как и многие другие интерьеры, выполненные Адамом, отличаются легкостью, ха­рактерной для его стиля.

Роберт Адам пер­вым выдвинул понятие «тотального дизайна». Его заказы зачастую включали не только дизайн зданий, но и архитектурные детали интерьера, такие как ка­мины, дверная фурнитура, а также стилистически унифицированные предметы обстановки - от книж­ных шкафов, комодов и кресел до зеркал, тумб и канделябров.

Популярной в XVIII в. альтернативой неоклас­сицизму стала неоготика, которой отдали дань То­мас Чиппендейл и отчасти Роберт Адам. Впрочем, ' Интерпретация средневековых мотивов в середине 1700-х гг. заметно отличалась от той, что появится в следующем столетии. Одним из ярчайших образов этого раннего неоготического стиля, является Строберри- Хилл, вилла, построенная в Туикенеме на окраине Лондона создателем жанра готического романа Хора­сом Уолполом. Сооружение этого огромного нагромо­ждения башен, башенок, ложных крепостных валов и дымовых труб в елизаветинском стиле началось в 1749 г. и продолжалось более двух десятилетий. В результате п оявилось весьма стильное, но эксцен­тричное сказочное здание с соответствующими ин­терьерами.

К оролевский павильон в Брайтоне, строитель­ство которого началось в 1787 г., как и Строберри-Хилл, - необычный и экстравагант­ный загородный дворец, отражающий эксцентрич­ные и эклектичные стилистические вкусы богатых заказчиков Георгианской эпохи. Величественный королевский дворец построенный архитектором Джоном Нэшем в 1812-1822 гг. Позднее обновление коснулось харак­терного экзотического экстерьера; появились ку­пола-луковицы в причудливом индо-сарацинском стиле. Принц-регент останавливался здесь, отды­хая в приморском Брайтоне. Павильон пользовался большой популярностью у светского общества. Его театральные интерьеры, выполненные выдающимся лондонским декоратором Джоном Крейсом, поража­ют воображение.

Британский и европейский дизайн высокого стиля XVIII в. имел свои недостатки. Однако боль­шинство проектов, предназначенных не аристокра­там, а представителям среднего и высшего класса, обладали вполне целенаправленной функциональ­ностью. Их можно назвать протомодерном своего времени. Они отражали новую интеллектуальную рациональность дизайна. Рациональное мышление, зародившееся в XVIII в. и нашедшее стилистиче­ское воплощение в неоклассицизме, с неизбежно­стью вело к промышленной революции. В это время разделение труда достигло немыслимых прежде раз­меров. В этот же период родилась новая профессия промышленный дизайн.

В Америке неоклассицизм известен под названием федерального стидщ- тоже благодаря поли­тическим коннотациям. Двое американских отцов-основателей, архитектор Томас Джефферсон и серебряных дел мастер Пол Ревир, работали в сти­ле неоклассицизма. Волны неоклассицизма дошли и до Скандинавии. В Швеции его называли густавианским стилем в честь короля Густава III, который покровительствовал упрощенной скандинавской версии стиля Людовика XVI. В Дании, переживав­шей так называемый золотой век, тоже произошло освоение неоклассицизма, в основном благодаря работам Николая Абрагама Абильдгора, чьи стулья клисмос, строго соответствующие древнегреческим образцам, были выполнены с выдающейся, почти модернистской конструктивной простотой.

Неоклассицизм оглядывался на классическое прошлое, но стремился в будущее. Он переводил классические правила пропорции в изящную мо­дернистскую форму. В отличие от декоративных стилей предыдущих периодов неоклассицизм обла­дал внутренней упрощенной функциональностью, порой на грани модерна. Этот стиль дизайна, осно­ванный на разуме, идеально отражал культурные и политические настроения эпохи, которую позже англо-американский политик и революционер То­мас Пейн назвал «эпохой разума».

М ода XVIII в. на неоклассицизм и его идеалы красоты была отвергнута британским художни­ком Уильямом Хогартом в книге «Анализ красоты»(AnalysysofBeauty, 1753). Хогарт выступил в защиту изящества и целесообразности практики современ­ного дизайна и постарался объяснить, что эстетиче­ская красота предмета достигается в большей сте­пени его функциональной целесообразностью, чем привнесенной декоративностью.

Книгу встретили нападками и жесткой критикой в творческих кругах. Шутка ли, ведь Хогарт поднимал на смех и яростно бичевал все то, что казалось его современникам достойным похвал и признательного внимания, в частности, в области искусства.

Очень значимый призыв Хогарта к целесообраз­ности форм как в искусстве, так и в промышленно­сти оказал сильное влияние на многие поколения дизайнеров и производителей. Иллю­стрируя «Анализ красоты» ироничными гравюрами, Хогарт впервые сумел запоминающимися и увлека­тельными образами передать прямую связь между формой и функциональностью. Это имело неизмери­мое значение для более глубокого понимания дизай­на в XVIII в. Во второй половине этого века в Англиив интеллектуальных кругах все чаще начало ставить­ся под сомнение широкое распространение вкусов неоклассицизма и истинность таких его ценностей, как простота, гармония, симметрия и пропорцио­нальность. Их слишком часто упорно преследова­ли в угоду моде и за счет рационализма дизайна. Благодаря книге Хогарта о красоте возникло более глубокое понимание фундаментальной связи между предназначением предмета и его внешним видом, а также того, как это знание может быть применено к так называемым «художественным мануфактурам».