- •Содержание
- •Глава 1. Введение в предмет семейного консультирования
- •1.1 Цели и задачи семейного консультирования
- •1.2 Методы семейного консультирования
- •1.3 Модели семейного консультирования
- •Глава 2. Семейный диагноз
- •2.1 Описательный уровень семейного диагноза
- •2.2 Динамический и функциональный уровень семейного диагноза
- •2.3 Генетический уровень семейного диагноза
- •Глава 3. Коррекция семейных нарушений
- •3.1 Организация семейного консультирования
- •3.2 Основные принципы, поведение и позиция семейного консультанта
- •3.3 Стратегии коррекционного вмешательства
- •Параметры сплочения семьи:
- •Параметры семейной адаптации
1.3 Модели семейного консультирования
В соответствии с основными задачами коррекции (успокоением, мобилизацией и личностной реконструкцией), выделяются три модели семейного консультирования: энергетическая, симптоматическая и семантическая модели.
1. Энергетическая модель. В основе этой модели лежит идея энергетического гомеостаза — равновесия и оптимума активации.
Здесь консультирование непосредственно направлено на снижение эмоционального напряжения посредством вегетативных и разряжающих и катартических техник.
Основная идея состоит в том, что подавление выражения негативных эмоций вовне является фактором, интенсифицирующим этот эмоциональный процесс, и причиной его длительного сохранения в форме патогенного эмоционального напряжения. При подавлении тревоги, она лишь теряет свой предмет, становясь беспредметной, а потому ещё более патогенной. Этот эффект подавления прямо противоположен способу действия механизма психологической защиты у невротика.
2. Симптоматическая модель. Эта модель характеризуется тем, что семейные затруднения и конфликты рассматриваются как производные определённой конфликтогенной личностной черты какого-либо члена семьи (личностная тревожность, агрессивность, депрессивность, нейротизм, догматизм и т. п.), которая является предрасполагающим к конфликту личностным образованием.
Задача консультирования состоит в:
выявлении конфликтогенных личностных образований у членов семьи,
решении вопроса о совместимости характерологических и психодинамических качеств членов семьи,
коррекции психологической несовместимости, суть которой состоит в основном в информировании членов семьи об их личностных особенностях, выработке приемлемых способов обращения друг с другом.
Совершенно очевидно, что возможности коррекции личностных свойств посредством такого воздействия ограничены. Эта модель более эффективна при ролевой несовместимости, которая в ряде случаев рассматривается как основная причина семейной дисгармонии. Так, считается главным условием семейного счастья совпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения.
Симптоматическая модель в большей степени апеллирует к ролевым и поведенческим образованиям, в меньшей степени затрагивая личность. При выявлении несовместимых личностных особенностей супругов задача состоит в формировании адаптивных поведенческих форм у каждого из них. Поэтому симптоматическая модель не является личностно-ориентированной, но может, тем не менее, быть патогенетической — когда расстройство лежит на ролевом уровне.
3. Семантическая модель. В рамках этой модели структура личности, её актуальные черты рассматриваются как производные, вторичные защитные образования, вследствие «психологической защиты», которая модифицирует личностную структуру. Именно поэтому в теоретическом плане в основе этой модели лежит идея многомерности личностной структуры: первичных, вторичных и третичных личностных свойств. В рамках рассматриваемой модели конфликт объясняется не личностными «дефектами», а наоборот, конфликт обеспечивает образование определённых личностных свойств.
Задача консультирования состоит в построении (формировании) ряда правдоподобных версий конфликта. Такие версии представляют собой «семейный диагноз». Каждая из возможных версий подвергается проверке (верификации) при помощи психологических методик, которые являются теми фактами, которые подтверждают какую-либо версию либо опровергают её.
Например, обнаружение авторитарности у супругов само по себе безлико. Если супруги обращаются за консультацией с нарушением взаимодополнения по типу соперничества, и при этом у них диагностируется авторитарность, можно сформулировать как минимум две версии конфликта: первичной несовместимости личностных свойств и защитного семейного мифа. Совершенно очевидно, что коррекционная стратегия в этих случаях должна быть разной.
При реализации семантической модели консультирования существует значительная трудность следующего рода: построение версий конфликта опирается на имеющиеся у психолога теоретические представления о личности. Именно поэтому этот этап еще во многом остается во власти индивидуальных предпочтений психолога-консультанта.
Необходимо отметить, что модель консультирования тесно связана с общей стратегией психологического исследования. Так, в основе симптоматической модели лежат данные, полученные на больших выборках, о совместимости определенных личностных черт. В основе же семантического консультирования лежат представления об идеографическом описании объекта (анализ единичного случая).
Приводимые выше модели являются скорее взаимодополняющими, чем конкурирующими. Они различаются лишь уровнем сложности проведения как диагностического, так и коррекционного этапов.
Использование той или иной модели консультирования связано с двумя обстоятельствами:
во-первых, с характером обнаруженного дефекта семейных отношений;
во-вторых, с теоретическими предпочтениями и со стилем работы психолога-консультанта.
Так, если расстройство семейного функционирования связано с тем, что муж является психопатической личностью, вполне достаточно энергетической и симптоматической моделей. В тех же вариантах супружеской дисгармонии, которые обусловлены скрытой, неосознаваемой психической динамикой, следует предпочесть семантическую модель консультирования. В противном случае осуществляется соскальзывание в симптоматическую модель — формирование адаптивных поведенческих форм.
