- •§ 2. Агония самодержавия
- •§ 3. Образование Временного Правительства и Петроградского Совета. Отречение Николая II от престола
- •§ 4. Развитие революции (март-июнь 1917 г.)
- •§ 5. Страна на распутье. Июньские события. Движение генерала л.Г. Корнилова
- •§ 6. Ситуация в стране осенью 1917 г.
- •§ 1. Подготовка военного переворота
- •§ 2. Вооруженное восстание большевиков в Петрограде
- •§ 3. Установление советской власти в центре и на местах
- •§ 1. Начало строительства советской государственности и судьба Учредительного собрания
- •§ 3. Выход России из войны. Брестский мир
- •§ 4. Национальная политика большевиков
- •§ 5. Положение в экономике. Усиление социальных противоречий
- •§ 1. Причины войны. Создание фронтов
- •§ 2. Военные действия в 1918—1919 гг. Победы Красной армии
- •§ 3. Внутренняя политика противоборствующих сторон
- •§ 4. Крестьянство в Гражданской войне. «Третий путь»
- •§ 5. Советско-польская война. Разгром Врангеля. Окончание Гражданской войны на окраинах
- •§ 6. Итоги и последствия Гражданской войны
- •§ 1. Новая экономическая политика
- •§ 2. Образование ссср
- •§ 3. Внешняя политика Советского государства в 1921—1935 гг.
- •§ 4. Внутрипартийная борьба. Утверждение курса на «строительство социализма в отдельно взятой стране»
- •§ 5. Кризис в экономике во второй половине 1920-х гг. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 6. Индустриализация страны. Первые пятилетки
- •§ 7. Коллективизация сельского хозяйства. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 8. Общественно-политическая обстановка. Внутренняя и национальная политика
- •§ 1. Общественно-политический и экономический строй в ссср во второй половине 1930-х гг.: декларации и реальность
- •§ 2. Социальная структура общества. Морально-психологическая атмосфера
- •§ 3. Внешняя политика ссср перед Второй мировой войной
- •§ 1. Ссср и начало Второй мировой войны
- •§ 2. Взаимоотношения ссср со странами Прибалтики. Советско-финляндская война
- •§ 3. Экономический и военный потенциал ссср перед Великой Отечественной войной
- •§ 4. Советско-германские отношения перед Великой Отечественной войной
- •§ 5. Начало Великой Отечественной войны
- •§ 6. Ссср в решающей схватке с врагом
- •§ 7. Победа ссср в Великой Отечественной войне
- •§ 1. Внешняя политика ссср. Начало холодной войны
- •§ 2. Восстановление и развитие народного хозяйства
- •§ 3. Изменения территории, социальной структуры общества и общественного сознания
- •§ 4. Ужесточение политического режима
§ 3. Установление советской власти в центре и на местах
И охранительные, и демократические силы сопротивлялись захватившим власть большевикам, но действия их были разобщены. Не надеясь на сопротивление большевикам в Петрограде, 30 октября генерал М.В. Алексеев, бывший начальник штаба Верховного главнокомандующего, признанный лидер «правых беспартийных» генералов, выехал из Петрограда на Дон. 2 ноября он прибыл в Новочеркасск, и этот день белогвардейцы впоследствии считали днем рождения Добровольческой армии. (Вообще, идея создать Добровольческую армию для борьбы с немцами появилась в военных верхах еще в конце сентября 1917 г.) На юг началась переброска курсантов юнкерских училищ из Киева, Одессы. Усилился приток офицеров в эти области. В конце ноября сюда устремились лидеры корниловского движения, выпущенные из-под стражи Верховным главнокомандующим генералом Н.Н. Духониным. Вскоре сам Л.Г. Корнилов возглавил бывшую «Алексеевскую организацию», переименованную в Добровольческую армию.
Подавляющее большинство новой армии (первоначально она не превышала 2 тыс. человек) составляли офицеры. По своим политическим взглядам 80% их в тот период были монархистами. Так на Юге России зародилась общероссийская охранительная сила, действительно способная сражаться с большевиками.
Силы демократии оказали большевикам очень слабое сопротивление. Бежав из Петрограда, Керенский пытался вернуться туда во главе 3-го конного корпуса, который в августе посылался на Петроград генералом Корниловым, а теперь, по планам Керенского, должен был спасти демократию. Однако из всего корпуса под рукой оказались лишь 10 сотен. Подходя к Петрограду 28 октября, Керенский и командующий корпусом генерал П.Н. Краснов надеялись на юнкерские училища и казачьи полки Петроградского гарнизона.
Юнкера, действительно, восстали, но были разбиты, а казачьи полки и не пытались подняться. К 30 октября после незначительных стычек с красногвардейцами и балтийскими моряками казаки 3-го конного корпуса вступили в переговоры и выдали большевикам Краснова. Керенский снова бежал.
В то же время Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников (Викжель), угрожая всеобщей забастовкой на транспорте, выставил большевикам ультиматум прекратить борьбу с Керенским и создать «однородное социалистическое правительство» из представителей всех социалистических партий.
Эту идею поддержали отдельные лидеры большевиков. С 28 октября Л.Б. Каменев, А.И Рыков, Д.Б. Рязанов (Гольденбах) и др. вступили в переговоры с Викжелем и с меньшевиками, которые в нем преобладали. Речь шла об образовании «однородного социалистического правительства» вместо Совета народных комиссаров и Народного совета вместо ВЦИКа. Оппозиционеры согласились не включать в новое правительство Ленина и Троцкого.
В рядах большевистского руководства по этому поводу произошел раскол. Ленин и Троцкий все же победили оппозицию, настояли на прекращении переговоров. В результате несколько членов ЦК большевиков и три народных комиссара ушли со своих постов. Каменев был смешен с поста председателя ВЦИКа, на его место поставлен Я.М. Свердлов.
Для Ленина главным итогом переговоров с Викжелем был выигрыш времени (пока железные дороги не бастовали) для переброски надежных отрядов в Москву, где еще шла борьба за власть.
В Москве с 26 октября шла борьба между Военно-революционным комитетом во главе с большевиками и образованным городской думой Комитетом общественной безопасности во главе с городским головой В.В. Рудневым (правый эсер) и командующим Московским военным округом полковником К.И. Рябцевым.
ВРК ввел в Кремль верных ему солдат 56-го запасного полка и установил контроль над Арсеналом. Рябцев, в свою очередь, блокировал Кремль. Под влиянием председателя Московского Совета В.П. Ногина, сторонника соглашения с Викжелем, ВРК вступил в переговоры с Рябцевым.
Вечером 27 октября Рябцев предъявил ультиматум о роспуске ВРК и введении в Москве военного положения. ВРК призвал рабочих Москвы к всеобщей забастовке.
Верные Рябцеву войска обманом вошли в Кремль и перебили солдат 56-го полка. В ответ на это 28 октября московские рабочие восстали. К вечеру они вместе с солдатами гарнизона блокировали центр города.
29 октября специальный отряд из красногвардейцев и солдат во главе с левым эсером Ю.В. Саблиным начал захватывать центр города, почтамт и центральный телеграф.
Викжель ультимативно потребовал заключить перемирие, и оно было заключено на весь день 30 октября. Переговоры остались безрезультатными. В ночь на 31 октября возобновились военные действия.
2 ноября Комитет капитулировал. ВРК передал власть Московскому Совету.
Новая власть быстро распространилась по всей стране. Внешне в городах все это произошло почти незаметно. Обыватели порой не осознавали, что состоялся переворот. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на октябрьские события.
Решающим фактором послужил начавшийся процесс разрешения крестьянского вопроса. «Октябрь последовал в силу того, что среди маргиналов определяющую роль стали играть солдатские массы, представляющие наиболее многочисленное сословие — крестьянство»,— считает В.П. Булдаков. И там, где стояли тыловые солдатские гарнизоны, новая власть устанавливалась почти без сопротивления.
Сильно способствовало установлению советской власти крестьянское движение. Большевики, изначально имевшие мизерное влияние на крестьян, теперь, придя к власти, чутко реагировали на их настроения, принимали их самые крайние требования.
При всей своей разрушительности развернувшиеся события в тот период «удовлетворяли вековые чаяния русского крестьянства». Большевики не мешали крестьянам захватывать помещичьи земли. Процесс этот начался задолго до октября 1917 г., а высшей точки достиг в ноябре 1917 г. — январе 1918 г. Началось возрождение общины, в чье распоряжение отходили помещичьи угодья. Попутно разорялось ненавистное крестьянам помещичье хозяйство. В середине ноября в Тульской губернии, по словам очевидцев, наблюдалось «разорение полное, уничтожена вся культурная сельскохозяйственная работа — плодовые сады, племенные питомники, семенное хозяйство... Все деревни переполнены от грабежа усадеб».
По стране бушевала гигантская стихия расправы, возмездия. Причем выявилось, что именно либералы, интеллигенция казались народу главным врагом. «В Москве студент — опять враг народа»,— отмечал В.И. Вернадский в дневнике 3 ноября 1917 г.
Первоначально насилие со стороны новой государственной власти почти отсутствовало. Лидер партии левых эсеров М.А. Спиридонова характеризовала действия власти того периода как «редкие репрессии и стыдливый нажим». Но и «политически организованная часть общества», ранее гордившаяся своей оппозиционностью царской власти, была в шоке от результатов поддержанной ею в феврале 1917 г. революции. «Многие утратили веру, сделались жертвами усталости и апатии», — писали очевидцы. «В сущности массы за большевиков»,— констатировал Вернадский и отмечал, что борются с большевиками лишь немногочисленные офицеры, студенты, юнкера. На национальных окраинах и на территории казачьих войск наблюдателям казалось, что великорусские губернии признали большевиков безоговорочно. «Большевистскую власть без сопротивления, без какой-либо борьбы, добровольно принял единственный народ бывшей России — великорусский; принял как программу, как свою идеологию и большевизм» — так оценивали ситуацию донские казачьи генералы. Они считали, что борьба начинается там, где проходит этническая граница великороссов.
Активное сопротивление власти большевиков оказали казачьи окраины. 26 октября 1917 г. командования самых крупных казачьих войск — Донского и Кубанского — объявили о непризнании советской власти и приняли на себя всю полноту государственной власти на Дону и Кубани. 1 ноября объявил войну советской власти атаман Оренбургского казачьего войска А.И. Дутов.
3 ноября Центральная рада в Киеве заявила, что берет в свои руки власть на Украине (без Крыма). Местная власть закреплялась за городскими думами и земствами, рабочим обещали 8-часовой рабочий день, государственный контроль за производством. Земельный вопрос предполагалось решить на украинском Учредительном собрании.
7 ноября Центральная рада объявила об образовании Украинской Народной Республики в составе России и стала формировать украинские воинские части, не подчинявшиеся СНК.
23 ноября Центральная рада издала постановление об образовании однородного социалистического правительства Федеративной Российской Республики из представителей правительств областей и народов. Существующему СНК отводилась роль правительства Великороссии. Рада объявила, что готова взять на себя инициативу созыва в Киеве представителей от правительств для сформирования правительства Российской Республики.
Кроме того, Центральная рада отказалась пропустить с фронта на Дон верные СНК военные части, которые были двинуты на подавление казачьих движений. После ультиматума СНК 3 декабря по этому поводу и отрицательного ответа Рады между ними произошел открытый разрыв. Большевики провели в Харькове Всеукраинский съезд Советов и создали параллельное украинское правительство — Центральную раду Советов, в результате на Украине началась вооруженная борьба двух правительств.
Падение Временного правительства вызвало сильнейшее потрясение на Северном Кавказе. Русское население, составлявшее здесь около 40%, было расколото на казаков и иногородних и конфликтовало по поводу неравной наделенности землей. Среди горцев ситуация была не менее сложная. Те народы, среди которых уже произошло социальное расслоение, приняли участие в классовых столкновениях. Так, кабардинцы стали отнимать землю у своих узденей (дворян). Менее дифференцированное население Чечни и Ингушетии (хотя там и было 50—60 враждующих партий) имело общую идею отбросить казаков и осетин за Сунжу и Терек и занять равнинные земли. По этой причине в ноябре начались нападения чеченцев и ингушей на казаков, что вылилось в открытую войну. 6 ноября 1917 г. казачья и горская верхушки пошли на раздел власти: на территории горцев власть была передана Центральному комитету горцев Кавказа, а на территории Терского казачьего войска — Войсковому кругу и Войсковому правительству.
На Дону и Кубани большевики, опираясь на местную Красную гвардию, войска, снятые с фронта, и Черноморский флот, вели бои с местными правительствами до февраля — марта 1918 г. Большую роль сыграла позиция казаков, подавляющее большинство которых объявило нейтралитет в развернувшейся борьбе.
На Дону съезд фронтового казачества создал свой Донской военно-революционный комитет во главе с вахмистром Ф.Г. Подтелковым. После долгих колебаний Донской ВРК признал власть большевиков и начал войну с Войсковым правительством и атаманом A.M Калединым.
Охранительные силы в лице Добровольческой армии Л.Г. Корнилова, невзирая на некоторые разногласия, как могли помогали казачьим правительствам, но силы были явно неравны. 29 января 1918 г. донской атаман Каледин застрелился. Еще через две недели остатки отрядов донского правительства ушли в Сальские степи, оставив столицу Дона — Новочеркасск. Добровольческая армия в количестве 3800 бойцов двинулась из Ростова на Кубань, где надеялась пополниться местными добровольческими формированиями, но 14 марта (н.с.) Екатеринодар тоже был занят большевистскими отрядами, и войска Кубанского Войскового правительства сами остались без надежной базы.
Таким образом, в марте 1918 г. антибольшевистские силы на юге России были вытеснены из административных и промышленных центров. В апреле бежал в Тургайские степи оренбургский казачий атаман Дутов.
Организованное военное сопротивление противников новой власти в России было.
