Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВЕНКОВ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
335.38 Кб
Скачать

§ 4. Ужесточение политического режима

Серьезные изменения, произошедшие в сознании народа, тревожили советские «верхи». Однако для власти были очевидны как прочность собственных позиций, так и отсутствие в стране сколько-нибудь серьезных сил, способных на сопротивление. Малейшие проявления вольнодумства или того, что казалось власти вольнодумством, пресекались немедленно.

Так, 14 августа 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». Писатель М.М. Зощенко и поэтесса А.А. Ахматова были исключены из Союза писателей. Зощенко пострадал за «злостно хулиганское» изображение действительности. Вопрос был поставлен по инициативе И.В. Сталина, который назвал Зощенко «проповедником безыдейности». Фактически Ахматова и Зощенко были наказаны за то, что в их произведениях отсутствовало восхваление власти. После этого последовала волна «разоблачений» и преследований. Гонениям подвергались сомнительные для власти элементы, которые не демонстрировали особой к ней любви (проявление нелюбви каралось сразу и безоговорочно).

В не меньшей степени власть была увлечена борьбой группировок внутри самого аппарата. За время Великой Отечественной войны верхний эшелон власти практически не претерпел изменений. Лишь после войны, в 1946 г., умер формальный глава государства («всесоюзный староста») М.И. Калинин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал малоизвестный в народе Н.М. Шверник. В целом престиж законодательной власти в то время был невысок.

Вокруг Сталина после войны сложилась группа «старых кадров»: В.М. Молотов, Л.П. Берия, Л.М. Каганович, А.А. Жданов, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян, А.А. Андреев, Н.С. Хрущев. Но за годы войны правящая верхушка пополнилась энергичными деятелями, такими, как Н.А. Вознесенский, Г.М. Маленков, А.А. Кузнецов. Особенно сильны были позиции «лидера молодых» — Маленкова, секретаря ЦК ВКП(б) и заместителя председателя Совета министров СССР.

Сталин, осознавая неизбежность групповых столкновений, умело использовал соперничество между представителями высшего руководства. Так, руками Маленкова в 1945 г. был смещен и «разоблачен» народный комиссар государственной безопасности В.Н. Меркулов, что ослабило позиции Берии. Но Берия в 1946 г. сумел ввести в Оргбюро ЦК Н.А. Булганина, Л.З. Мехлиса и В.М. Андрианова. (Примерно в этом составе Оргбюро работало до 1952 г.: Булганина, перешедшего в Политбюро, сменил М.А. Суслов.) Наркомом госбезопасности был назначен бывший начальник армейской контрразведки СМЕРШ B.C. Абакумов, окончивший лишь 4-классное городское училище.

Между Маленковым и Ждановым, фактически вторым секретарем ЦК, разгорелась поощряемая Сталиным борьба. Она закончилась в мае 1946 г. поражением Маленкова, его отправили в Среднюю Азию и Сибирь руководить хлебозаготовками, «опала» длилась до конца 1947 г. Жданов сместил и близких Маленкову руководителей. Место Маленкова в ЦК занял Кузнецов.

Определенные опасения у руководства страны вызывали военные, которые после войны «слишком высоко задрали хвост». Маршал Рокоссовский был направлен министром обороны в Польшу (!), маршал Жуков — выведен из ЦК и назначен командующим Одесским военным округом. В 1947 г. была арестована группа генералов, в том числе маршал авиации Н.А. Новиков. Абакумов пытался «выбить» у них показания о «заговоре военных» и об участии в нем Жукова. Однако Сталин, с чьего благословения эта расправа вершилась, лицемерно «не верил», что Жуков может выступить против ЦК. Жукова не тронули, но большинство арестованных расстреляли.

В 1948 г. умер Жданов. Вернувшийся к «серьезным делам» Маленков возглавил Оргбюро ЦК. С этого момента Сталин руками Маленкова и Берии стал наносить удары по «молодым кадрам». Ранее он несколько раз высказывался, что Вознесенский (заместитель председателя Совета министров, глава Госплана и член Политбюро) со временем станет его преемником на посту премьера, а Кузнецов (секретарь ЦК, член Оргбюро ЦК) — на посту лидера партии. Однако именно эти молодые руководители были объявлены главарями заговора; по «ленинградскому делу» были привлечены председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии П.С. Попков, председатель Ленинградского горисполкома П.Г. Лазутин и др. Арестованных обвинили в том, что они создали антипартийную группу, противопоставляли Ленинградскую партийную организацию всему ЦК и вынашивали идею создания компартии России. 1 октября 1950 г. Военная коллегия Верховного суда СССР на закрытом заседании приговорила главных обвиняемых к расстрелу. Через час после оглашения приговор привели в исполнение...

«Ленинградское дело» повлекло за собой еще ряд процессов. Всего пострадало около 2 тыс. человек.

С 1948 г. началась идеологическая кампания, имевшая драматические последствия, — «борьба с космополитизмом». Еще в конце 1930-х гг. стало заметным вытеснение евреев из органов государственного и хозяйственного управления, из партийного аппарата. Эта тенденция получила развитие в годы войны.

С 1947 г. в Министерстве государственной безопасности (МГБ) прослеживалась тенденция рассматривать евреев как потенциальных врагов Советского государства. Во многом этому способствовало обострение отношений с США, где евреи играли (и играют) заметную роль в финансовой сфере и политике. Начало холодной войны привело к тому, что советские евреи стали считаться «резервом» шпионских кадров. Кроме того, власти было выгодно иметь выход для недовольства населения, используя известный тезис — «во всем виноваты евреи».

Объектом внимания органов безопасности стал созданный во время войны Еврейский антифашистский комитет, призванный влиять на мировое общественное мнение с антифашистских позиций. МГБ дважды, в 1946 и 1948 гг., предлагало ликвидировать этот Комитет, усматривая в его работе националистические проявления. Ставился вопрос о росте еврейского национализма. Проявлением его, например, считалось ходатайство 1944 г. создать в Крыму еврейскую национальную автономию.

Своеобразным толчком послужил приезд в СССР в 1948 г. полномочного представителя только что созданного государства Израиль Голды Меир, которой советские евреи устроили восторженную встречу. То, что евреи, считавшиеся наиболее надежными интернационалистами и коммунистами, радовались образованию еврейского «буржуазного государства», вызвало ответную реакцию властей. В 1948 г. Еврейский антифашистский комитет был закрыт, 15 его членов арестованы, среди них дипломаты, ученые, артисты, поэты, общественные деятели, работники госаппарата. Допрашивая их и задавая вопрос «Кто главный еврей в СССР?», Абакумов собирал материал о всеобщем еврейском заговоре, искал компромат на Кагановича и П.С. Жемчужину (жену Молотова). В марте 1952 г. началось развернутое следствие. Под подозрением были И.Г. Эренбург, В.В. Гроссман, С.Я. Маршак, М.И. Блантер, Б.А. Слуцкий — всего 213 человек.

В мае-июне 1952 г. Военная коллегия Верховного суда рассматривала дело Еврейского антифашистского комитета, обвиненного в связях с американской разведкой. 13 обвиняемых были расстреляны, один умер во время следствия. Еще по нескольким подобным процессам привлекли 110 человек, десять из них расстреляли.

13 января 1953 г. была арестована группа врачей кремлевской больницы, которых обвиняли в смерти Жданова и других высокопоставленных больных. Среди арестованных четвертую часть составляли евреи. Постепенно дело стало принимать антиеврейский характер, и только смерть Сталина помешала довести его до судебного процесса.

Борясь с «космополитизмом», власть не забывала убирать свидетелей. В июле 1951 г. по инициативе Маленкова сместили и арестовали самого Абакумова. К нему активно применялись пытки и избиения, он превратился в полного инвалида. После смерти Сталина и ареста Берии Абакумов так и не был освобожден. Его обвинили уже в иных преступлениях, осудили и расстреляли в декабре 1954 г.. В августе 1951 г. МГБ возглавил С.Д. Игнатьев.

Однако власть уже не проводила открытые показательные процессы, размах репрессий был не столь высок. На XIX съезде партии в октябре 1952 г. Маленков, выступавший вместо Сталина с отчетным докладом, пытался спровоцировать очередную «чистку». Но его призывы к «борьбе с бюрократизмом вплоть до полного разгрома», упреки в «перерожденчестве», «взяточничестве» и «выходе из-под контроля» не встретили энтузиазма зала. Предлагаемые идеи сменяемости кадров (ограничения двумя-тремя сроками работы на выборных должностях) не вызвали возражений в партийных низах, но были похоронены верхними эшелонами власти. В 1952 г. снова проявилась тенденция смещения власти от партийных органов к исполнительным (государственным), и в то же время шел процесс слияния этих органов. На съезде партия была переименована из ВКП(б) в КПСС — Коммунистическую партию Советского Союза.

Вместо Политбюро во главе ЦК партии отныне стоял более многочисленный Президиум, но в рамках Президиума появилось Бюро Президиума, в которое вошли Сталин и его заместители по Совету министров.

5 марта 1953 г. И.В. Сталин скончался. С его смертью начался новый этап в жизни страны.