- •§ 2. Агония самодержавия
- •§ 3. Образование Временного Правительства и Петроградского Совета. Отречение Николая II от престола
- •§ 4. Развитие революции (март-июнь 1917 г.)
- •§ 5. Страна на распутье. Июньские события. Движение генерала л.Г. Корнилова
- •§ 6. Ситуация в стране осенью 1917 г.
- •§ 1. Подготовка военного переворота
- •§ 2. Вооруженное восстание большевиков в Петрограде
- •§ 3. Установление советской власти в центре и на местах
- •§ 1. Начало строительства советской государственности и судьба Учредительного собрания
- •§ 3. Выход России из войны. Брестский мир
- •§ 4. Национальная политика большевиков
- •§ 5. Положение в экономике. Усиление социальных противоречий
- •§ 1. Причины войны. Создание фронтов
- •§ 2. Военные действия в 1918—1919 гг. Победы Красной армии
- •§ 3. Внутренняя политика противоборствующих сторон
- •§ 4. Крестьянство в Гражданской войне. «Третий путь»
- •§ 5. Советско-польская война. Разгром Врангеля. Окончание Гражданской войны на окраинах
- •§ 6. Итоги и последствия Гражданской войны
- •§ 1. Новая экономическая политика
- •§ 2. Образование ссср
- •§ 3. Внешняя политика Советского государства в 1921—1935 гг.
- •§ 4. Внутрипартийная борьба. Утверждение курса на «строительство социализма в отдельно взятой стране»
- •§ 5. Кризис в экономике во второй половине 1920-х гг. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 6. Индустриализация страны. Первые пятилетки
- •§ 7. Коллективизация сельского хозяйства. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 8. Общественно-политическая обстановка. Внутренняя и национальная политика
- •§ 1. Общественно-политический и экономический строй в ссср во второй половине 1930-х гг.: декларации и реальность
- •§ 2. Социальная структура общества. Морально-психологическая атмосфера
- •§ 3. Внешняя политика ссср перед Второй мировой войной
- •§ 1. Ссср и начало Второй мировой войны
- •§ 2. Взаимоотношения ссср со странами Прибалтики. Советско-финляндская война
- •§ 3. Экономический и военный потенциал ссср перед Великой Отечественной войной
- •§ 4. Советско-германские отношения перед Великой Отечественной войной
- •§ 5. Начало Великой Отечественной войны
- •§ 6. Ссср в решающей схватке с врагом
- •§ 7. Победа ссср в Великой Отечественной войне
- •§ 1. Внешняя политика ссср. Начало холодной войны
- •§ 2. Восстановление и развитие народного хозяйства
- •§ 3. Изменения территории, социальной структуры общества и общественного сознания
- •§ 4. Ужесточение политического режима
§ 1. Ссср и начало Второй мировой войны
Август 1939 г., последний предвоенный месяц, был насыщен событиями. Мир лихорадочно готовился к мировой войне, создавалось впечатление: все знают, что война начнется, но стремятся не предотвратить ее, а вступить в нее на наиболее выгодных условиях. Гитлеровское руководство, принявшее решение о нападении на Польшу, прощупывало настроения советских верхов и обещало занять позицию, «которая обеспечила бы жизненные интересы Советского Союза в Балтийском регионе».
5 августа немецкое руководство разработало конкретный план провокаций на польской границе, чтобы иметь повод для нападения на Польшу. В тот же день англо-французская военная делегация морем отправилась в СССР, имея инструкцию «вести переговоры медленно, следя за ходом политических событий». Пока делегация была в пути, Гитлер заявил представителю Лиги Наций Буркхарту, что готов заключить с Англией пакт об окончательном урегулировании спорных вопросов. 23 августа предполагалась встреча с Н. Чемберленом.
12 августа начались переговоры наркома обороны К.Е. Ворошилова с англо-французской делегацией о совместных действиях в случае германской агрессии. Переговоры сразу же зашли в тупик. Советский Союз не мог оказать реальной военной помощи Англии и Франции, так как не имел с Германией общей границы. Вопрос снова уперся в позицию Польши, которая отказывалась пропустить советские войска через свою территорию.
Ситуация осложнялась событиями на Востоке. В мае 1939 г. японские войска перешли монгольскую границу и заняли значительную часть территории по обоим берегам р. Халхин-Гол.
Согласно советско-монгольскому договору от 12 марта 1936 г., Красная армия вместе с монгольскими войсками начала бои с японцами, имея приказ разгромить противника, но не выходить за пределы Монголии. Была сформирована специальная группа войск во главе с Г.К. Жуковым. В результате в июле японцы были отброшены за Халхин-Гол. Советское командование дало директиву не позднее 20 августа перейти в наступление и разгромить японцев, укрепившихся между Халхин-Голом и монгольской границей. На Востоке назревали решающие бои.
14 августа германская дипломатия активизировала переговоры с СССР. Немцы заявляли, что Запад снова, как и в 1914 г., втягивает Россию (СССР) в войну, и предлагали урегулировать вопросы по всем проблемам на территории между Балтийским и Черным морями. Сталинское руководство продолжало переговоры с Англией и Францией, принимая одновременно германские предложения. Началось согласование текста пакта о ненападении между СССР и Германией, причем 19 августа Молотов заявил, что пакт не будет иметь силы без специального протокола, который разделил бы сферы влияния СССР и Германии.
В тот же день на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин объяснил причины проведения такой внешней политики. Гитлеру надо было дать определенные гарантии, чтобы развязать ему руки для борьбы с Англией и Францией. Новая империалистическая война, считал Сталин, обескровит Европу (сильны еще были воспоминания о Первой мировой войне, о «верденской мясорубке» и пр.). В стране, потерпевшей поражение, неизбежно начнется революция. И тогда Советский Союз со своей мощной, успевшей перевооружиться армией вступит в разоренную Европу...
20 августа Гитлер обратился к Сталину с личным посланием, предлагая принять 22—23 августа германского министра иностранных дел И. Риббентропа для подписания пакта о ненападении. 21 августа Сталин дал свое согласие. В тот же день Ворошилов прервал переговоры с англофранцузской военной миссией из-за нерешенности вопроса о Польше.
Одновременно 20 августа советские войска перешли в наступление в Монголии. В результате боев 21—26 августа японцы были окружены, 31 августа последние очаги их сопротивления на монгольской территории были ликвидированы. Однако состояние военного противоборства между СССР и Монголией, с одной стороны, и Японией — с другой, сохранилось.
Гитлер считал, что СССР идет на подписание пакта из-за боязни войны. 22 августа он заявил: «Положено начало разрушению гегемонии Англии. Сталину известно, что его режиму придет конец независимо от того, выйдут ли его солдаты из войны победителями или побежденными». Встреча германского руководства с Чемберленом была отменена. 23 августа Риббентроп прилетел в Москву для подписания пакта о ненападении. Он привез свой вариант секретного протокола о разделе сфер влияния. Гитлер намеревался провести раздел Прибалтики по р. Даугава, прибрав к рукам Литву и Южную Латвию, а в Польше — по р. Висла. Сталин потребовал латвийские порты. Гитлер в секретной телеграмме согласился. К исходу дня был подписан советско-германский Договор о ненападении сроком на 10 лет, а также секретный протокол, в соответствии с которым в случае «территориально-политического переустройства областей Прибалтики» северная граница Литвы становилась границей сфер интересов России и Германии, т.е. в советскую сферу входили Финляндия, Эстония, Латвия, в германскую — Литва. В случае такого же «переустройства» Польши линия раздела зон влияния проходила по рекам Нарев, Висла, Сан. Вопрос о сохранении независимой Польши оставался открытым. Подчеркивался «интерес СССР к Бессарабии» и «политическая незаинтересованность» Германии в этой области. Суть протокола сводилась к разграничению сфер влияния за спиной третьих стран и готовности к их «переустройству».
После подписания пакта о ненападении с Германией советское руководство предложило англо-французской делегации продолжить переговоры, но они так и не сдвинулись с мертвой точки. Ворошилов заявил, что СССР пошел на заключение пакта из-за позиции Англии и Франции.
31 августа Договор о ненападении был ратифицирован Верховным Советом СССР.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу и тем самым развязала Вторую мировую войну. В первый же день немецкие танки из Восточной Пруссии двинулись по части польской территории, входившей в зону интересов Советского Союза.
3 сентября Франция и Великобритания объявили войну Германии. 4 сентября немецкие дипломаты предложили советскому руководству начать вооруженное выступление против Польши. 5 сентября Молотов дал уклончивый ответ. В тот же день США заявили о своем нейтралитете в начавшейся войне.
9 сентября немецкие войска начали штурм Варшавы (последние защитники польской столицы капитулировали 27 сентября).
На Западном фронте английские и французские войска бездействовали (110 дивизий союзников против 23 немецких). Это противостояние вошло в историю под названием «странной войны». Союзники все еще надеялись, что СССР и Германия столкнутся из-за спорных территорий на востоке Польши или из-за Прибалтики.
После ряда консультаций между Москвой и Берлином 14 сентября было решено сосредоточить советские войска на границе. 15 сентября было заключено соглашение о прекращении военных действий между советскими, монгольскими и японскими войсками с 16 сентября 1939 г. В тот же день, 16 сентября, началась эвакуация польского правительства в Румынию. И лишь после этого 17 сентября советские войска перешли границу. Это наступление в Москве было названо «освободительным походом». Молотов заявил, что польское государство перестало существовать (Польшу стали называть «уродливым детищем Версальского договора»), что Красная армия получила приказ «взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Одновременно советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью». Явно просматривалось нежелание Советского Союза дать повод западным странам обвинить его в агрессии.
Гитлер же, наоборот, 20 сентября отдал приказ своим генералам уступить русским территорию по их требованию. 22 сентября было опубликовано советско-германское коммюнике, где устанавливалась демаркационная линия между армиями Германии и СССР и называлась линия, определенная секретным протоколом от 23 августа. Красная армия как бы приглашалась на Вислу, в центр этнической Польши.
25 сентября Москва предложила Берлину пересмотреть прежнюю демаркационную линию. Отдавая Германии земли между Вислой и Бугом, она оставляла за собой лишь территории, заселенные в основном украинцами и белорусами. Германия же должна была отказаться от своих претензий на Литву. Новую разграничительную линию предлагалось оформить особым договором.
28 сентября 1939 г. был подписан договор между Россией и Германией, названный по инициативе германской стороны Договором о дружбе и границах. Договор определял новую, «окончательную» границу. Западная Украина и Западная Белоруссия отходили к СССР, за Германией оставалось право на «государственное переустройство» остальной Польши, секретные протоколы включали Литву в сферу интересов СССР (вопрос о Южной Литве был окончательно урегулирован лишь в начале 1941 г.). Кроме того, стороны брали на себя обязательство бороться с «польской агитацией» на новых территориях.
29 сентября в совместном заявлении отмечалось, что если усилия Германии и СССР по ликвидации войны не достигнут цели, если Англия и Франция решат затягивать войну, то правительства СССР и Германии «будут консультироваться друг с другом о необходимых мерах»,
Как в этом заявлении, так и в других актах просматривалась антианглийская и антифранцузская направленность советской внешней политики. Молотов утверждал, что именно эти страны хотели втянуть СССР в войну. 30 ноября 1939 г. Сталин на страницах газеты «Правда» заявил: «...не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию...» Во многом это была обычная демонстрация. Гитлера старались убедить в лояльности и подтолкнуть к активизации на западном направлении. В то же время продолжалось наращивание военных сил Советского Союза на новой советско-германской границе.
Как считали современники (дипломаты нейтральных стран), «Москва стала суперарбитром в большой войне, которая разделила Европу на два лагеря». Положение было выигрышным, но неожиданно кратковременным.
