Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВЕНКОВ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
335.38 Кб
Скачать

§ 4. Развитие революции (март-июнь 1917 г.)

Падение самодержавия не разрешило накопившихся веками проблем. «Нет уже самодержавия, а русская тьма и русское зло остались»,— констатировал Н.А. Бердяев. После февраля 1917 г. страна продолжала сползать к общенациональной катастрофе. Нравы верхушки общества не изменились и не могли измениться в такой короткий срок. «...Взятка по-прежнему является устоем русской жизни, ее основной конституцией... Происходит грандиозная нажива на революции», — отмечал Бердяев.

Положение в стране не улучшилось. Временное правительство не смогло справиться ни с одним важным вопросом, оттягивая их решение до Учредительного собрания, а созыв Собрания — до окончания войны. Авторитет правительства был низок. «После 3 марта и до Учредительного собрания всякая верховная власть носила признак самозванства и никакая власть не могла удовлетворить все классы населения ввиду непримиримости их интересов и неумеренности их вожделений»,— считал А.И. Деникин. Некоторые современники полагали, что компромиссное решение накопившихся проблем невозможно, поскольку «русская революция хотела бы истребить весь культурный слой наш, утопить его в естественной народной тьме» (Бердяев).

Не на высоте оказались политические силы. «Революцию ждали, ее готовили, но к ней не подготовился никто, ни одна из политических группировок»,— писал Деникин. А.С. Изгоев отмечал, что «русская интеллигенция в лице ее политических партий вынуждена была немедленно из оппозиции перестроиться в органы власти. Тут ее и постигло банкротство, заставившее забыть даже провал монархии». Между тем Временное правительство распространяло свою власть по всей стране. Генерал-губернаторы и губернаторы смещались, их место занимали комиссары Временного правительства. Власть на местах переходила к земским органам или органам городского самоуправления. По инициативе снизу создавались параллельные органы власти — общественные комитеты и советы. Если первые выступали с поддержкой непосредственно Временного правительства, то вторые ориентировались на Петроградский Совет и, хотя в большинстве поддерживали правительство, становились параллельной властью в государстве, создавая гибельное для страны двоевластие.

Первыми актами Временного правительства стали: всеобщая амнистия, отмена прежней администрации, отмена смертной казни, отмена всех ограничений по национальному и религиозному принципам, создание особого совещания по выработке закона о выборах в Учредительное собрание, отмена всех нарушений финляндской конституции, провозглашение независимости Польши. Однако дело застопорилось, когда встал вопрос о войне и мире, о земле, о собственности.

Пока правительство ограничилось передачей кабинетной (императорской) собственности (в том числе и земли) в распоряжение соответствующих министерств. Этих мер было явно недостаточно. В марте, накануне сева, крестьяне стали самовольно захватывать помещичьи земли, поджигать и громить имения. Декларация Временного правительства от 19 марта запрещала захват помещичьих земель и обещала, что вопрос будет решен на Учредительном собрании.

Для наведения порядка в деревню посылались войска (нередко они переходили на сторону крестьян).

В городах рабочие на заводах создавали фабрично-заводские комитеты, изгоняли администрацию и технический персонал, что отрицательно сказывалось на производстве.

Ширилось антивоенное движение. Временное правительство помнило, что самодержавие было свергнуто ввиду его неспособности довести войну «до победного конца», и надеялось, что это свержение вызовет энтузиазм в стране и поднимет боеспособность армии. Но общее расстройство хозяйства, «демократизация армии», создание в ней комитетов (от ротных и до фронтовых) и введение института комиссаров — все это дезорганизовало вооруженные силы России. Планировавшееся совместно с союзниками весеннее наступление русской армии было перенесено на лето.

Положение Временного правительства объективно изменилось к худшему, когда в начале апреля в страну вернулись из эмиграции лидеры большевиков В.И. Ленин, Г.Е. Зиновьев и др.

И в те времена, и ныне часто поднимается вопрос о связи большевиков с германским правительством, об их работе на немецкие деньги. Для самих большевиков данный вопрос большой роли не играл. Будучи марксистами-интернационалистами, считая патриотизм пережитком или вредным явлением и подходя ко всем проблемам с классовых позиций, они не считали зазорным брать деньги у одних «империалистов», чтобы свалить других. Впоследствии, придя к власти в России, они также старались свалить германское правительство, чьими деньгами совсем недавно воспользовались. «Не без греха» в этом отношении оказались и некоторые меньшевики и эсеры.

Партия большевиков была не очень многочисленной и не слишком известной в народе: в первые дни Февральской революции она насчитывала 24 тыс. человек.

Вожди большевиков не верили в возможность установления социалистических отношений в такой крестьянской стране, как Россия. В то же время они считали свою партию составной частью международного революционного движения, имели целью мировую (прежде всего европейскую) социалистическую революцию. Главными же задачами для них были захват власти в России, создание здесь плацдарма мировой революции и последующее (с опорой на всю мощь России) воздействие на мировой революционный процесс. Четкой программы социальных и экономических преобразований в России в случае прихода к власти большевики не имели. (В апреле 1917 г. Ленин констатировал, что прежняя программа партии устарела, а новую партия приняла лишь в марте 1919 г.) Объективно большевики делали ставку на развал страны (что облегчило бы им приход к власти). Тем самым они, будучи модернизаторской группой общества, невольно способствовали развитию традиционалистского направления, подыгрывали «русскому бунту» и анархии и даже поощряли эти явления.

4 апреля В.И. Ленин обратился к соратникам с речью «О задачах пролетариата в данной революции». Он заявил, что война, которую ведет Временное правительство, — империалистическая и кончить ее миром без свержения капитала нельзя; своеобразие текущего момента — в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьянства. Ленин призвал не оказывать никакой поддержки Временному правительству, назвал единственно возможной формой революционного правительства Совет рабочих депутатов; определил парламентскую республику как шаг назад, признав прогрессивной лишь республику Советов. В области экономики предполагались такие радикальные преобразования, как национализация всех земель и слияние всех банков в один общенациональный банк.

Первоначально позиция Ленина не нашла отклика среди социал-демократии. Но благодаря популистским лозунгам численность партии большевиков в апреле достигла 80 тыс., она стала приобретать все больший вес среди рабочих Петрограда.

С активизацией большевиков несколько изменилась расстановка политических сил:: левыми были большевики, правыми — кадеты и октябристы (монархистов практически уже не оставалось), эсеры и меньшевики занимали среднюю позицию. Эта «середина» в зависимости от ситуации смещалась вправо или влево.

Первый правительственный кризис разразился из-за вопроса о войне и мире. Временное правительство оказалось под давлением с двух сторон. Страны — союзницы России требовали, чтобы Временное правительство открыто заявило о своем решении продолжать войну и о верности союзникам. 6 марта правительство декларировало, что первой своей задачей ставит «доведение войны до победного конца», и обещало «свято хранить связывающие нас с другими державами союзы и неуклонно исполнять заключенные с союзниками соглашения». В ответ США (9 марта), а затем Франция, Англия и Италия (11 марта) признали Временное правительство.

С другой стороны, под давлением Совета Временное правительство обнародовало 28 марта заявление, в котором, призывая к продолжению оборонительной войны, подтверждало обязательства перед союзниками, объявляло об отсутствии территориальных претензий к соседям и обещало народам право на самоопределение по прекращении войны.

В апреле Совет потребовал от правительства, чтобы оно обратилось к союзникам с предложением заключить мир «без аннексий и контрибуций». Однако министр иностранных дел П.Н. Милюков 18 апреля (1 мая) направил союзникам ноту — текст предыдущего заявления Временного правительства с комментариями, в которых подчеркивалась верность России союзникам и решимость продолжать войну.

По этому поводу 20 апреля прошли вооруженные демонстрации рабочих и солдат с лозунгами «Долой Милюкова!», «Да здравствует мир без аннексий и контрибуций!». 21 апреля произошли первые столкновения сторонников большевиков и Временного правительства, одни шли под лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой войну!», другие — «Долой Ленина!», «Да здравствует Временное правительство!». Началась стрельба, появились убитые и раненые.

В тот же вечер на совместном совещании с Временным правительством исполком Совета признал, что нота Милюкова не противоречит «интересам и требованиям революционной демократии». Тем не менее Милюков и военный министр А.И. Гучков подали в отставку.

Чувствуя слабость своей социально-политической опоры, Временное правительство предложило Совету создать коалиционное правительство. После переговоров 2—5 мая новое правительство, пополненное социалистами, было составлено. А.Ф. Керенский переместился на пост военного и морского министра, а портфель министра юстиции получил трудовик П.Н. Переверзев. Министром земледелия стал эсер В.М. Чернов, министром продовольствия — народный социалист А.В. Пошехонов, министрами труда и почт и телеграфов — меньшевики М.И. Скобелев и И.Г. Церетели. Десять мест в правительстве сохранили «министры-капиталисты».

Новое правительство объявило об отказе от «аннексий и контрибуций», обещало бороться с разрухой, готовить аграрную реформу, повысить боеспособность армии.

3 24 июня в Петрограде прошел I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Из 822 делегатов с решающим голосом 285 составляли эсеры, 248 — меньшевики, 105 — большевики (чуть меньше 13%), 32 — меньшевики-интернационалисты и др.

Вопреки большевикам, которые стремились противопоставить Советы Временному правительству, большинство делегатов съезда высказались за «энергичную» поддержку Временного правительства и за «усиление боевой мощи армии». Был избран центральный орган — Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов из 320 человек (в том числе 119 эсеров, 123 меньшевика, 57 большевиков).Таким образом, Советы в масштабе страны объединились.

Однако когда съезд назначил на 18 июня демонстрацию в память жертв Февральской революции, надеясь превратить ее в манифестацию доверия Временному правительству, значительная часть демонстрантов вышла под большевистскими лозунгами, показав, что их воля расходится с принятыми съездом решениями.

Массовые забастовки, демонстрации, расхождение и даже противостояние рабочих масс и съезда Советов, антиправительственные выступления — все это принято рассматривать как второй политический кризис в России, один из этапов нарастания общенационального кризиса,

18 июня 1917 г. началось обещанное союзникам наступление, которое эсеры и меньшевики назвали «поворотным моментом в развитии революции», так как надеялись, что оно сплотит массы вокруг коалиционного правительства. Главный удар наносили войска Юго-Западного фронта. После двух дней боев 7-я и 11-я армии Юго-Западного фронта были остановлены, и лишь 8-я армия заняла города Галич, Станислав и Калуш и к 30 июня вышла на р. Ломница. В военных действиях возникло неустойчивое равновесие.