- •§ 2. Агония самодержавия
- •§ 3. Образование Временного Правительства и Петроградского Совета. Отречение Николая II от престола
- •§ 4. Развитие революции (март-июнь 1917 г.)
- •§ 5. Страна на распутье. Июньские события. Движение генерала л.Г. Корнилова
- •§ 6. Ситуация в стране осенью 1917 г.
- •§ 1. Подготовка военного переворота
- •§ 2. Вооруженное восстание большевиков в Петрограде
- •§ 3. Установление советской власти в центре и на местах
- •§ 1. Начало строительства советской государственности и судьба Учредительного собрания
- •§ 3. Выход России из войны. Брестский мир
- •§ 4. Национальная политика большевиков
- •§ 5. Положение в экономике. Усиление социальных противоречий
- •§ 1. Причины войны. Создание фронтов
- •§ 2. Военные действия в 1918—1919 гг. Победы Красной армии
- •§ 3. Внутренняя политика противоборствующих сторон
- •§ 4. Крестьянство в Гражданской войне. «Третий путь»
- •§ 5. Советско-польская война. Разгром Врангеля. Окончание Гражданской войны на окраинах
- •§ 6. Итоги и последствия Гражданской войны
- •§ 1. Новая экономическая политика
- •§ 2. Образование ссср
- •§ 3. Внешняя политика Советского государства в 1921—1935 гг.
- •§ 4. Внутрипартийная борьба. Утверждение курса на «строительство социализма в отдельно взятой стране»
- •§ 5. Кризис в экономике во второй половине 1920-х гг. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 6. Индустриализация страны. Первые пятилетки
- •§ 7. Коллективизация сельского хозяйства. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 8. Общественно-политическая обстановка. Внутренняя и национальная политика
- •§ 1. Общественно-политический и экономический строй в ссср во второй половине 1930-х гг.: декларации и реальность
- •§ 2. Социальная структура общества. Морально-психологическая атмосфера
- •§ 3. Внешняя политика ссср перед Второй мировой войной
- •§ 1. Ссср и начало Второй мировой войны
- •§ 2. Взаимоотношения ссср со странами Прибалтики. Советско-финляндская война
- •§ 3. Экономический и военный потенциал ссср перед Великой Отечественной войной
- •§ 4. Советско-германские отношения перед Великой Отечественной войной
- •§ 5. Начало Великой Отечественной войны
- •§ 6. Ссср в решающей схватке с врагом
- •§ 7. Победа ссср в Великой Отечественной войне
- •§ 1. Внешняя политика ссср. Начало холодной войны
- •§ 2. Восстановление и развитие народного хозяйства
- •§ 3. Изменения территории, социальной структуры общества и общественного сознания
- •§ 4. Ужесточение политического режима
§ 5. Кризис в экономике во второй половине 1920-х гг. Продолжение внутрипартийной борьбы
К 1925 г. в Советском Союзе был восстановлен довоенный уровень производства. Это уже было большое достижение. Но все же речь идет о стране среднеразвитого капитализма, какой была Россия в 1913 г. Технико-экономическая отсталость СССР от стран Запада ставила на повестку дня проблему модернизации экономики, вывод ее на современный уровень. Построение социализма в одной стране вызвало необходимость не только восстановить хозяйство, но и значительно его расширить. Требовались большие капитальные вложения, и возникал вопрос, откуда их взять. К 1925 г. сложились две концепции. Одна предполагала, что нужные средства должны и могут быть добыты путем накопления внутри государственного хозяйства. Вторая, автором которой был сторонник Троцкого Е.А. Преображенский, доказывала, что «первоначальное социалистическое накопление» должно черпать средства «вне комплекса государственного хозяйства», т.е. добывать их разными способами из деревни, эксплуатируя мелких производителей.
Рыков и Бухарин считали эту идею «возмутительной», способной погубить рабоче-крестьянский союз. Однако уже в 1926—1927 гг. верхушка партии стала склоняться к позиции Преображенского.
Промышленность развивалась очень быстро. Крупная промышленность в 1925 г. составила 62% довоенного уровня, в 1926 г. — 89%, а в 1927 г. по стоимости продукции превысила довоенный уровень. Одновременно шли процессы модернизации. Началась механизация добычи угля, что практиковалось только в США. Электрифицировались нефтепромыслы. Производились станки нового типа в машиностроении. Развивались самолетостроение, радиотехника. Повышалась роль планирования. В ВСНХ был составлен сводный план развития промышленности на 1925—1930 гг. Но по-настоящему четкого плана развития экономики не было. Рыков прогнозировал снижение прироста валовой продукции в промышленности с 23% в 1926/27 хозяйственном году до 14,7% в 1929/30-м.
В 1925 г. обнаружилась важная проблема во взаимоотношениях города и деревни. Возродившаяся деревня нуждалась в промышленных товарах, а восстановленная промышленность не могла полностью покрыть спрос. Кроме того, расширявшаяся промышленность сама нуждалась в средствах, а отдача от нее ожидалась нескоро. В результате цены на промтовары были завышены, и крестьянская беднота, которая вела натуральное хозяйство, не имела возможности их купить. Зато разбогатевшее меньшинство населения скупало все подчистую, отчего в стране начался торговый голод. В связи с этим у крестьян, которые вели товарное хозяйство, исчезал стимул продавать хлеб государству — на вырученные деньги все равно ничего нельзя было купить. Заготовки хлеба резко упали.
Тем временем в городе крепло стихийное недовольство нэпом, во многом вызванное расточительным образом жизни нэпманов, которые растрачивали деньги, не имея возможности вложить их в крупную промышленность или вывезти за границу.
Пытаясь выйти изданной ситуации, в апреле 1926 г. пленум ЦК декретировал «усиленное обложение зажиточных и кулацких слоев». Общая сумма налога на деревню с 347 млн рублей возросла до 496 млн в 1926 г. и до 759 млн в 1927 г. Основная тяжесть налога легла на зажиточных, т.е. на 8% крестьян. Сворачивалась частная торговля. В оптовой торговле доля частного капитала снизилась с 18% в 1924 г. до 7% в 1926 г.; в розничной торговле с 66 до 44% соответственно.
Сам Сталин в то время занимал в вопросах индустриализации «умеренную» позицию. На XV партийной конференции в конце 1926 г. резолюция по его докладу гласила: «Индустриализация страны может быть проведена лишь в том случае, если будет опираться на постепенное улучшение материального положения большинства крестьянства». А чтобы решить вопросы об источниках средств индустриализации, Сталин еще раньше предлагал наращивать производство государственной водки.
В 1925—1926 гг. государство вышло из ситуации за счет резервов валюты и государственной торговли водкой. Но проблема не была снята. Весной 1926 г. почти 60% товарного зерна оказалось в руках 6% крестьянских хозяйств. Крестьянская беднота, приходившая в город, обострила проблему безработицы. Ее уровень в 1927 г. приближался к 1,5 млн человек.
В 1927 г. ЦК решил повысить налоги на кулацкие хозяйства, вслед за этим были снижены закупочные цены на зерно. Тем не менее в 1927/28 г. хлебозаготовки переживали кризис. Накануне XV съезда ВКП(б) в стране стихийно возникла «хлебная стачка»: крестьяне отказывались продавать хлеб.
В августе 1927 г. в связи с ухудшением международного положения и пробной мобилизацией в Красную армию началась повальная закупка продовольствия населением. В городах исчезли чай, мыло, масло, белый хлеб. Товарные запасы зерна, находившиеся в руках государства, быстро растаяли.
Кризисная ситуация в стране осложнялась продолжавшейся внутрипартийной борьбой.
Потерпев поражение на XIV съезде, Зиновьев и Каменев пошли на объединение с Троцким. «Стоит вам с Зиновьевым появиться на одной трибуне, и партия найдет свой настоящий Центральный Комитет», — говорил Каменев Троцкому. Объединению способствовало то, что Каменев и Зиновьев стремительно теряли свои посты. Зиновьева отозвали из Ленинграда, и он лишился тем самым поддержки ленинградской партийной организации. Новым партийным лидером «северной столицы» стал С.М. Киров. Зиновьев был снят также с поста председателя Исполкома Коминтерна, сам пост был ликвидирован, фактическое руководство ИККИ перешло в руки Бухарина. Каменева сняли с постов председателя Моссовета, зампреда Совнаркома и председателя Совета труда и обороны, вскоре он был отправлен послом в Италию.
Сближение Троцкого и «новой оппозиции» впервые проявилось в апреле 1926 г. на пленуме ЦК ВКП(б). Троцкий, Каменев и Зиновьев продолжали настаивать на невозможности построения социализма в СССР, пока не свергнут капитализм в Европе. И позже на XV партийной конференции (октябрь — ноябрь 1926 г.) Троцкий утверждал, что «победа (социализма) в нашей стране обеспечена только совместно с победоносной революцией европейского пролетариата».
Сторонники Троцкого Г.Л. Пятаков и Е.А. Преображенский еще в 1925 г. заявляли: если допустить, что возможно построение социализма в одной стране, то это нужно делать с максимальной быстротой, форсируя темпы строительства, напрягая все силы страны, стремясь «в минимальный срок нагнать, а затем и превзойти уровень индустриального развития передовых капиталистических стран». Сам Троцкий в апреле 1926 г. предлагал разработать планы более интенсивной индустриализации страны, которая сократила бы отставание промышленности от сельского хозяйства. Он предлагал перейти к более долговременному планированию. «Годовой план должен рассматриваться в качестве определенной части пятилетнего перспективного плана».
Идейные расхождения не были главными в этом противостоянии. XV партийная конференция приняла решение именно в духе предложений Пятакова и Преображенского. А идеи Троцкого вскоре воплотились в пятилетних планах. Непримиримость возникала, когда речь заходила о власти. На июньском пленуме лидеры оппозиции поставили вопрос о публикации ленинского «Письма к съезду» («Завещания») и выполнении ленинского завета относительно перемещения Сталина. Вопрос был перенесен на XV съезд партии.
Кроме того, было представлено «Заявление 13-ти», в котором говорилось, что «ближайшая причина все обостряющихся кризисов в партии — в бюрократизме, который чудовищно вырос в период после смерти Ленина и продолжает расти… Члены партии боятся открыто высказывать свои наиболее заветные мысли, желания и требования». В ответ Зиновьев был выведен из Политбюро «за фактическое руководство фракционной борьбой оппозиции».
К осени 1926 г. оппозиция, как писал Троцкий, «сделала открытую вылазку на собраниях партийных ячеек», но, получив хорошо организованный отпор, заявила, что отказывается от действий, которые порождают опасность раскола. Тем не менее, в октябре 1926 г. пленум ЦК вывел Троцкого из состава Политбюро, а Каменева — из кандидатов в члены Политбюро.
Уже к началу 1927 г. Зиновьев был готов капитулировать, но поражение революции в Китае (в том числе из-за неверной внешней политики сталинского руководства) активизировало оппозицию. Весь 1927 г. она вела нелегальную работу среди рабочих и студентов. Пленум ЦК партии в октябре 1927 г. вывел Каменева и Троцкого из состава ЦК. 7 ноября оппозиционеры приняли участие в праздничной демонстрации под лозунгами: «Повернем огонь направо — против кулака, нэпмана и бюрократа», «Выполним завещание Ленина».
Сталин и Бухарин обвинили Троцкого в «сверхиндустриализаторстве», «нетерпении», «сверхчеловеческих прыжках». Демонстранты были разогнаны и избиты. Разыгрывалась, по словам Троцкого «репетиция террора». Неделю спустя Троцкий и Зиновьев были исключены из партии.
В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) «увенчал политически тот физический разгром, который начался на улицах Москвы и Ленинграда в десятую годовщину Октябрьского переворота», — писал Троцкий. XV съезд ВКП(б), как и предыдущий, был хорошо подготовлен в плане подбора нужных Сталину делегатов. Это не составило большого труда.
К XV съезду 90% секретарей и членов первичных партийных ячеек на производстве составляли лица, вступившие в партию после 1924 г. Не имея ни опыта, ни достаточного уровня политической и общей культуры, они подчинились воле «главного члена Политбюро».
Поскольку съезд был всецело вовлечен в «добивание» оппозиции, обсуждение социально-экономических проблем заняло второстепенное место. Был рассмотрен первый вариант пятилетнего плана, предусматривавший прирост промышленной продукции от 9 до 41% в год.
Резолюцией «Об оппозиции» XV съезд постановил исключить оппозицию (Троцкий, Зиновьев и 75 других деятелей) из партии.
Рассматривалась программа постепенного преобразования нэпа для решения задач социалистической реконструкции сельского хозяйства, усиления плановых начал, ограничения капиталистических элементов города и деревни. Основной задачей партии было объявлено объединение и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы, однако пока оговаривалось: коллективизация «может происходить только при согласии на это трудящихся крестьян». Это позволило сталинской историко-партийной литературе назвать XV съезд «съездом коллективизации».
В целом кризисная ситуация в стране сохранялась и требовала скорейшего разрешения.
