Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВЕНКОВ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
335.38 Кб
Скачать

§ 3. Образование Временного Правительства и Петроградского Совета. Отречение Николая II от престола

С утра 27 февраля каждая из политических сторон продолжала идти своим путем. Петроград был объявлен на осадном положении. Председатель Думы М.В. Родзянко послал царю очередную телеграмму с призывом создать новое правительство и предупреждением: «Надо принять немедленные меры, ибо завтра уже будет поздно». Получив телеграмму, царь сказал своим приближенным: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать». Генерал Н.И. Иванов получил указание двинуться с войсками на Петроград.

Родзянко вел переговоры с великим князем Михаилом Александровичем, предлагал ему принять на себя диктатуру над Петроградом и принудить Николая II создать ответственное перед Думой правительство. Однако присутствовавший при беседе премьер Н.Д. Голицын отказался подать в отставку.

Дума подчинилась царскому указу «о перерыве в занятиях», но ее депутаты собрались на частное совещание в зале заседаний.

Лидер кадетов П.Н. Милюков предложил создать Временный комитет Думы «для восстановления порядка и для сношений с лицами и учреждениями» и выждать, пока выяснится характер происходящих В Петрограде событий. В него вошли представители фракций и члены президиума Думы. В третьем часу дня 27 февраля комитет был сформирован из 11 членов во главе с Родзянко.

После полудня характер событий в Петрограде определился. Рабочие захватили склады с оружием, начали брататься с солдатами. Гарнизон присоединился к восстанию. Пример подал лейб-гвардии Волынский полк. Революционные войска стали занимать почты, телеграф, телефонную станцию. После полудня толпы народа заполнили Таврический дворец, где заседала Дума. Среди представителей политических партий здесь преобладали меньшевики-оборонцы. В 3 часа дня в левой половине дворца был сформирован Временный исполнительный комитет для организации Совета рабочих депутатов. Предполагалось создать его к 7 часам вечера, когда пройдут выборы на заводах (1 депутат от 1000 рабочих) и в восставших полках (1 депутат от роты).

Сюда же, в Таврический дворец, восставшие стали приводить арестованных министров и стягивать примкнувших к восстанию солдат.

«Солдаты явились последними, но они были настоящими хозяевами момента... — вспоминал Милюков.— ...Таврический дворец к ночи превратился в укрепленный лагерь».

Вечером, когда на улицах шли бои, прошло первое заседание Совета рабочих депутатов, на котором было принято воззвание к населению России с призывом поддержать рабочее движение, образовать на местах органы власти. Был утвержден руководящий орган Совета — исполком. Его председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе, заместителями — меньшевик М.И. Скобелев и трудовик А.Ф. Керенский (все трое — депутаты Думы). Были организованы комиссии — военная, продовольственная, финансовая, стали создаваться комитеты в районах Петрограда, было принято решение об организации милиции и об издании «Известий Совета рабочих депутатов». Позднее, 1 марта, в Совете появилась солдатская секция, и он стал называться Советом рабочих и солдатских депутатов. В исполкоме Совета преобладали меньшевики и эсеры, большевиков было двое — И.В. Сталин и В.М. Молотов. Были попытки провозгласить Совет Временным революционным правительством.

По отношению к самодержавию Совет сразу же занял непримиримую позицию. Когда 27 февраля думцы М.В. Родзянко и С.И. Шидловский, решившие отправиться непосредственно к Николаю II, попытались получить разрешение Совета на эту поездку, Совет поставил свои условия: с Родзянко и Шидловским поедет Чхеидзе; Совет согласен на безусловное отречение, а не на передачу власти.

28 февраля волнения продолжали шириться. Утром сложил свои полномочия последний министр А.Д. Протопопов, вместе с другими министрами он был отправлен в Петропавловскую крепость. Формально Совет министров подал в отставку, и царь разрешил Родзянко сформировать новое правительство. Войска генерала Иванова в это время двигались к столице, и сам царь решил выехать из Могилева в Царское Село.

В столице реальная власть сосредоточилась в руках Временной комитета Государственной думы, который разослал во все министерства своих комиссаров, и Совета рабочих депутатов. Командующий войсками округа генерал Хабалов был арестован. Последний очаг сопротивления сторонников самодержавия в Петрограде был уничтожен. Полки гарнизона шли к Таврическому дворцу, который стал символом новой власти, и заявляли о своей поддержке.

1 марта с приездом в Петроград князя Львова Временный комитет Думы начал формировать правительство. В его состав предполагалось включить социалистов (Чхеидзе, Керенский) как представителей левых фракций Думы. Но среди меньшевиков, преобладавших в Совете, господствовало мнение, что, поскольку русская революция должна быть «буржуазной», социалисты принципиально не должны входить в правительство. Совет решил «представителей демократии» в правительство не посылать. Исключение составил товарищ (заместитель) председателя Совета А.Ф. Керенский, который сам вызвался войти в правительство как «представитель революционной демократии».

В состав правительства вошли:

  • князь Г.Е. Львов — председатель и министр внутренних дел, по убеждениям монархист, глава Всероссийского-земского союза;

  • П.Н. Милюков — министр иностранных дел, кадет;

  • А.И. Гучков — военный и морской министр, лидер «Союза 17 октября»;

  • А.И. Коновалов — министр торговли и промышленности, прогрессист;

  • Н.В. Некрасов — министр путей сообщения, кадет;

  • А.А. Мануйлов — министр просвещения, кадет;

  • М.И. Терещенко — министр финансов, беспартийный;

  • В.Н. Львов — обер-прокурор Синода, центрист;

  • А.И. Шингарев — министр земледелия, кадет;

  • А.И. Годлев — государственный контролер, октябрист;

  • А.Ф. Керенский — министр юстиции, со 2 марта 1917 г., эсер.

О создании правительства и его составе было объявлено 2 марте Правительство называлось Временным, поскольку должно было передать власть будущему Учредительному собранию. В результате оформились два центра, две власти — Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов, отражавшие два течения в революции — либеральное и революционное.

Хотя представители Совета не вошли в правительство, сам Совет не желал поступаться оказавшейся в его руках властью, однако не ощущал за собой достаточно силы. «Нам не на кого еще было опереться. Мы имели перед собой лишь неорганизованную массу»,— вспоминал впоследствии социал-демократ Ю.М. Стеклов. Решено было поддерживать новое правительство, но на определенных условиях. Переговоры об условиях начались по инициативе Совета поздно вечером 1 марта. Часть пунктов была принята правительством сразу: все гражданские свободы, отмена всех сословных, вероисповедальных и национальных ограничений, созыв Учредительного собрания, которое установит форму правления, выборы в органы самоуправления на основе всеобщего избирательного права, полная амнистия. Правительство не соглашалось на выборность командного состава в армии. Но было достигнуто и обнародовано соглашение не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционных событиях. Переговоры затянулись до вечера 2 марта. В конце концов Совет согласился поддерживать правительство «в той мере», в какой последнее будет осуществлять свои обязательства перед Советом. Открытым оставался вопрос о судьбе царя и самой монархии.

Правительство настаивало на установлении конституционной монархии, отречении Николая II в пользу наследника Алексея при регенте Михаиле Александровиче, но окончательно вопрос должен был решиться на Учредительном собрании. В 3 часа дня 2 марта для переговоров с царем с согласия правительства выехали А.И. Гучков и В.В. Шульгин (фракция прогрессивных националистов в Думе).

Николай II в это время находился в Пскове, где располагался штаб Северного фронта. Восставшие войска и бастующие железнодорожники не пропустили его поезд в Царское Село. Также застрял на станции Вырица командующий войсками, посланными на подавление «беспорядков», генерал Иванов.

Вечером 1 марта царь дал телеграмму Родзянко: «Ради спасения родины и счастья народа предлагаю вам составить новое министерство во главе с вами, но министр иностранных дел, военный и морской будут назначаться мной».

Утром 2 марта Николай II узнал о переходе войск на сторону новой власти и получил семь телеграмм от высших военачальников — все они настаивали на его отречении в пользу сына при регентстве великого князя Михаила.

Николай II согласился, но затем изменил решение и составил текст отречения в пользу брата Михаила.

Встретившись поздно вечером 2 марта с Гучковым и Шульгиным, царь отдал им текст отречения. Шульгин, желая установить некую преемственность власти, напомнил о новом правительстве, и бывший царь написал документ о назначении князя Львова премьером.

В Петрограде об отречении Николая II стало известно около 3 часов ночи. Некоторые политики считали этот акт хитростью: документ был незаконен — царь мог отречься за себя, но не за законного на следника престола цесаревича Алексея.

Однако о формальном соблюдении законов помышляли немногие. Настроение в столице было резко против монархии вообще. Гучков, объявивший рабочим о новом царе Михаиле, едва избежал побоев или даже убийства.

3 марта члены правительства встретились с Михаилом Александровичем Романовым. Большинство присутствовавших уговаривали великого князя отказаться от престола. Лишь Милюков считал, что Временное правительство без опоры на монархию просто не доживет до Учредительного собрания.

Михаил отрекся от престола, согласившись быть царем, «если такова будет воля великого народа нашего». Волю народа должно было выразить Учредительное собрание.

Оба акта отречения — Николая и Михаила — были опубликованы одновременно.

Торжествующие победители забыли, что бывший царь все еще формально являлся главнокомандующим. Этот пост он оставил только 8 марта. Его сменил генерал М.В Алексеев.