Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВЕНКОВ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
335.38 Кб
Скачать

§ 1. Новая экономическая политика

Мировая и Гражданская войны разрушили экономику, в стране царила разруха. Советской власти необходимо было решать задачи по переходу к мирной жизни. В самой партии появилось много фракционных групп, каждая из которых предлагала свои пути выхода из кризиса. С ноября 1920 г. среди партийцев шла «дискуссия о профсоюзах», которая касалась и крестьянства, и беспартийной массы рабочих. Л.Д. Троцкий предлагал введение военизированных методов руководства в государственных и профсоюзных органах, «закручивание гаек» в политике и экономике. «Рабочая оппозиция» (А.Г. Шляпников, А.М. Коллонтай) считала, что управлять народным хозяйством должны сами «производители-рабочие», а ЦК партии не следует вмешиваться в работу советских и профсоюзных органов. Платформа «демократического централизма» (А.С. Бубнов, В.В. Осинский, Г.В. Сапронов) ратовала за расширение внутрипартийной демократии, большую свободу фракциям. В.И. Ленин относился к вопросу о профсоюзах как к второстепенному (хотя и отстоял решение о руководстве партии профсоюзными организациями), выделяя в качестве главной совсем иную проблему.

После разгрома белогвардейцев крестьяне не видели смысла в прежней продовольственной политике, боролись за ее отмену. Стало разрастаться крестьянское движение против советской власти либо за советскую власть, но против коммунистов. Наиболее ярким его проявлением стали Антоновское движение в Центрально-Черноземной зоне, махновщина на Украине. В 1921 г. восстал против большевиков Кронштадт.

Мятеж в Кронштадте, который всегда был опорой большевиков, показал, что нужны самые решительные меры по выходу из кризиса.

Большевистское руководство нашло выход в уступках крестьянству, пока не настал час мировой революции. Вместе с тем восстания жестоко подавлялись, а очередной съезд партии принял постановление «О единстве партии», о запрете фракций. На том же X съезде, который проходил в марте 1921 г., большевиками было принято решение о переходе к новой экономической политике (нэп).

Важнейшим шагом на этом пути стало решение о замене продразверстки продналогом, который был в два раза ниже. Разрешалось торговать всем, что останется после уплаты налога. Владельцам возвращались мелкие предприятия, часть мелкой промышленности сдавалась в аренду частным лицам. Вместо трудовых мобилизаций вводился свободный наем рабочей силы.

Государство дало возможность развивать различные формы кооперации — потребительскую, промысловую, сельскохозяйственную, жилищную, снабженческую. Однако оно ни в коем случае не собиралось выпускать из своих рук крупную и большую часть средней промышленности, железнодорожный, водный и морской транспорт.

Стал проводиться в жизнь план электрификации России (план ГОЭЛРО), разработанный и принятый еще в 1920 г. на IX съезде РКП(б). План предполагал за 10—15 лет обновить всю структуру производительных сил России на основе создания широкой сети крупных и мелких электростанций, связанных в единую энергетическую систему. Высшее руководство стало перестраивать систему управления народным хозяйством, ослабляя его централизацию. Многие предприятия передавались из центрального подчинения в ведение губернских советов народного хозяйства (губсовнархозов). Объединения государственных предприятий (тресты) переводились на хозрасчет, теперь они сами должны были решать вопросы по заготовке сырья и реализации торговой продукции.

Восстанавливались связи с заграницей. Целые отрасли производства (свинцоворудничная, меднорудничная промышленность) сдавались в концессии иностранцам. Отчасти это демонстрировало готовность новой власти сотрудничать с иностранцами, восстановить старые экономические связи, отчасти было обусловлено невозможностью самим обеспечить сносные условия труда для рабочих на вредном производстве. В целом было реализовано 7% предложений, выдвинутых иностранными монополиями.

Уравнительную и натуральную оплату труда заменила дифференцированная заработная плата, которая зависела от количества произведенной продукции и от квалификации рабочего (переход от натуральной оплаты труда к денежной завершился в 1924—1925 гг.). Постепенно отменялась карточная система. К 1922 г. ее практически не было.

Восстанавливалось денежное обращение, вводилась новая твердая валюта. Госбанк, вновь открытый в 1921 г., спустя год начал выпускать банковские билеты, твердо обеспеченные золотом. — червонцы. Во многом это была заслуга наркома финансов Г.Я. Сокольникова,

Однако государство твердо удерживало в своих руках монополию внешней торговли. Kроме того, большевистское руководство показало, что, делая послабления и уступки в экономике, никогда не пойдет на уступки политические. Х партийная конференции в мае 1921 г. подтвердила, что против уцелевших небольшевистских политических организаций (меньшевиков и эсеров) будет продолжаться беспощадная борьба

Восстановление народного хозяйства началось, но в 1921 г. в стране свирепствовала засуха, и результате чего многие районы были поражены голодом. Голод сопровождался эпидемиями В стране резко подскочила смертность. По некоторым данным, от голода умерли до 1 млн человек. Возросло количество беспризорных детей. Государство — с помощью международных общественных организаций — начало борьбу с голодом и беспризорностью.

Вместе о тем большевики, воспользовавшись обшей слабостью, растерянностью народа, нанесли удар по последней силе, которая могла еще играть какую-либо антибольшевистскую роль, — по православной церкви: многие церковнослужители были обвинены в укрытии ценностей, на которые большевики якобы собирались купить хлеб за границей хлеб, арестованы и расстреляны. Не менее тяжелый улар обрушился на последних представителей интеллигенции, их стали выселить из страны. Уже в 1922 г. была выслана первая группа крупных ученых, философов, писателей.

Восстановление народного хозяйства в период нэпа сопровождалось рядом кризисных явлений. После отмены трудовой повинности и перехода предприятий на хозрасчет быстро появилась и разрослась безработица В 1924 г. безработных было 1 млн человек. Выросла преступность.

Изменился внешний вид городов. Засияли витринами магазины. На извозчиках-«лихачах» помчались в рестораны cтpeмитeльнo разбогатевшие спекулянты, нэпманы, «красные купцы». Многие рядовыe коммунисты недоумевали: «За что боролись?»

Но позитивные сдвиги были налицо, В 1922 гг. стало восстанавливаться сельское хозяйство. В октябре был принят новый Земельный Кодекс РСФСР согласно которому крестьяне получили право выхода из общины и выбора форм землепользования. В ограниченном размере допускались аренда земли и наем батраков. Так большевики своеобразно продублировали основные положения Столыпинской аграрной реформы. Однако, давая крестьянам возможность богатеть, государство целенаправленно поддерживало своей налоговой политикой бедняков и середняков (34 и 62% всех хозяйств) и давило немногочисленных (4%) богатых.

В 1925 г. валовой сбор зерновых в стране достиг уровня 1913 г. В 1926 г. на довоенный уровень поднялось животноводство.

К середине 1920-х гг. был восстановлен объем производства легкой и пищевой промышленности. Развивалась торговля, была создана сеть магазинов, причем в розничной торговле частный сектор контролировал 75% товарооборота. В оптовой торговле господствовали государственные и кооперативные предприятия.

Гораздо сложнее складывалась ситуация в крупной промышленности. Подавляющее большинство предприятий были убыточными. В условиях хозрасчета промышленность выйти из тупика не могла. Необходимы были субсидии государства, прямая государственная поддержка. Большевистское руководство все это прекрасно понимало и считало, что без восстановления тяжелой промышленности «социалистическое государство» погибнет. Выход виделся в перекачивании средств из деревни посредством ценовой и налоговой политики.

Это стало причиной наиболее крупного кризиса нэпа — «кризиса сбыта», который разразился осенью 1923 г. Из-за «ножниц цен» (высокие цены на промышленные товары и низкие — на сельскохозяйственную продукцию) крестьяне не могли покупать промышленные товары, которые оставались лежать на складах, но и сами стали тормозить сдачу продовольствия по продналогу. Заводы, чья продукция не раскупалась, не могли выплатить рабочим зарплату. Дело в селе дошло до открытых восстаний, которые были сурово подавлены.

Но все же власть вынуждена была пойти на уступки. Цены на промышленные товары были снижены примерно на 30%. Тогда же с крестьян стали взимать налог не продовольствием, а деньгами, расширили право на аренду земли и использование наемного труда.

С 1924 г. ситуация в тяжелой промышленности стала налаживаться. Открывались ранее закрытые предприятия. И в 1926—1927 гг. промышленность тоже вышла на довоенный уровень.