- •§ 2. Агония самодержавия
- •§ 3. Образование Временного Правительства и Петроградского Совета. Отречение Николая II от престола
- •§ 4. Развитие революции (март-июнь 1917 г.)
- •§ 5. Страна на распутье. Июньские события. Движение генерала л.Г. Корнилова
- •§ 6. Ситуация в стране осенью 1917 г.
- •§ 1. Подготовка военного переворота
- •§ 2. Вооруженное восстание большевиков в Петрограде
- •§ 3. Установление советской власти в центре и на местах
- •§ 1. Начало строительства советской государственности и судьба Учредительного собрания
- •§ 3. Выход России из войны. Брестский мир
- •§ 4. Национальная политика большевиков
- •§ 5. Положение в экономике. Усиление социальных противоречий
- •§ 1. Причины войны. Создание фронтов
- •§ 2. Военные действия в 1918—1919 гг. Победы Красной армии
- •§ 3. Внутренняя политика противоборствующих сторон
- •§ 4. Крестьянство в Гражданской войне. «Третий путь»
- •§ 5. Советско-польская война. Разгром Врангеля. Окончание Гражданской войны на окраинах
- •§ 6. Итоги и последствия Гражданской войны
- •§ 1. Новая экономическая политика
- •§ 2. Образование ссср
- •§ 3. Внешняя политика Советского государства в 1921—1935 гг.
- •§ 4. Внутрипартийная борьба. Утверждение курса на «строительство социализма в отдельно взятой стране»
- •§ 5. Кризис в экономике во второй половине 1920-х гг. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 6. Индустриализация страны. Первые пятилетки
- •§ 7. Коллективизация сельского хозяйства. Продолжение внутрипартийной борьбы
- •§ 8. Общественно-политическая обстановка. Внутренняя и национальная политика
- •§ 1. Общественно-политический и экономический строй в ссср во второй половине 1930-х гг.: декларации и реальность
- •§ 2. Социальная структура общества. Морально-психологическая атмосфера
- •§ 3. Внешняя политика ссср перед Второй мировой войной
- •§ 1. Ссср и начало Второй мировой войны
- •§ 2. Взаимоотношения ссср со странами Прибалтики. Советско-финляндская война
- •§ 3. Экономический и военный потенциал ссср перед Великой Отечественной войной
- •§ 4. Советско-германские отношения перед Великой Отечественной войной
- •§ 5. Начало Великой Отечественной войны
- •§ 6. Ссср в решающей схватке с врагом
- •§ 7. Победа ссср в Великой Отечественной войне
- •§ 1. Внешняя политика ссср. Начало холодной войны
- •§ 2. Восстановление и развитие народного хозяйства
- •§ 3. Изменения территории, социальной структуры общества и общественного сознания
- •§ 4. Ужесточение политического режима
§ 1. Причины войны. Создание фронтов
Гражданская война — доведенное до крайних пределов классовое и социальное противостояние — стала логическим и объективным результатом вызревших в России противоречий и попыток их разрешения. Трудно определить дату ее начала. Некоторые ученые рассматривают период с 25 октября (7 ноября) 1917 г. до весны 1918 г. как ее начальный этап. Другие полагают, что точкой отсчета Гражданской войны надо считать конец весны — начало лета 1918 г., когда война стала основным содержанием жизни страны.
Попытки народов России разрешить всю совокупность накопившихся за длительный исторический период противоречий привели к возникновению новых. Аграрные декреты большевистской власти, ликвидация помещичьего и известное ущемление кулацкого землевладения обернулись голодом в городах, «продовольственным нажимом» на деревню, разрастанием борьбы в самой деревне.
В результате многие крестьяне (особенно богатые) стали поддерживать отряды изначальных противников советской власти, возглавлявшихся правыми генералами, либо эсеровские правительства, возникшие под лозунгом борьбы за Учредительное собрание.
Как уже говорилось, попытки аграрных и других преобразований на казачьих окраинах страны вызвали борьбу казаков с крестьянами и толкнули основную массу казаков на союз с антибольшевистскими и антисоветскими силами. Казаки поднялись на борьбу изначально оборонительную. Логика восставших была примерно следующей: «Большевики уничтожают казачество, интеллигенция, как и коммунисты, норовят нас упразднить... Пойдем напропалую — или умрем, или будем жить: все порешили нас уничтожить, попробуем отбиваться». Вступление в борьбу этого военного сословия многократно усилило противников советской власти и создало реальную угрозу ее существованию.
Заключение Брестского мира имело одним из последствий интервенцию бывших союзников, высадку их десантов под предлогом охраны от немцев военных грузов, ранее поставленных в Россию. Возросла напряженность в отколовшихся национальных окраинах, где у власти были сильны позиции местных националистов.
Наиболее спокойным, но потенциально наиболее опасным для большевиков было западное направление. Немцы формально соблюдали условия Брестского мирного договора. Но из-за неопределенностей с границей между Украиной и Советской Россией возник ряд осложнений. Немцы, используя их, продвигались все дальше и дальше на юго-восток, стремясь добраться до бакинской нефти. Свое движение они мотивировали то «приглашением» местных антибольшевистских сил, то присутствием в портах Черноморского побережья Кавказа русского Черноморского флота, который они требовали перегнать в Севастополь. 8 мая 1918 г. немцы заняли г. Ростов-на-Дону.
Во второй половине июня, после того как часть флота была выведена в Севастополь, а часть затоплена в Новороссийске, было подписано соглашение о демаркационной линии между советскими и германскими войсками. Немцы остановились по линии Нижнего Дона и Юго-Восточной железной дороги. Вместе с тем они высадились в Поти и оккупировали Грузию.
На Украине же немцы совершили 28 апреля 1918 г. переворот, разогнали Центральную раду и установили власть гетмана П.П. Скоропадского, который восстановил дореволюционные порядки, вернул собственность капиталистам и помещикам. Украинская Народная Республика была переименована в Украинскую державу. Милитаристские круги Германии рассматривали новое украинское правительство как ступень к монархическому перевороту в России. В Киев из России хлынули противники советской власти.
Однако 27 августа 1918 г. Германия заключила с Советской Россией дополнительный договор, согласно которому Эстония, Лифляндия и Грузия объявлялись самостоятельными государствами, Россия должна была выплатить Германии 6 млрд марок, Германия обязалась не «поддерживать образование самостоятельных государственных организмов» на территории РСФСР и очистить территории, не входящие в состав Украины. Признанный лидер белого движения А.И. Деникин считал: «Это соглашение, как известно, окончательно закрепило распад России и экономическую кабалу ее ценой признания Германией советской власти, политического и военного сотрудничества с нею. Большевизм, переживавший тогда тяжелые дни, был спасен».
Важнейшим фактором смягчения позиции Германии по отношению к Советской России, помимо ухудшения ее дел на Западном фронте, стало восстание Чехословацкого корпуса.
Чехословацкий корпус, созданный еще осенью 1917 г. из военнопленных австро-венгерской армии для борьбы с немцами, во время переговоров в Брест-Литовске был объявлен автономной частью воюющей французской армии и подлежал переброске в Западную Европу через Владивосток. Части корпуса в эшелонах (до 45 тыс. человек) растянулись по России на 7 тыс. км от Волги до Дальнего Востока. Мятеж был спровоцирован слухами, что большевики посадят солдат корпуса в концлагеря или выдадут немцам, и вспыхнул 25 мая 1918 г. Восставшие отрезали от Европейской России всю территорию за Волгой. С помощью чехов власть в Поволжье захватили Комуч (Комитет членов Учредительного собрания), на Урале — Уральское Временное правительство, в Сибири — Временное сибирское правительство. Во всех этих правительствах большинство принадлежало эсерам.
Активизировавшиеся антибольшевистские силы были настроены явно враждебно к Германии. На той же почве возник конфликт между большевиками и левыми эсерами, вылившийся на V Всероссийском съезде Советов (июль 1918 г.) в открытое противостояние. Недовольство левых эсеров Брестским миром было подкреплено неприятием новой политики большевиков в деревне, насаждением комбедов, изъятием хлеба. 6 июля 1918 г. левые эсеры убили германского посла в Москве графа Вильгельма Мирбаха, захватили почтамт и телеграф. Большевики арестовали левоэсеровскую фракцию на съезде, имевшую около трети депутатских мандатов, а затем, опираясь на латышских стрелков, подавили и само выступление. В результате в Советской России установилась однопартийная система власти. Вслед за выступлением левых эсеров в Москве вспыхнул мятеж М.А. Муравьева на Волге. Командующий Восточным фронтом (против чехословаков) левый эсер подполковник Муравьев пытался разорвать Брестский мир и повернуть войска против немцев. При аресте в Симбирске он оказал вооруженное сопротивление и был убит.
Объединенные силы Комуча и чехов, вступив в контакт с представителями Антанты, стали занимать города Поволжья. В Казани они захватили золотой запас страны. Перспектива создания на Волге нового антигерманского фронта из чехов и учредиловцев вынудила Германию пойти на дополнительные соглашения с большевиками.
В марте в Мурманске, а затем в Архангельске высадились десанты англичан, американцев и французов. В Архангельске с их помощью было создано правительство из эсеров и кадетов. Под влиянием этих десантов и восстания Чехословацкого корпуса в Рыбинске, Ярославле, Муроме вспыхнули восстания офицеров и эсеров. Большевики обвинили в организации этих восстаний представителей стран Антанты в Москве и Петрограде. Дипломатические отношения со странами Антанты были разорваны.
В апреле 1918 г. на Дальнем Востоке высадились японские части. С их помощью войска казачьего атамана Г.М. Семенова в сентябре заняли Читу.
В Закавказье и Туркестан вступили английские войска. Они содействовали уничтожению Бакинской коммуны и расстреляли бакинских комиссаров, но были выбиты из Баку турками.
На Дону восставшие казаки под руководством атамана П.Н. Краснова организовали свое государство — Всевеликое Войско Донское, создали Донскую армию (до 90 тыс. чел.) и развернули наступление на Царицын. Немцы поддерживали Краснова, надеясь использовать донских казаков как буфер между своими войсками и чехами.
Добровольческая армия во время неудачного похода на Екатеринодар потеряла своего вождя — генерала Л.Г. Корнилова, но отдохнула и подкрепилась на Дону и в июне под командованием генерала А.И. Деникина начала новый поход на Кубань, где ее поддержали восставшие казаки. Из-за того что большевики стали передавать казачьи земли горцам, восстали казаки и на Тереке.
Из всех военных и политических сил самой мощной были германские войска — более 300 тыс. Десанты стран Антанты были крайне малочисленны. «Добровольцы» Деникина выступили против 72-тысячной Красной армии Северного Кавказа, имея 10—12 тыс. бойцов. Однако главным врагом в тот период большевики считали Комуч, поддержанный чехами. Эсеровская Народная армия Ко муча насчитывала лишь 30 тыс. штыков, но Комуч объявил себя «эмбрионом всероссийской верховной власти». И хотя эсеровские мятежи и события в Поволжье разгорелись позже, чем бои на юге, в советской историографии господствовало убеждение, что полномасштабную Гражданскую войну в России начали именно эсеры-учредиловцы, а вместе с ними чехи и офицерские группы.
Как на юге, так и на востоке антибольшевистские войска имели приблизительно один социальный и классовый состав. Так, в Сибирской армии в августе 1918 г. из общего числа в 40 тыс. бойцов было 29 тыс. казаков, 10 тыс. мобилизованных офицеров и 10 тыс. добровольцев (5 тыс. — «народ» и 5 тыс. — интеллигенция и главным образом учащаяся молодежь). Поголовную мобилизацию проводили лишь казаки, но они не шли дальше границ своих областей.
Важнейшим фактором, позволившим большевикам удержаться у власти, находясь в кольце фронтов, и оказавшим решающее влияние на многие процессы в ходе дальнейшей борьбы и становления нового общества, стало создание регулярной армии. Армия формировалась отчасти на базе полуанархических отрядов Красной гвардии. Вторым источником были массовые наборы в европейской части России, начавшиеся по постановлению ВЦИК от 29 мая 1918 г. Крестьяне сопротивлялись этим наборам. «Война шла далеко от их губерний, учет был плох, призывы не брались всерьез»,— вспоминал Л.Д. Троцкий, Вновь создаваемая армия была больна партизанщиной. На VIII съезде РКП(б) А.И. Окулов говорил, что «физическое наказание в коммунистической армии являлось узаконенным институтом, которого никто ни от кого не скрывал». Но сам факт создания регулярной армии, восстановление воинской повинности совпали с первым колебанием многомиллионной массы русского народа в сторону установления порядка и «собирания земель». Большевистский декрет от 29 июня 1918 г. о мобилизации бывших офицеров и чиновников поставил в ряды Красной армии многих потенциальных противников новой власти. Большевики осознавали это и создали для контроля за «военными специалистами» институт военных комиссаров.
К началу 1919 г. благодаря массовым призывам Красная армия достигла численности 1,6 млн чел., а к концу 1920 г. — 5,5 млн. Еще долго костяк, ядро армии составляли «старые солдаты и унтер-офицеры, сделавшие службу своим ремеслом», а «призванные по мобилизации были чрезвычайно неустойчивы».
Важным элементом Красной армии являлись добровольческие интернациональные формирования, в основном из военнопленных граждан Германии и Австро-Венгрии, много было и китайцев. Разновременно в рядах Красной армии служили 250—300 тыс. интернационалистов (практически каждый десятый военнопленный). Интересно, что примерно такие же по численности войска Антанты участвовали в интервенции в России.
Опора на промышленный центр позволила большевикам добиться превосходства в вооружении и снаряжении армии над противником.
Для руководства военными действиями 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР), во главе его встал Троцкий, занявший еще и пост наркома по военным и морским делам. Для мобилизации всех ресурсов на нужды войны 30 ноября 1918 г. был создан Совет рабочей и крестьянской обороны — чрезвычайный правительственный орган, а для непосредственного руководства военными операциями учреждена должность главнокомандующего Вооруженными силами Республики. Первым главкомом стал полковник латышских стрелков И.И. Вацетис.
К концу 1918 г. были развернуты 12 полевых армий, объединенных в три фронта — Северный, Восточный, Южный.
Военные специалисты открыто признавали, что «по своим боевым качествам противник... был сильнее Красной армии». Но это была действительно народная армия. В армии культивировалось личное мужество, «особенно в красной коннице атаманского происхождения и в стрелковых полках с богатыми добровольческими кадрами». В сознании подавляющей части рядового состава и военных специалистов армия предназначалась для обороны, ощущение это подогревалось борьбой с чехословаками и другими иноземцами и было созвучно национальному характеру народа.
