Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СВОБОДА ДОГОВОРА.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.08 Mб
Скачать

3.2. Методология построения алгоритма определения вида норм

договорного права с помощью оснований, выработанных

в судебной практике

Теперь перейдем непосредственно к принципам построения алгоритма толкования и анализу оснований выбора вида норм договорного права при их толковании, выработанных в судебной практике.

Алгоритм толкования нормы с целью определения ее вида в конкретном деле должен опираться на набор оснований, которые могут изменить вид нормы. В идеальном случае суд должен был бы проверить в процессе толкования нормы все основания для изменения ее вида. Если бы оснований для ее изменения установить не удалось, то норму следовало бы оставить в том статусе, который для нее определил законодатель. Однако подобный механизм громоздок и требует большого количества времени. К тому же суду могут быть известны не все основания, которые могут повлиять на выбор вида нормы договорного права. В этом случае появляется риск принятия как необоснованного (например, если суд станет использовать известные, но неуместные основания), так и несправедливого (например, если суд не применит основание, которое следовало применить) решения.

Учитывая подобные обстоятельства, необходимо выработать универсальный и несложный механизм, который, во-первых, давал бы суду возможность практически всегда принимать справедливое решение в части определения вида нормы, во-вторых, позволял бы выбирать или формулировать достаточно обоснованные и убедительные основания выбора вида нормы договорного права при ее толковании.

Подобный механизм возможно выработать, опираясь на общие черты, свойственные всем основаниям выбора вида норм.

3.3. Анализ оснований, не подлежащих включению

в алгоритм определения вида норм договорного права

с помощью толкования

Однако, прежде чем начать выявление общих моментов у оснований, необходимо определить, какие из них не должны подлежать анализу в связи с тем, что они по существу не являются полноценными основаниями. Подобная необходимость обусловлена следующим: если в перечень оснований выбора вида норм будет включено основание, которое таковым не является и используется судами ошибочно (например, в случае, когда суд не знает, как обоснованно и убедительно аргументировать свое решение по выбору того или иного вида нормы), то мы не сможем выявить действительно общие черты или получим их в искаженном виде. Это, в свою очередь, может привести к разработке неверного алгоритма толкования или к выводу о невозможности установить такой алгоритм.

К подобным основаниям необходимо отнести такие, как диспозитивный характер гражданско-правового регулирования и наличие принципа свободы договора. Как указывалось ранее, данные основания не обладают должной убедительностью и не создают у сторон ощущения справедливости принятого решения, поскольку не объясняют, почему они должны быть применены именно в этой ситуации, а в других учитываться не должны <1>.

--------------------------------

<1> В то же время при рассмотрении подобных оснований неизбежно возникает вопрос: почему их не учел законодатель, когда формулировал соответствующую норму? Ведь данные основания изначально существуют как постоянные категории. Например, в случае с таким основанием, как наличие в отношениях слабой стороны, позиция законодателя, не делающего в таких случаях специальной оговорки, напротив, более чем понятна. Формулируемые им нормы законов, в первую очередь ГК РФ, рассчитаны на универсальное применение к отношениям со всеми субъектами гражданского права независимо от их положения. Иными словами, в одних и тех же отношениях слабая сторона иногда может присутствовать, а иногда отсутствовать. Каждый раз делать оговорку для отдельных категорий очень сложно, так как, во-первых, заранее определить круг таких отношений практически невозможно, во-вторых, это значительно увеличило бы нормативный материал и затруднило правоприменение.

Но самое главное, они, по существу, не содержат реальных мотивов (аргументов), по которым суд принял решение в пользу того или иного вида нормы в процессе ее толкования. Это главный критерий, который не позволяет причислить их к основаниям выбора вида нормы. Если отталкиваться от аналогий, использование рассматриваемых оснований - это примерно то же самое, что и отказ стороне в защите ее права по причине злоупотребления правом, но вместе с тем без указания того права, которым оно злоупотребило <1>. В результате рассматриваемые основания выступают как определенная универсальная формулировка, за которой может действительно скрываться и, несомненно, скрывается другое полноценное основание.

--------------------------------

<1> Подобное положение рассматриваемых оснований выбора вида норм договорного права также можно охарактеризовать как подмену понятий.

Как было указано выше, рассмотренные основания используются исключительно для применения императивной нормы в качестве диспозитивной. В связи с этим с большой долей вероятности можно допустить, что в тех случаях, когда суды при определении вида нормы используют такие основания, как диспозитивный характер гражданско-правового регулирования и наличие принципа свободы договора, они опираются на отсутствие в законе запрета на согласование сторонами спорного условия. А это, в свою очередь, уже отдельное и самостоятельное основание. Как самостоятельное основание его воспринимает и судебная практика. В такой ситуации "прикрытие" одного - полноценного, понятного и во многих случаях убедительного - основания другим - неубедительным и малопонятным - может объясняться только наличием веских причин или специальных, заслуживающих особого внимания целей. Однако такие причины и цели отсутствуют в принципе.