Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СВОБОДА ДОГОВОРА.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.08 Mб
Скачать

1.3. На пути к эпохе автоматизированных договоров

Развитие информационных технологий, и в частности сети Интернет, повлекло трансформацию существовавших моделей ведения бизнеса, его массовый исход в информационно-телекоммуникационные сети и, как следствие, появление особого сегмента экономики - электронной коммерции <1>. Уход бизнеса в онлайн оказывает влияние в том числе и на используемые способы контрактования. Основным источником информации о товаре или услуге, равно как и об условиях их приобретения, становится веб-сайт, а основной моделью заключения договора - соглашение, заключаемое посредством выражения согласия проставлением галочки в соответствующем поле и (или) нажатием кнопки "согласен" (так называемое click-wrap-соглашение).

--------------------------------

<1> Под электронной коммерцией понимается совокупность отношений, возникающих в связи с ведением предпринимательской деятельности в сети Интернет, в частности, при совершении сделок, а также продвижении товаров, работ, услуг и иных объектов в сети Интернет (см.: Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом. Правовое регулирование. М.: Статут, 2014. С. 16).

Степень влияния пользователя на содержание условий договора, равно как и степень вовлеченности сотрудников предпринимателя в процесс контрактования, напрямую зависит от модели электронной коммерции. В тех случаях, когда веб-сайт используется преимущественно в качестве средства организации продаж традиционных товаров, работ или услуг, которые предоставляются "за пределами" Интернета, сеть Интернет используется преимущественно в качестве средства коммуникации между сторонами договора. Пользователь выбирает товар (услугу), определяет параметры доставки и иные индивидуальные условия, присоединяется к правилам продажи (click-wrap соглашение); при этом сотрудник предпринимателя нередко связывается с покупателем напрямую для подтверждения заказа или согласования отдельных условий. В данном случае существенных отличий от процедуры заключения классических стандартизированных договоров практически нет.

Несколько иная ситуация имеет место в случаях, когда заключение договора осуществляется в полуавтоматическом режиме: пользователь со своей стороны совершает ряд действий по заключению договора, тогда как со стороны предпринимателя договор заключается без какого-либо человеческого участия, автоматически и в соответствии с заранее определенным сценарием. Данная ситуация особенно характерна при использовании веб-сайта в качестве полноценного "интернет-предприятия", охватывающего весь цикл отношений по доведению продукта до потребителя: договоры не только заключаются, но и исполняются в сети Интернет. По данной модели осуществляются распространение цифрового контента, предоставление различного рода услуг в сети Интернет (рекламных услуг, услуг хостинга, услуг облачных вычислений и т.д.). В таких случаях можно говорить о том, что со стороны предпринимателя договор заключается с использованием так называемых электронных агентов <1>, т.е. в полуавтоматическом режиме. С точки зрения права здесь возникает вопрос о пределах связанности предпринимателя последствиями деятельности таких электронных агентов. Как правило, анализ сводится к проведению аналогий с заключением договоров с использованием автоматов и последующим выводом о том, что "воля, выраженная в договоре, - воля владельца программы-робота" <2>. Как справедливо отмечает В.О. Калятин, "программа же не принимает решение, а только перенаправляет клиенту заранее определенное на данный случай решение владельца сайта" <3>. Как видно, и в данном случае существующее право вполне способно справиться с регламентацией возникающих отношений без особых сложностей.

--------------------------------

<1> Под электронным агентом принято понимать компьютерную программу или электронное автоматизированное устройство, которое, действуя "от имени" пользователя, выполняет определенные задачи без его непосредственного участия (см.: Chopra S., White L. A Legal Theory for Autonomous Artificial Agents. University of Michigan Press, 2011. P. 6; Teubner G. Rights of Non-Humans? Electronic Agents and Animals as New Actors in Politics and Law // Journal of Law and Society. 2006. Vol. 33 N 4. 2006. P. 507 (доступно в Интернете по адресу: http://papers.ssrn.com/abstract_id=892962)).

<2> См., например: Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 89; Ананько А. Заключение договоров путем электронного обмена данными (www.russianlaw.net/law/doc/a123.htm); Карев Я.А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование. М.: Статут, 2006. С. 216. К аналогичным выводам приходят и в зарубежной доктрине (см., например: Online Contract Formation / N.St. Kinsella, A.F. Simpson. Oceana Pub., 2004. P. 49 - 50).

<3> Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М.: Норма, 2004. С. 337.

Однако развитие информационных технологий не стоит на месте. Такие инновации, как Интернет вещей (Internet of Things), когнитивные вычисления (cognitive computing) и большие данные (big data), в перспективе внесут ряд коррективов в процесс контрактования и по-новому поставят вопрос о правовом статусе электронных агентов и ответственности за совершаемые ими операции. Уже сейчас имеют место сделки, заключаемые между относительно автономными электронными агентами, которые могут сами направлять оферту, акцепт, а в некоторых случаях - осуществлять выбор контрагента <1>. Немало сделок с использованием электронных агентов (роботов-трейдеров) заключается на биржах <2>. Такие электронные агенты могут принимать оперативные решения в динамически изменяющейся среде, мгновенно агрегируя информацию из различных источников, моделируя возможные будущие сценарии и обучаясь на основе своего предыдущего опыта <3>. Некоторые исследователи даже высказывают мнение о возможной связи между масштабным использованием электронных агентов при заключении договоров на финансовых рынках и кризисом 2008 - 2009 гг. <4>.

--------------------------------

<1> Примером могут служить случаи, когда при возникновении необходимости в определенном товаре автоматически генерируется запрос, передаваемый электронному агенту, который осуществляет поиск в Интернете наиболее выгодных предложений по различным параметрам и размещает заказ, также обрабатываемый в автоматическом режиме. Или другой пример: между организациями, которые вовлечены в единый технологический процесс создания продукта (например, предприятие по сборке автомобилей и предприятия, производящие запчасти), нередко существуют соглашения об электронном обмене данными (electronic data interchange (EDI)), в рамках которых заказ на недостающие запчасти размещается и принимается в автоматическом режиме.

<2> Pagallo U. The Law of the Robots: Crimes, Contracts and Torts. Springer, 2013. P. 95 - 97; Miller R.M. Don't Let Your Robots Grow Up to Be Traders: Artificial Intelligence, Human Intelligence, and Asset-Market Bubbles // Journal of Economic Behavior & Organization. 2008. Vol. 68. Issue 1 (http://ssrn.com/abstract=415220).

<3> Greenwald A. Trading Agent Design and Analysis (http://cs.brown.edu/people/amy/tada.html).

<4> Chopra S., White L. Op. cit. P. 7.

Вышеперечисленные инновационные технологии имеют потенциал превратить такие автоматизированные сделки из исключения если не в общее правило, то в весьма распространенное явление, в связи с чем необходимо на них остановиться несколько подробнее.

Интернет вещей представляет собой направление развития, в соответствии с которым большинство цифровых устройств будет подключено к сети Интернет и взаимодействовать между собой, превращаясь тем самым из производителей информации в ее потребителей <1>. Уже сейчас многие устройства обладают специальными датчиками (сенсорами), позволяющими собирать информацию определенного рода и передавать ее по сети Интернет. В качестве примера можно привести холодильники, подключенные к глобальной сети, которые могут отслеживать наличие и состояние продуктов и в зависимости от этого размещать заказы в соответствующем магазине. Датчики, установленные на агрегатах автомобиля или иного технически сложного устройства, также могут передавать информацию о степени их износа и необходимости замены, которая в свою очередь будет являться основанием для размещения заказа на их поставку и замену в автоматическом режиме. Специальные датчики, имплантированные в пациента, могут передавать сигнал о недостатке инсулина или иных недугах в адрес врачей <2>. Аналогичным образом могут быть оптимизированы многие бизнес-процессы компании: ряд операций, которые с точки зрения права опосредуются договорами, будут совершаться подключенными к Интернету устройствами в автоматическом режиме. Соответственно в рамках концепции Интернета вещей устройства начинают жить "своей жизнью".

--------------------------------

<1> Считается, что термин "Интернет вещей" был первоначально использован еще в 1999 г. Кевином Эштоном (Kevin Ashton), ученым MIT, который стоял у истоков технологии RFID. Он отмечал, что на первых порах развития сети Интернет составляющая его информация была создана людьми. На следующих этапах развития сети Интернет большая часть наполняющей его информации будет создана устройствами, что позволит оперативно решать вопросы, связанные с их обслуживанием, обладая информацией о том, когда оно вышло из строя, требует замены или усовершенствования. В конечном счете он пришел к выводу, что Интернет вещей может изменить мир так же, как это сделал в свое время сам Интернет (см.: Ashton K. That "Internet of Things" Thing // RFID Journal. 2009. May/June).

<2> Портер М., Хаппелманн Д. Революция в конкуренции. "Умные" технологии изменяют конкурентную борьбу // Harvard Business Review (Россия). 2014. Дек. С. 65.

Однако, если бы развитие информационных технологий ограничивалось только этим, с точки зрения права вряд ли бы можно было говорить о какой-либо революции. Как отмечалось выше, применение традиционных концепций договорного права об ответственности лица за те устройства, которые находятся в его собственности, а также аналогий с совершением покупок в автоматах посредством конклюдентных действий в целом позволяло бы закрыть большинство правовых вопросов, которые могли бы возникнуть. И здесь можно указать на следующий тренд развития информационных технологий - появление так называемых когнитивных вычислений. Если в рамках традиционной парадигмы программируемого компьютера устройство может функционировать лишь в заранее заданных рамках, определяемых совокупностью данных и команд, предполагающих получение определенного результата (ст. 1261 ГК РФ), когнитивные вычисления предполагают возможность компьютера к самообучению. Устройство, построенное на базе когнитивных вычислений, способно не только понимать человеческий язык с учетом его оттенков и контекста, но и модифицировать свои установки в зависимости от опыта предыдущего взаимодействия с определенным объектом или субъектом, делать обобщения, создавать новое знание и даже обладать знанием о том, чего оно не знает или в чем не уверено <1>.

--------------------------------

<1> Bellisimo J. What's The Future Of Cognitive Computing? IBM Watson (http://www.forbes.com/sites/ibm/2015/02/23/whats-the-future-of-cognitive-computing-ibm-watson).

Указанные характеристики не являются описанием чего-то футуристического - это характеристики уже существующего суперкомпьютера IBM Watson, в чем можно убедиться, посмотрев на то, как данный компьютер принимает участие в качестве игрока в телевизионном шоу Jeopardy (в России - "Своя игра") <1>, <2>. Данная технология продолжает совершенствоваться, и недавно компанией IBM было принято решение о предоставлении доступа к ней заинтересованным пользователям на базе облачного сервиса <3>. Таким образом, технологии когнитивных вычислений будут популяризироваться в обозримом будущем и могут стать неотъемлемой частью современного общества. Уже сейчас высказываются идеи, что в скором будущем смартфоны станут когнитивными, будут реагировать на самочувствие своих владельцев и в зависимости от него принимать решения (обратиться за медицинской помощью, перенести запланированную в календаре встречу, разместить заказ на товар, который с высокой степенью вероятности владелец захочет приобрести) <4>.

--------------------------------

<1> http://www.ibm.com/cloud-computing/bluemix/.

<2> На момент участия в данной игре IBM Watson представлял собой кластер из 90 серверов IBM Power 750, построенных на базе процессоров IBM Power7, с общим числом процессорных ядер 2880 и 16 террабайтами оперативной памяти, что в совокупности обеспечивало производительность порядка 80 триллионов операций в секунду. Это позволяло обработать и понять порядка 200 млн. страниц текста за 3 сек. (http://www.ibmsystemsmag.com/ibmi/trends/whatsnew/It%E2%80%99s-Technical,-Dear-Watson).

<3> http://www.youtube.com/watch?v=P00bm0DBvwI&spfreload=10.

<4> Campbell A., Choudhury T. From Smart to Cognitive Phones // IEEE Pervasive Computing. 2012. Vol. 11. N 3 (доступно в Интернете по адресу: http://www.cs.dartmouth.edu/~campbell/cognitivephone.pdf); Chennuru S.K., Chen P.-W., Zhu J., Zhang Y. Mobile Lifelogger - recording, indexing, and understanding a mobile user's life (http://mlt.sv.cmu.edu/joy/publications/mobicase-2010-lifelogger.pdf); Morris M.E., Kathawala Q. Mobile Therapy: Case Study Evaluations of a Cell Phone Application for Emotional Self-Awareness // Journal of Medical Internet Research. 2010. Vol. 12. N 2 (доступно в Интернете по адресу: http://www.jmir.org/2010/2/e10).

Однако когнитивные вычисления сами по себе не имели бы смысла в отсутствие достаточного объема информации, подлежащего обработке и анализу, на базе которого возможны самообучение и принятие решений. Недостатка в такой информации в современных реалиях нет. В течение последних нескольких лет количество информации, созданной, обработанной и хранимой физическими лицами, коммерческими организациями и государственными органами, переживает взрывной рост. Во многом это связано с удешевлением технологий обработки и хранения данных, развитием облачных вычислений, дальнейшим возрастанием пропускной способности сети Интернет и все большим проникновением различного рода цифровых устройств в повседневную жизнь.

Существующая статистика объема данных, созданных на протяжении последних лет, поражает воображение. В 2013 г. количество хранящейся в мире информации составило 1,2 зеттабайта (около 1,2 миллионов петабайт, или 1,2 триллионов гигабайт), из которых на нецифровую информацию приходится всего менее 2% <1>. По прогнозам компании IDC, специализирующейся на аналитике в сфере информационных технологий, общее количество информации будет удваиваться каждые два года и составит к 2020 г. порядка 40 зеттабайт <2>. При этом большая часть данных, которая будет произведена в период с 2012 по 2020 г., будет сгенерирована не людьми, а различного рода устройствами в ходе их взаимодействия друг с другом и сетями данных (например, сенсорами, смартфонами, устройствами радиочастотной идентификации (RFID), спутниковыми системами навигации типа ГЛОНАСС или GPS и т.д.) <3>.

--------------------------------

<1> Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. С. 17.

<2> Gantz J., Reinsel D. The Digital Universe in 2020: Big Data, Bigger Digital Shadows, and Biggest Growth in the Far East (http://www.emc.com/collateral/analyst-reports/idc-the-digital-universe-in-2020.pdf).

<3> White T. Hadoop: The Definitive Guide. 3rd ed. O'Reilly Media, 2012. P. 2.

Такие объемы информации стало невозможно обрабатывать традиционными аппаратными и программными средствами и базами данных. Ответом на вызов стали технологии, получившие в технической и бизнес-среде обобщенное название "большие данные" (big data). В самом общем виде большие данные можно определить как совокупность инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов из различных источников, подверженных постоянным обновлениям, в целях повышения качества принятия управленческих решений, создания новых продуктов и повышения конкурентоспособности.

Уже сейчас технологии аналитики больших данных используются рядом организаций при принятии решений о целесообразности заключения договора (например, банками - при принятии решения о выдаче кредита определенному лицу; страховыми организациями - при принятии решения о заключении договора страхования и определении оптимального размера страховой премии; работодателями - при принятии решения о приеме определенного лица на работу; образовательными учреждениями - при принятии решения о заключении договора образовательных услуг с определенным лицом и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху "Больших данных" (Big Data) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. N 1. C. 43 - 66 (доступно в Интернете по адресу: http://law-journal.hse.ru/data/2015/04/20/1095377106/Savelyev.pdf).

Сочетание технологий Интернета вещей, когнитивных вычислений и больших данных знаменует новую эру в развитии информационных технологий и появление все более автономных электронных устройств (электронных агентов), способных к обработке больших массивов информации, принятию юридически значимых решений на основе ее анализа и самообучению. Стоимость таких устройств будет неизбежно снижаться, и они будут доступны как потребителям, так и предпринимателям, а следовательно, значительное количество транзакций будет инициироваться и осуществляться без вмешательства человека. Это позволит еще более сократить издержки, связанные с заключением такого договора, за счет минимизации расходов на поиск и обработку необходимой для осуществления деятельности информации, последующие коммуникации между контрагентами и общее повышение операционной эффективности <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Портер М., Хаппелманн Д. Указ. соч. С. 81.

В качестве ключевых элементов процесса заключения договора на данном этапе можно выделить:

1) минимизацию личного участия сторон в процессе заключения договора;

2) определение содержания условий договора электронными агентами в пределах параметров, заданных пользователями (сторонами договора).