Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая псих ответы с добавл.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
801.12 Кб
Скачать
  1. Понятие деятельности. Психологические теории деятельности.

Становление и развитие теории деятель­ности обычно связывают с именами Л. С. Выготского, П. Я. Галь­перина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Время возникно­вения - 30-е гг. XX в

Сначала М. Я. Басов ввел понятие “деятельность”, а затем С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский стали говорить о единстве сознания и поведения, сознания и деятельности. Как заметил С. Л. Рубинштейн, цель введения понятия “деятельность” со­стояла в том, чтобы объединить психологическим изучением как внешнее поведение человека, так и его сознание.

Понятие “деятельность” есть исходное в понимании пси­хической активности человека, рассматриваемого с позиции “человека-деятеля”.

Деятельность - это динамическая, саморазвивающаяся, иерархическая система взаимодействий субъек­та с миром, в процессе которых происходит порождение психи­ческого образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отноше­ний субъекта в предметной деятельности (Психология и педа­гогика, 1998). Любая деятельность - это сложная, противоречивая систе­ма активного целенаправленного взаимодействия и связей че­ловека с окружающей реальностью. С одной стороны, она про­низана социальными нормами, которые создают возможность целенаправленных, эффективных и согласованных действий в контексте жизнедеятельности. С другой стороны, каждая дея­тельность требует индивидуального подхода, творчества и ее субъекта. В деятельности, при решении любой задачи, человек использует весь свой творческий потенциал. В деятельности рождаются новые потребности, отношения, тем самым идет процесс “воспроизводства” и обновления человека как индиви­да, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Объективными характеристиками деятельности являются: разворачивание ее во времени, необходимость совершать при этом разные действия. Динамичность деятельности представ­ляет объективный механизм саморазвития деятельности и ее субъекта. Деятельность выступает как основной способ жизни человека, как активность по удовлетворению определенных по­требностей, отвечающая конкретному мотиву, которая одновре­менно существенно детерминирует развитие психики. Здесь со­знание выступает как результат усвоения человеческой культу­ры - исторического опыта человеческой деятельности. Основ­ным средством усвоения человеческой культуры является язык.

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского И ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принцип единства сознания и деятельности является мето­дологическим основанием культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Основное положение общей теории деятельности заключается в утверждении, что “не понятие, а реальная деятельность... определяет развитие как сознания в целом, так и отдельных научных фун­кций”.

В отечественной психологии нет единства взглядов на роль Л. С. Выготского в становлении деятельностного подхода и при­надлежности культурно-исторической теории ученого к нему.

Культурно-историческую теорию считают деятельностной теорией В. В. Давыдов и А. А. Леонтьев. С точки зрения В. В. Давыдова, деятельностный подход, и в частности теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, является “но­вым и закономерным этапом развития культурно-исторической теории”. Более определенно по этому поводу высказывается А. А. Леонтьев: “В 1930 году Л. С. Выготский бесспорно прихо­дит к созданию теории деятельности” (Леонтьев, 2001).

Однако А. В. Брушлинский и К. А. Абульханова-Славская полагают, что утверждение о деятельностном характере теории Выготского “почти никак не аргументировано”.

В основе теории Л. С. Выготского лежат три принципа: важность культуры, цент­ральная роль языка и взаимодействие ребенка с окружающей средой.

Важность культуры. Важность культуры в социокультурной когнитивной теории Выготского проявляется в разделении элементарных психических функций и высших психических функций. Элементарные функции даны нам от природы, они являются врожденными. Это, к примеру, способность новорожденного от­личать голос матери, способность запоминать запахи, плакать и т. д.

Культура — модель социально приемлемого поведения, характеризую­щего людей как группу. Она включает все отношения и убеждения относи­тельно наиболее важных для группы вещей.

Постепенно эти элементарные функции под воздействием культурного контекста трансформируются в развитые психические функции, такие как решение задач и логическое мышление. Культура порождает язык, делает возможным социальное взаимодействие. Таким образом, на невербаль­ной стадии развития психические функции ребенка носят врожденный и сугубо практичный характер, подобно психическим функциям обезьян.

Роль языка. Язык позволяет нам мыслить и контролировать поведение. Без языка наши психические функции всю жизнь оставались бы на том примитивном уровне, который дан нам от рождения, мы бы опирались на наше восприятие, совсем как животные. Но в процессе социального взаи­модействия происходит воспитание и обучение. Выготский (1962) выделя­ет три стадии развития функций речи: социальная, эгоцентрическая и внут­ренняя.

Социальная речь. Эта речь появляется первой. Ее главная функция - контролировать поведение окружающих или выражать про­стейшие эмоции.

Эгоцентрическая речь. Занимает период от 3 до 7 лет. На этой стадии ре­бенок часто разговаривает сам с собой, видимо, пытаясь контролировать собственное поведение. Дети в этом возрасте часто сопровождают ком­ментариями то, что они делают в данный момент, и очень громко говорят, привлекая к себе внимание.

Внутренняя речь. Внутренняя речь сообщает нам, что мы еще живы. Она позволяет нам незаметно для других контролировать свое мышление и поведение. Более того, она сопровождает все высшие психические функ­ции.

Зона ближайшего развития. Высшие психические функции включают мышление, восприятие, внимание и память. Эти функции берут начало в социальной деятельности и неотъемлимо связаны с языком, который, кста­ти, также является социальным феноменом.

Зона ближайшего развития — потенциал интеллектуального развития человека. Общепринятые показатели интеллектуального развития оцени­вают настоящий уровень, а не потенциальный. Выготский считал, что зону ближайшего развития можно оценить с помощью вопросов, намеков и по­буждений во время проведения теста на интеллект.

Деятельностный подход С. Л. Рубинштейна

Первой работой С. Л. Рубинштейна, посвященной проблеме деятельности, стала статья “Принцип творческой самодеятельности: к философским основам совре­менной педагогики”, опубликованная в 1922 году. В данной работе С. Л. Рубинштейн раскрывает принцип субъекта в онтологическом аспекте, соглас­но которому в деятельности субъект проявляется и формирует­ся.

Психологическое содержание работ С. Л. Рубинштейна 1920-1930 гг. можно свести к следующим положениям:

  • Нельзя сводить как физиологические процессы к химичес­ким и физическим, так и психические - к физиологическим.

  • Содержание и закономерности психики детерминируются как физиологией, так и объектом.

  • Общая структура поведения описывает его целостность, от­дельные функции реализуют его структуру.

  • Действенные акты поведения зарождаются как часть внут­ренней среды; их результатом является перестройка внеш­ней среды.

  • Действия человека не могут быть сведены не только к реф­лексам, но и к реакциям. Однако действия могут сводиться к реакциям, когда они определяются оторвано от вызванно­го ими эффекта. Отсюда, один и тот же акт является дей­ствием по отношению к объекту и реакцией по отношению к субъекту.

В работах 1920-1930 гг. С. Л. Рубинштейн формулирует ос­новополагающий теоретический принцип деятельностного под­хода - принцип единства сознания и деятельности. Проявле­ние сознания в деятельности есть одновременно развитие со­знания через деятельность, а также его формирование.

В контексте деятельностного подхода дифференциация ви­дов деятельности, ведущих в развитии ребенка в определен­ном возрасте, опирается на классификацию видов деятельнос­ти по психологическому основанию: игра, учение, труд.

С. Л. Рубинштейн выделяет три типа поведения: реакция, действие, поступок. В качестве основной “клеточки” психологии выдвигается действие. Действие, как и деятельность, включает отношение индивида к окружающему; это акт, направленный на предмет, на цель. Действие всегда направлено на определен­ный результат, у него всегда есть цель и мотив.

Деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не живот­ного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совме­стную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предмет­ной, содержательной; 3) она всегда - творческая и 4) самостоя­тельная; самостоятельность здесь вовсе не противоречит совме­стности; напротив, именно в совместной деятельности реализу­ется ее самостоятельность.

Под деятельностью С. Л. Рубинштейн понимал целенаправ­ленное, сознательное, изначально практическое преобразование природы и общества субъектом, а тем самым и себя. Деятель­ность субъекта рассматривается в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает стро­иться по-новому.

Таким образом, С. Л. Рубинштейн рассматривал отношения субъекта к миру как регуляторы деятельности в ее психологичес­кой и собственно объективной общественной структуре, а осо­бенности психического - как процессы и свойства личности в ее сознательном и деятельностном отношении к миру.

Общая теория деятельности А. Н. Леонтьева

Структура деятельности, по А. Н. Леонтьеву, предполагает на­личие двух аспектов: операционного и мотивационного. Операци­онный аспект (деятельность-действие-операция-психофизиологические функции) включает в себя структуры преобразований с разной степенью свернутости и автоматизации. Мотивационный аспект деятельности (мотив-цель-условия) представляет собой иерархию побудителей, вызывающих данные преобразования.

Кроме того, можно го­ворить о значении функ­циональных взаимосвя­зей внутри аспектов и об их иерархическом двух­стороннем соотношении (деятельность-мотив, действие-цель, опера­ция-условия).

А. Н. Леонтьев нео­днократно подчеркивал целостность внутриаспектного деления: дея­тельность может включать в себя одно единственное действие и даже операцию, быть действием или операцией (Леонтьев, 1975). Иными словами, чтобы приблизиться к тому, как пони­мал строение деятельности А. Н. Леонтьев, мы должны отка­заться отделения ее структуры на “кирпичики” и воспринимать как определенную систему.

Согласно А. Н. Леонтьеву, каждая из принадлежащих чело­веку (или формируемых у него) деятельностей отвечает (или, по крайней мере, должна отвечать) определенной потребнос­ти субъекта, стремится к предмету этой потребности и угасает в результате ее удовлетворения.

Деятельность может воспроизводиться вновь, причем в со­вершенно новых условиях. Главное, что позволяет отождеств­лять одну и туже деятельность в разных ее проявлениях, - пред­мет, на который она направлена. Таким образом, единствен­ный адекватный идентификатор деятельности - ее мотив. Деятельность без мотива не существует, а всякая немотивиро­ванная деятельность представляет собой обычную деятельность с субъективно и/или объективно скрытым мотивом.

Составляющими отдельных человеческих деятельностей являются реализующие их действия. По А. Н. Леонтьеву, дей­ствием называется “процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, под­чиненный сознательной цели” (Леонтьев, 1975). Выделение це­лей и оформление подчиненных им действий приводят к разде­лению скрытых в мотиве функций. Функция побуждения сохра­няется за мотивом, а функцию выбора направленности действия берет на себя цель. Поэтому в общем случае предмет, побуж­дающий деятельность, и предметы, направляющие ее действия, не совпадают.

Принципиальным положением теории деятельности явля­ется концепция трех форм ее проявления. Теоретически выде­ляются:

  • | внутренняя составляющая деятельности (протекающая в рамках сознания);

  • внешняя деятельность субъекта (включающая сознание и предметы внешнего мира);

  • деятельность как нечто, воплощенное в вещах и знаках, ко­торая является содержанием человеческой культуры.

Единство внешней и внутренней деятельности. Теория деятельности выделяет две формы деятельности: внешнюю (практическую, материальную) и внутреннюю (идеальную, мыс­лительную, “теоретическую”) деятельность. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побужда­ется потребностями и мотивами, сопровождается эмоциональ­ными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реали­зующих их операций. Отличие состоит в том, что действия про­изводятся не с реальными предметами, а с их образами, и вме­сто реального продукта получается мысленный результат.

Проведенные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонть­ева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др. показывают, что внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации, т. е. путем пе­реноса соответствующих действий в умственный план. Для ус­пешного воспроизведения какого-то действия “в уме” нужно обя­зательно освоить его в материальном плане, сформировать свой внутренний план действий с подобными предметами. При инте­риоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется: проис­ходит последовательное изменение и сокращение внешних материальных действий и формируются внутренние, идеаль­ные действия, совершаемые в умственном плане. В психологи­ческой литературе часто можно встретить следующий пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету. Снача­ла он считает палочки (реальный объект оперирования), пере­кладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обхо­дится без палочек, ограничиваясь только внешним наблюдени­ем за ними. Постепенно палочки становятся не нужны, и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятель­ность). Объектом оперирования становятся числа и слова (мыс­ленные объекты).

В то же время внутренние действия предвосхищают, подго­тавливают внешние, происходит экстериоризация деятельно­сти. Механизм экстериоризации протекает на основе преобра­зования сложившихся при интериоризации внутренних законо-

мерностей и сформированного ранее внутреннего идеального плана действий.

Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности может быть представлена в следующем виде (рис. 2) (Психология и педагогика, 1998):

Рис. 2. Взаимосвязь внутренней и внейшней деятельности

С. Л. Рубинштейну принадлежит иная точка зрения, соглас­но которой, нельзя говорить о формировании “внутренней ” пси­хической деятельности из “внешней” практической путем инте­риоризации, так как внутренний (психический) план существует и до интериоризации.

“При изучении психической деятельности или психических процессов принципиально важно учитывать, что они обычно протекают одновременно на разных уровнях и что вместе с тем всякое внешнее противопоставление “высших” психических процессов “низшим” неправомерно, потому что всякий “высший” психический процесс предполагает “низшие” и совершается на их основе <...>. Психические процессы протекают сразу на не­скольких уровнях, и “высший” уровень реально всегда существу­ет лишь неотрывно от “низших”. Они всегда взаимосвязаны и образуют единое целое” (Рубинштейн, 1989).