Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сходства и различия между тюркской и германо-скандинавской мифологиями на примере Мирового древа и основных богов.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.38 Mб
Скачать

Верховные боги

У древних тюрков верховным богом был Тенгри – бог, которого также почитали и монгольские народы, потому следует воспринимать его как божество тюрко-монгольского происхождения. Слово «Тенгри» в древнетюркских языках имело не только общеизвестное значение «небо», но также подразумевало наименование верховного бога, об этом в своей «Книге о путешествии на Волгу» упоминает арабский путешественник и писатель Ибн Фалдан: «А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-тюркски «клянусь богом единым», так как «бир» по-тюркски «один», а «тенгри» на языке тюрок — «бог» [4]. До появления ислама и буддизма культ Тенгри у тюрко-монгольских кочевников был непоколебимым, потому их древняя религия часто называется тенгрианством (сегодня тенгрианство стало одним из направлений в неоязычестве). Считалось, что Тенгри подарил людям кут – этим словом обозначалась как душа, так и жизненная энергия человека, которая приносит ему счастье. У киргизов кут представлялся как кусочек студенистого вещества темно-красного цвета [5] – так, Манас, легендарный киргизский богатырь, родился «со сгустком крови в обеих руках» (в другой версии – «со сгустком черной крови в правой руке»). Именно из тенгрианства идет уважение к огню и обряд его кормления, который для многих тюркских народов и сегодня является значимым. Впоследствии Тенгри был вытеснен другими верховными богами, но его влияние до сих пор заметно в тюркских культурах, особенно в современных тюркских языках – к примеру, башкирское и татарское слово «тәңре» и якутское слово «таҥара» переводятся как «бог», а хакасское «тигiр», шорское «тегри» и алтайское «теҥери», что переводятся как «небо», сохранили связь с именем Тенгри, в то время как большинство тюркских слов, означающих небо, происходит от другого древнетюркского слова – «көк».

Единственный верховный тюркский бог, который неразрывно связан с влиянием и самим именем Тенгри – чувашский Тура. Тура является творцом мира и его защитником, он оберегает людской род, спасает голодающих, защищает слабых, помогает работающим, видит всё, что происходит на земле. Он борется со злом на земле, уничтожая его с помощью молний (интересно, что Тенгри тоже был известен как громовержец – об этом пишет тюркский филолог Махмуд ал-Кашгари). Также Тура знает судьбу человека и всего мира, единственный распределяет среди людей неизбежные судьбы. На лобной кости каждого человека верховный бог пишет его судьбу в виде затейливых рубцов (Турă çырни). Их невозможно увидеть человеческим глазом, так как они покрыты кожей лба, и только сам Тура способен их прочитать. Кроме того, Тура помечает тело каждого человека «божьим знаком» (Тур палли) в виде родинки: если родинка выше пояса — человек проживет счастливую жизнь, ниже пояса — несчастную. Также известно, что у Туры зимуют перелетные птицы. Больше всех он любит ласточку, которая бесстрашно гнездится под самым его столом, тогда как другие птицы держатся от него подальше. Любимым цветом Туры является белый, потому во время весеннего жертвоприношения чуваши надевали белые рубахи. Согласно поверью, когда они стали отходить от бога предков, а вместо белой одежды стали на русский лад носить чёрное и другие цвета, Тура рассердился на них за это и послал голод, болезни, плохой урожай и прочие несчастья [6].

У хакасов, шорцев и алтайцев верховным богом является Ульгень (Юргень), образ которого часто объединяют с образом Тенгри. Внешность Ульгеня, как и Тенгри, изображалась редко и абстрактно – это была человекоподобная фигура, голова которой излучает сияние. Ульгень создал не только всю природу, но также первого человека, кости которого были сделаны из камыша, а тело из глины, и собаку, которая должна была его сторожить. Майдере и Мангдышире, богатыри, фигурирующие в алтайской мифологии, тоже были рождены Ульгенем. Также Ульгень является громовержцем и одним из покровителей шаманов – он награждает людей шаманским даром, определяет, быть человеку шаманом или нет, назначает будущему шаману духов-помощников и указывает, каким должен быть его тюнгур (бубен). Часто Ульгень замещается схожими божествами Юч-Курбустан и Кудай, возникшими в разное время, но со временем получившими общие черты.

У якутов верховным богом является Юрюнг айыы тойон (Белый создатель господин), чей образ символизирует солнце. Юрюнг айыы тойон, в отличие от других тюркских верховных богов, имеет свою иконографию и изображается старцем, облаченным в меха, источающие жару и свет (см. рис. 4). Он проживает на девятом небе, где нет зимы, а вокруг растет белая трава. Известно, что Юрюнг айыы тойон не терпит неповиновения – в одной из якутских легенд описано, что он повелел сжечь непокорного шамана Аан Аргыл Ойууне, который заявил, что не верит в него, а чудеса делает своей силой. Впоследствии тело шамана распалось на различных пресмыкающихся, из которых выжила только лягушка, которая дала начало нескольким демонам-шаманам.

В германо-скандинавской мифологии верховным богом является Один (встречается также вариант написания Вотан). С одной стороны, Один – мудрец и знаток сказов, известных под названием саги, и этим он схож с тюркскими верховными богами, которые тоже обладали великой мудростью. С другой стороны, Один – бог войны и покровитель воинов, что не вписывается в тюркскую мифологическую концепцию, так как у тюрков практически не было богов войны. Серьезно от тюркской концепции отличается и этимология имени бога – так, имя Один происходит от прагерманского wodaz, что значит «яростный»: подобных имен в тюркской мифологии мы практически не встретим.

В отличие от тюркской мифологии, в германо-скандинавской подробно описываются генеалогическое древо и история деяний верховного бога. Его родителями были Бёр – сын первого человека Бури и Бестла – великанша из рода инеистых великанов (гримтурсенов), в Старшей и Младшей Эдде они упоминаются лишь единожды. Один со своими братьями Вили и Ве убил гримтурсена Имира, таким образом создав Мидгард – мир людей, после чего верховный бог поселил в Мидгарде первых мужчину и женщину – Аска и Эмблу, сделанных из ясеня и ольхи. Кроме Мидгарда, Один вместе с братьями создал Ётунхейм, который был отдан во владение Бергельмиру – потомку Имира и предводителю ётунов, и Асгард – дом для асов.

Считается, что Один дал людям письменность – руны. Согласно мифам, верховный бог, пронзив себя Гунгниром – своим копьем – провисел на Иггдрасиле девять дней и ночей без еды и питья. После того, как к нему явился Бёльторн, отец Бестлы, и помог утолить жажду священным медом, Один услышал первые руны и начертил первые из них на стволе Иггдрасиля собственной кровью. Еще один дар людям от Одина – так называемый «мед поэзии», чей глоток наделял поэтическими способностями (рассмотренные нами верховные тюркские боги не замечены в подобных дарах).

Подробно описаны и атрибуты Одина: так, его часто сопровождают вороны Хугин и Мунин, чьи имена буквально переводятся как «мысль» и «память» (см. рис. 5). Названы так вороны неслучайно, поскольку они являются вестниками Одина и передают ему информацию об окружающем мире. Как следует из «Речей Гримнира», одной из поэм, входящих в состав «Старшей Эдды», Один заботится о воронах и переживает за них:

Хугин и Мунин

над миром все время

летают без устали;

мне за Хугина страшно,

страшней за Мунина, —

вернутся ли вороны! [7]

Еще одними спутниками Одина являются волки Гери и Фреки, чьи имена переводятся как «жадный» и «прожорливый» (см. рис. 6). В «Речах Гримнира» говорится, что Один вкушает лишь вино, а всю остальную еду, что стоит у него на столе, он бросает двум волкам, лежащим у его ног:

Гери и Фреки

кормит воинственный

Ратей Отец;

но вкушает он сам

только вино,

доспехами блещущий. [8]

Многие исследователи, как Рудольф Зимек и Михаэль Шпигель, отмечают, что спутники Одина, возможно, являются живыми воплощениями его сил: так, Хугин и Мунин олицетворяют мыслительные и умственные силы верховного бога, а Гери и Фреки – физические.

Ездовое животное Одина – восьминогий конь Слейпнир (скользящий) (см. рис. 7), который в Старшей Эдде именуется «лучшим конем», а его корабль – Скидбладнир (сложенный из тонких дощечек) (см. рис. 8), передвигающийся и по морю, и по суше, и по воздуху, являющийся самым быстрым судном и именующийся «лучшим стругом»:

Дерево лучшее –

ясень Иггдрасиль,

лучший струг –

Скидбладнир,

лучший ас – Один,

лучший конь – Слейпнир… [9]

Вполне понятно, почему у скандинавского верховного бога имеется корабль – Скандинавию, как известно, окружает море, и потому корабельное дело было хорошо развито, чего нельзя сказать о тюрках, которые в большинстве своем были кочевыми народами. Но почему у тюркских верховных богов нет собственных коней, остается загадкой, хотя лошади в тюркской культуре считаются священными животными.

Как можно видеть, Один у скандинавов прописан гораздо подробнее, чем Тенгри, Тура, Ульгень и Юрюнг айыы тойон – рассказана его биография, указаны атрибуты, внешность описана более конкретно. Но различия есть не только в описании – так, в отличие от тюркских верховных богов, Один не является громовержцем, так как в германо-скандинавской мифологии есть отдельный бог грома – Тор; ко всему прочему, у тюрков верховные боги были безоружными. Еще одно культурное отличие – в современных германских языках слово «среда» буквально переводится как «день Одина» – возможно, эта практика заимствована у римлян, у которых среда была днем Меркурия, бога-покровителя письменной и устной речи (у тюрков названия дней недели в честь богов не замечены). Но как бы верховные боги тюрков и скандинавов ни различались, меж ними есть одно сходство – они всегда изображаются мудрыми и добрыми к людям существами.