- •Глава 1. «Ресурсное проклятие» - теоретическое обоснование. 6
- •Глава 2. Обоснование необходимости проведения комплексных реформ в России, охватывающих экономическую, политическую и институциональную среды. 20
- •Глава 3. Переход экономики России на инновационный путь развития. 37
- •Введение
- •Глава 1. «Ресурсное проклятие» - теоретическое обоснование.
- •1.1 Понятие и сущность “ресурсного проклятия”
- •1.2 Характерные особенности ресурсозависимых стран
- •1.3 Особенности и значение сырьевого сектора в российской экономике
- •Глава 2. Обоснование необходимости проведения комплексных реформ в России, охватывающих экономическую, политическую и институциональную среды.
- •2.1 «Ресурсное проклятие» – иностранный опыт
- •2.2 Основные формы и механизмы проявления «ресурсного проклятия» в российской экономике
- •2.3 Механизмы противодействия «ресурсному проклятию» и «голландской болезни», применяемые в России
- •Глава 3. Переход экономики России на инновационный путь развития.
- •3.1 Определение динамики развития инновационного сектора в России, оценка общей инновационной деятельности
- •3.2 Определение потенциальных механизмов стимулирования инновационной деятельности в России
- •Выбор приоритетных направлений научно-промышленного развития
- •Определение базисных функциональных элементов будущей российской инновационной системы
- •Создание эффективной системы финансирования модернизационных процессов
- •Формирование системы коммерческого посредничества способствующего промышленной реализации инновационных разработок
- •Осуществление интеграции российского научно-промышленного сектора в мировые инновационные процессы
- •3.3 Анализ стратегий перехода экономики России на инновационную модель развития. Кдр 2020
- •Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития
- •Вариант догоняющего развития и локальной конкурентоспособности
- •Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях
- •Заключение
- •Список использованной литературы
- •Ослунд а. «Рентоориентированное поведение» в российской переходной экономике // Вопросы экономики. 1996. № 8
- •Приложения
2.3 Механизмы противодействия «ресурсному проклятию» и «голландской болезни», применяемые в России
Согласно выводам, полученным из прошлых параграфов, приоритетными направлениями экономического развития для стран, богатых ресурсами, должны быть в первую очередь:
Либерализация торговой политики.
Введение гибкого налогообложения, способствующего появлению большего количества административных и финансовых инструментов для более полной и эффективной реализации имеющегося ресурсного потенциала.
Стимулирование технологического прогресса во всех экономических сферах, а также на микро и макроэкономических уровнях.
Увеличение доли участия государства в управлении ресурсами. Ресурсы должны считаться национальным достоянием, вмешательство государства позволит реализовывать имеющийся потенциал в рамках общественной эффективности.
Создание и модернизация соответствующей инфраструктуры, что способствует налаживанию взаимодействия между соответствующими секторами экономики в условиях диверсификации производства и получению синергетического эффекта.
Проведение соответствующих институциональных изменений, предотвращающих рентоориентированное поведение.
Стоит заметить, что в последние десятилетия, развивающиеся страны, ориентированные на экспорт ресурсов, добиваются определённых экономических успехов, к которым относится переход от сырьевой и аграрной экономики к индустриальной. В качестве подтверждения статистические базы показывают, что в подобных странах доля сельскохозяйственного и сырьевого экспорта постоянно сокращается, и если в 70-ые годы 20-ого века была доминантной и составляла около 80% экспорта, то 90-ых и начале 2000-ых сократилась до 1/5.
Подобные успехи прежде всего связаны с успешной реализацией некоторых направлений экономической политики, представленных выше. В большинстве случаев государства достигли успеха в области экономической либерализации и снижении государственной протекции, а также в соответствующем развитии инфраструктуры и диверсификации производства. Но до сих пор остаются проблемы, это неподходящая институциональная среда и инертность её изменения, а также слабая активность государственного аппарата по эффективному использованию ресурсов и предотвращению нелегального изъятия ренты. Потому конгломерату сырьевых развивающихся государств в настоящее время в первую очередь следует уделить внимание структуре своего управленческого аппарата и его внутреннему взаимодействию. Ликвидация описанной проблемы позволит перейти на уровень эффективной эксплуатации сырья, примерами государств, с хорошим управленческим аппаратом являются Норвегия и Австралия. В обоих странах грамотные и взвешенные решения политического руководства способствовали ликвидации остальных, ранее описанных, недостатков. В случае Норвегии самым результативным решением оказалось изъятие 80% ренты через систему налогообложения с дальнейшим инвестированием в остальные сектора, а также в государственный фонд и иностранные ценные бумаги и валюту. В случае Австралии политическому руководству удалось добиться широкой диверсификации производства, обеспечить полноценное межотраслевое взаимодействие и увеличить суммарный синергетический эффект, получаемый экономикой.
Реформирование российской системы налогообложения
Проблема неэффективной деятельности государственного аппарата в отношении добывающей отрасли и связанными с ней остальными секторами экономики имеется и в России. Хотя определённые шаги по преодолению имеющихся системных недостатков были произведены, в частности изменения принципа налогообложения добычи полезных ископаемых. Изменение было связанно с налоговой реформой 2000-ного года, суть заключалась в привязке ставки налогообложения к мировым ценам на сырьё, тем самым значительно пополняя бюджет во время положительной мировой динамики и ослабляя давление на добывающий сектор во время отрицательной. Однако, как в старых так и в новых реалиях, принятые меры оказались совсем недостаточными: если в Норвегии бюджет облагает налогами 80% средств от добытых углеводородов, то в России ставка приписывает изымать лишь 16,5%, хоть это и выше среднестатистической по миру ставки для добывающего сектора, но в реалиях богатого ресурсами государства совершенно недостаточно. Государство обладает дополнительными возможностями по национализации ресурсной ренты, и этим необходимо воспользоваться. Проведение комплекса целенаправленных реформ по реструктуризации налогообложения позволит изымать большую часть сырьевой ренты и перераспределять её по мере необходимости между различными отраслями. В настоящее время это способно ослабить и выправить имеющийся сильный отраслевой дисбаланс в структуре российской экономики, а в долгосрочной перспективе это поможет достичь сбалансированности экономической системы. Однако при проведении комплекса реформ следует проявить особую осторожность, так как из-за крайне высокой степени отраслевого дисбаланса, рентоориентированного поведения значительная часть межотраслевых и внутриотраслевых финансовых потоков остаётся непрозрачной в полной мере для налоговой системы государства.
Диверсификация российского производства и вертикальная интеграция
Россия в полной мере испытала на себе пагубные последствия «ресурсного проклятия», среди которых – полной угнетение обрабатывающих отраслей торгуемого сектора. И если предотвращать уже что-либо поздно, то постепенно выправить ситуацию в долгосрочной перспективе вполне возможно, и первым шагом к этому послужит стимулирование государством обрабатывающих отраслей и полноценная широкомасштабная диверсификация производственной деятельности. Меры по изъятию дополнительной нефтяной ренты в пользу государства могут в этом очень помочь, многие наукоёмкие отрасли, такие как: российский автопром, средства связи, высокоточное производство, сфера инноваций застопорились в своём развитии из-за недостатка средств и подавления разросшимися секторами услуг и добычи ресурсов. Вливание дополнительных бюджетных средств вполне способно оживить отрасли и активизировать новые инвестиционные потоки, для этого политика государства должна быть внутренне-ориентированная.
Однако, диверсификация производства – не единственная восстановительная мера в отношении производственных и перерабатывающих отраслей. Значительный вклад в дело восстановления российской промышленности может принести метод вертикальной интеграции различных производств. Причём интеграция подразумевается как внутриотраслевая, так и межотраслевая. В данном случае это простимулирует собственников одновременно и ресурсной базы и действующих производств к рациональному и эффективному использованию имеющихся природных богатств и их переброски и перераспределению между различными отраслями производства. Чистый ресурс в таком случае будет являться промежуточным элементом, а конечным будет продукт, произведённый на его основе, что увеличит результирующую добавленную стоимость и увеличит мировую ренту в случае экспорта товара. Примером если не интеграции, то подобного взаимодействия являются норвежские компании, и даже две российских. РКК "Энергия" и РАО "Газпром", соответственно топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы объединили свои усилия в сфере создания техники геологоразведки новых месторождений19.
Резервирование средств
Ещё одним средством борьбы с последствиями «ресурсного проклятия», а именно с «голландской болезнью» является резервирования части отчисляемых от продажи ресурсов средств, резервирование их в иностранной валюте. Данный метод хорошо себя оправдал в Норвегии, созданный Государственный пенсионный фонд позволил избежать экономической дестабилизации в период падения мировых цен на нефть. Подобную структуру попробовали сформировать и у нас в России – 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд РФ. Функция его была такая же – накопительная в период положительной конъюнктуры мировых ресурсных цен и стабилизационная в периоды отрицательной динамики, имеющиеся средства фонд резервирует в долларах, евро и фунтах стерлингов20. С 1-ого февраля 2008 года фонд был реформирован и разделён на две структуры: Резервный фонд (исполняет старые функции Стабилизационного фонда) и Фонд национального благосостояния (участвует в финансировании пенсионных накоплений граждан).
Наличие в Стабилизационном фонде зарезервированных в иностранной валюте средств, также позволяет по мимо основных функций реализовывать и другие, а именно контроль реального валютного курса и снижение его волатильности, это способствует удержанию позиций отечественных экспортёров товаров и поддержке на стабильном уровне средней зарплаты в торгуемом секторе, что в конце предотвращает перераспределение трудовых ресурсов между секторами и их концентрации в добывающей сфере и сфере услуг.
Реформирование институциональной системы в Российской Федерации
Однако, события последних лет показывают, что даже принятые меры по созданию Стабилизационного фонда оказались недостаточными. Возможна причина в малом размере отчисляемых на поддержании фонда средств, но вместе с тем, предполагается и наличие других факторов, способствующих усугублению последствий «ресурсного проклятия» в условиях падения цен на нефть 2014-2015 гг. Таким фактором в российских реалиях является институциональная среда, а точнее её низкое качество и неспособность обеспечить эффективное эксплуатирование ресурсов и предотвратить рентоориентированное поведение. Институциональная реформа должна увеличить прозрачность и подотчетность образующихся финансовых потоков и получаемых доходов. Наряду с изменением системы налогообложения необходимо провести и административную реформу. В совокупности принятые меры помогут увеличить и ужесточить риски по изъятию дополнительной ренты, прозрачность позволит увидеть реальное состояние дел в отраслях и эффективнее расходовать средства.
Полная реализация всех вышеизложенных мер в перспективе позволит полностью преодолеть «ресурсное проклятие» в России и выведет страну на новый этап развития и модернизации.
