Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Писательская компетенция учащихся Булохов.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.21 Mб
Скачать

3.2.2. Думание как вид речевой деятельности учащихся

Формирование выделенных Т.А. Ладыженской коммуникативно-речевых умений происходит не только в процессе говорения и письма, но и в процессе еще одного вида речевой деятельности, впервые выделенного И.А. Зимней. Она называет не четыре вида речевой деятельности, как другие авторы (слушание, говорение, чтение, письмо), а шесть, добавляя к перечисленным еще два: думание (размышление) и перевод. Нас интересует, конечно, не перевод, а думание "как своеобразная форма взаимодействия человека с самим собой", "внутренний способ формирования и формулирования мысли (для себя)". Думание играет "роль черновика", подготовки, самопроверки" и часто предшествует говорению и письму, но может "протекать одновременно" с другими видами речевой деятельности [Зимняя 1978: 42-46].

Тезис И.А.Зимней о возможности параллельного осуществления процессов порождения речи и думания о ней представляется важным для школы. Нельзя до написания сочинения в мельчайших подробностях продумать все, что касается темы, основной мысли, типа и стиля речи, намерений автора, необходимо думать о том же и в процессе создания текста. Еще в 1916 году В.П. Вахтеров писал: "У ребенка, как известно всем, наблюдавшим за его творчеством, идет всё вместе: едва ли он хорошо знает, что последует за его первыми фразами; но когда он составляет их, он в одно и то же время решает вопросы и о плане, и о выборе материала, и о выборе слов и формы выражения" [Развитие речи учащихся в начальной школе: хрестоматия 1965: 73].

Некоторые методисты явно преувеличивают возможности юных авторов в мысленном проектировании сочинения, вернее – создают идеальный вариант обдумывания всего, что должен совершить ученик до момента создания текста. Так, В.Н. Мещеряков к предтекстовым этапам работы над сочинением на литературные темы относит формулирование главной мысли и основных тезисов предстоящей письменной работы [Мещеряков 1999: 113]. Эти этапы не могут протекать вне речевой деятельности (аргумент в пользу И.А. Зимней), однако они частично или даже полностью могут иметь место на этапе текстовой работы над сочинением. По меткому выражению В.Е. Мамушина, "у человека с развитой речевой культурой" (значит, не только у школьников, но и у писателей, у писателей даже чаще, чем у школьников) путь от мысли о предмете изложения к тексту "обычно взаимодействует с обратным путем" от текста к мысли, в результате чего "текст может быть существенно изменен, перестроен" [Основы методики русского языка в 4-8 классах 1983: 264].

По И.А. Зимней, думание протекает во внутренней речи. Из этого общего положения изредка наблюдаются исключения: пожилые люди и люди, находящиеся в состоянии творческого напряжения, выходят за пределы внутренней речи и начинают думать, говоря сами с собой, для себя. Такой разговор с самим собой и для себя, происходящий во внешней речи, по строгому определению И.А. Зимней, не относятся к думанию как специфическому виду речевой деятельности.

У И.А.Зимней, разумеется, есть оппоненты. По мнению, например, В.П. Глухова, думание не является видом речевой деятельности, ибо "в равной степени" относится как к процессам порождения и восприятия, так и к процессам мышления. Потому думание – это "один из вариантов речемыслительной, а не собственно речевой деятельности человека" [Глухов 2005: 58].

Разногласия между И.А. Зимней и В.П. Глуховым объясняются тем, что они по-разному относятся к роли предметно-изобразительного кода в речевой деятельности. По Н.И. Жинкину, в формировании мысли во внутренней речи важную роль играет предметно-изобразительный код (образы, схемы, линии, представления) [Жинкин 1964]. По мнению И.А. Зимней, думание является специфическим самостоятельным способом формирования и формулирования мысли, осуществляемым как средствами языка, так и средствами предметно-изобразительного кода. Этот субъективный, индивидуальный, не понятный другим код, как и средства языка, реализует исходное коммуникативное намерение – общаться с самим собой [Зимняя 1978: 31]. В.П. Глухов же не согласен отнести к средствам общения с самим собой (а значит, и к речевой деятельности) предметно-изобразительный код по причине его неречевого, невербального выражения [Глухов 2005: 58].

Точка зрения И.А. Зимней ближе авторам, обсуждающим проблемы формирования у школьников коммуникативной компетенции. О.М. Казарцева, признав справедливым выделение нового самостоятельного вида речевой деятельности, назвала его иначе – "обдумывание" и к нему отнесла "внутреннее планирование текста", понимая под таким планированием не только систематизацию собранного к сочинению материала, но и "форму высказывания" и другие его характеристики [Казарцева 1998: 476].

Думание (обдумывание) – это диалог пишущего с самим собой, а применительно к написанию сочинений лучше сказать – диалог автора с критиком, в роли которого выступает сам автор. В таком мыслимом разговоре участвуют даже не два, а три лица. Об этом интересно рассуждал А.Н. Толстой: "… в писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель активен, мужественен, он знает – "для чего", он видит цель и ставит вехи. Художник эмоционален, женственен, он весь в том, "как" сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки, – иначе он растечется, расплывется, он "глуповат", прости господи. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, но он не творец, и он не активен, он беспощаден" [Толстой 1956: 106].

Учащимся нужно не просто думать, им необходимо обдумывать многие вопросы, связанные с написанием сочинения. Формировать в школьнике качества мыслителя, художника и критика необходимо на всех этапах работы по созданию собственного текста. Интересно это делает Е.С. Антонова. Она создала серию книг, содержащих в своем названии словосочетание "Тайна текста". Книги адресованы учащимся 5-9 классов в качестве рабочих тетрадей и учителям в качестве методических рекомендаций. В этих книгах в разделах, посвященных развитию связной письменной речи, повествуется о "лаборатории писателя", о "редакционном совете". Каждый учащийся выступает в роли то писателя, то критика, а то и редактора [Антонова 2000: 67; 2000а: 126; 2001: 167].

Возможно даже, что термин "обдумывание" имеет большее право на использование в методике преподавания русского языка, чем "думание". Однако в заголовке параграфа мы употребили "думание", термин, который использовала И.А. Зимняя, первооткрыватель этого весьма специфического вида речевой деятельности.

С позиций лингводидактики целесообразно признать думание в качестве самостоятельного вида речевой деятельности еще и потому, что думанию, как письму и говорению, нужно учить. И в таком случае "думание" прозрачнее, понятнее и конкретнее, чем "речемыслительная деятельность", а значит – более ориентировано на практическое применение. У лингводидактов больше оснований, чем у психолингвистов, признать точку зрения И.А. Зимней. К тому же и необходимость в этом, диктуемая практикой обучения школьников сочинениям, у них достаточно острая, чего не скажешь об авторах, рассматривающих общие теоретические вопросы о психолингвистических процессах порождения речи.

К терминам "думание", "обдумывание" близко "осмысление". Этим термином пользуется методист А.П. Еремеева. Во всех четырех видах речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) она выделяет механизм осмысления и применительно к говорению и письму называет такие умения осмысливать, как умение выражать и обосновывать предмет речи и следовать заданной мысли, формулировать главную мысль и основные детали, следовать логическому развертыванию высказывания [Теория и практика обучения русскому языку 2005: 245]. Перечисленные умения в области осмысления не протекают вне речевой деятельности.

Однако при обдумывании речевые компоненты сочетаются с неречевыми, что В.П. Глухову мешает признать думание самостоятельным видом речевой деятельности. И у методистов тоже подтверждения этому, казалось бы, есть: Н.А. Ипполитова вычленяет группу из семи умений, которые условно называет "предречевыми", "доречевыми". К ним она относит, например, умения выделять существенные и несущественные признаки предмета или явления; группировать признаки, явления, факты; прогнозировать композицию текста по его жанровой характеристике и др. [Ипполитова 1998: 33-34]. Но если принять во внимание, что предметно-изобразительный код, как считает И.А. Зимняя, помогает общаться с самим собой, то сомнения в правомерном причислении думания к самостоятельным видам речевой деятельности рассеиваются.

Добавим к этому еще некоторые доказательства. Отдельные специалисты, кроме основных, признают существование неосновных видов речевой деятельности. Э.П. Шубин выделяет вторичные ("посреднические") виды коммуникативной деятельности: чтение вслух, запись речи, перевод [Шубин 1972: 187]. Их вторичность вполне понятна. Нельзя, например, читать вслух, если не владеешь навыками говорения. По словам Е.И. Пассова, это вспомогательные виды речевой деятельности [Пассов 1977: 11.]. Тоже понятно: читать вслух не обязательно, можно читать и про себя. Думание не может быть отнесено ко вторичным, вспомогательным, дополнительным видам речевой деятельности. Без думания невозможно говорение, письмо, чтение, слушание. Так что думание (обдумывание, осмысление) следует признать не просто основным видом речевой деятельности, но главным, важнейшим, ведущим.

Правда, методика обучения думанию еще не выработана. Лишь изредка встречаются упражнения, предлагающие что-то обдумать.

Л.И. Шварко, признав думание как вид речевой деятельности, считает, что для дошкольников "примером думания на языке служат задания типа: закройте глазки и уши (то есть предлагаем ребенку "уйти в себя"), подумайте, вспомните, придумайте". Такие задания помогают детям в подготовке высказываний, произносимых вслух [Шварко 2000].

Ш.А. Амонашвили рекомендует в начальных классах проводить уроки молчания – "молчание и думание о разных проблемах – о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни людей" [Амонашвили].

В учебнике русского языка для 5 класса под редакцией Н.М. Шанского находим такие упражнения: № 461. "Сочинение. Темы на выбор: "Почему нам нужен мир?", "Чем я больше всего люблю заниматься и почему?" … Перед тем как писать, продумайте выбранную тему, определите основную мысль (тезис), подберите доказательства; если есть необходимость, сформулируйте вывод. Подумайте, в каком стиле вы будете излагать свои мысли, что-то объяснять, доказывать". № 701. "Составьте вопросы и задания для "Клуба знатоков русского языка" (по изученному разделу). Подумайте, как вы проведете встречу, как будете определять победителя" [Русский язык: учебник для 5 класса 1998: 193, 289].

В просмотренных нами учебниках русского языка для основной школы задания думать встречаются по 3-4 раза и вводятся при помощи слов: подумайте, продумайте, задумайтесь, как вы думаете?, воспроизведите мысленно.

Факт несколько запоздалого признания думания (обдумывания, осмысления) как самостоятельного вида речевой деятельности объясняется также и тем, что, как справедливо отметила А.П. Еремеева, осмысление входит составной частью во все ранее известные виды ревой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) и потому остается недостаточно заметным.