Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лактионов (ред). История дипломатии. 2 том.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.19 Mб
Скачать

3. Французская дипломатия и европейские державы

от свержения монархии во Франции до установления якобинской диктатуры

Дипломатия жирондистов в период Конвента с сентября 1792 г. до апреля 1793 г.

Национальный конвент был созван на основе всеобщего избирательного права и установил во Франции республику. Вместо прежних министров, назначаемых королем, был избран Исполнительный совет, ответственный перед Конвентом. Министром иностранных дел в этом совете был жирон­дист Лебрен. Фактически он целиком зависел от преобладавших в Конвен­те главарей этой партии. Значительным влиянием на внешнюю политику пользовался Дантон, хотя по должности в Исполнительном совете он был министром юстиции.

После нескольких критических недель, когда прусская армия герцога Брауншвейгского вторглась во Францию, с 20 сентября (со дня битвы при Вальми) в ходе военных действий произошел перелом. К 1793 г. республи­канские войска очистили территорию Франции от интервентов, заняли Са­войю, Ниццу, левый берег Рейна, Бельгию и открыли для французской и бельгийской торговли устье реки Шельды, принадлежавшее Голландии. Население занимаемых французами областей с восторгом встречало три­умфальное продвижение революционных войск и немедленно принималось уничтожать феодальные привилегии.

Жирондисты в этот период развивали широкую пропаганду революци­онной войны за пределами Франции под лозунгом революционного осво­бождения народов Европы. Эта пропаганда нашла горячий отклик среди французской буржуазии, которая давно мечтала о распространении фран­цузского влияния на Бельгию. 19 ноября Конвент издал декрет о помощи всем народам, желающим низвергнуть своих тиранов. 15 декабря были дек­ретированы установление новых революционных властей в занятых фран­цузскими войсками областях и конфискация имущества врагов революции для покрытия издержек войны. Докладывая об этом декрете, Камбон вы­двинул знаменитый лозунг революционных войск: «Мир хижинам — вой­на дворцам!». В 1792-1793 гг. занятые области — Савойя, Ницца, левый бе­рег Рейна и часть Бельгии — торжественно были присоединены к Франции в силу народного голосования по коммунам, в согласии с принципом осво­бодительной войны и отказа от завоеваний. Пропаганду революционной вой­ны вели не только жирондисты, но и многочисленные иностранцы, изгнан-

ные из Голландии, Бельгии, немецких областей по левому берегу Рейна, Савойи за свои революционные убеждения и образовавшие свои клубы и легионы. В этой пропаганде они заходили гораздо дальше жирондистов. Наиболее видный деятель этих кругов Клоотц, пропагандируя идею всемир­ной революции и всемирной республики, развивал план, основы которого были набросаны еще в проекте «вечного мира» Руссо. Жирондисты и Дан­тон ограничивались пропагандой идей расширения революционной Фран­ции до Рейна и Альп. Рейн, Пиренеи, Альпы французская буржуазия счи­тала «естественнымиграницами» Франции.

Несмотря на достигнутые успехи, завоевания революционной Франции были еще непрочны. Жирондисты не хотели стать на путь решительных революционных мероприятий для реорганизации армии, обеспечения го­родов и войск продовольствием и полного уничтожения феодальных повин­ностей в деревне. Наоборот, широкая пропаганда войны служила им одним из средств отвлечения народных масс от этих вопросов, хотя лишь эти меры могли закрепить завоевания революционной Франции и тем самым создать для нее решающий военный перевес над врагом. Зато жирондисты прида­вали исключительное значение дипломатическим попыткам расчленения коалиции. Для этого предполагалось внушить одним участникам коалиции надежду получить компенсацию за счет других.

Лебрен и Дантон продолжали развивать в основном те же политические и дипломатические планы, что и Дюмурье1. Они надеялись нанести глав­ный удар австрийцам в Бельгии, которая должна была присоединиться к Франции или стать зависимой от нее республикой. Голландию предполага­лось подчинить французскому влиянию. Как и Дюмурье, многие жиронди­сты надеялись создать вдоль границы Франции от Северного моря до Ита­лии включительно ряд зависимых от нее республик. Они по-прежнему меч­тали о сближении с Пруссией и о ее нейтралитете, предполагая обещать ей компенсацию за счет австрийских владений и стараясь отклонить другие державы от присоединения к коалиции.

Лебрен надеялся заключить союз с Швецией и Турцией и побудить эти державы к новой войне с Россией, чтобы связать руки Екатерине II.

Кроме того, жирондисты рассчитывали на победу парламентской оппо­зиции в Англии и на возможность соглашения с Англией. Лебрен и Дюму­рье хотели предложить Питту возобновление торгового договора 1786 г. и уступку Англии острова Табаго, под условием согласия его населения, в обмен за предоставление Франции английского займа. Чтобы вовлечь Анг­лию в войну с Испанией и связать руки этим обеим державам, они решили предложить Питту план освобождения испанской Америки и открытие ее для английских и французских товаров. Жирондисты и Дантон не хотели понять, что между Англией и Францией существовали непримиримые про­тиворечия. Англии больше всего угрожали успехи революционной Фран­ции и победа революции в Бельгии и Голландии, так как они положили бы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]