- •Буддизм Буддийская идеология и право
- •4.2. Государственно-конфессиональные отношения в странах Дальнего Востока и Азии
- •См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений. — м., 1999. С. 231-233.
- •См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений. — м., 1999. С. 234.
- •Статистические данные из ежегодного доклада, публикуемого Госдепартаментом сша // http: // usin-fo.State.Gov
- •Статистические данные из ежегодного доклада, публикуемого Госдепартаментом сша // http: // usin-fo.State.Gov
- •Цит. По: Ткачева а.А. Новые религии Востока. — м.: Наука, 1991. С. 68.
- •См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений. —
- •См.: История Кореи. — Сеул: квс, Институт международного образования при Министерстве просвещения Республики Корея, 1995. С. 207.
- •См.: Романова е.Г. Религиозный плюрализм в странах Дальнего Востока // Религия и право. 2003. № 3. С. 23—24.
- •См.: Корнев в.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. — м., 1987; Агаджанян а с. Буддийский путь в XX веке. — м., 1993.
- •См.: Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. - м., 1984.
- •См.: Кузнецов b.C. Государство и религии в кнр. — м., 1999. С. 245; Известия. 1998. 29 окт.
- •Вопросы национального строительства в кнр// Информационный бюллетень Института Дальнего Востока. — м., 2000.
- •Кузнецов вс. Государство и религии в кнр. - м., 1999. С. 250.
- •Пресс-релиз: «China: a Year After New Regulations, Religious Rights Still Restricted» от 1 марта 2006 г.
Цит. По: Ткачева а.А. Новые религии Востока. — м.: Наука, 1991. С. 68.
озных организаций Японии, которая и по сей день объединяет значительную их часть1.
В сферу взаимоотношений религии и государства вовлечены значительные слои японского общества. А это значит, что вопросы, связанные с религиозной сферой, достаточно важны для граждан Японии, несмотря на часто декларируемый в среде японской интеллигенции агностицизм. Поэтому события, связанные с «Аум Синрикё», повлекли широкомасштабную критику закона 1951 года. Выдвинуты требования на пересмотр параметров религиозной свободы, переросшей во вседозволенность, и введен реальный контроль за деятельностью религиозных организаций. Важно отметить, что критика стала толчком для развертывания полемики о недопустимости свертывания принципов свободы совести, о дискриминации и ущемлении в правах бывших и настоящих последователей этого культа в Японии. Осенью 1995 года специальная комиссия Совета по делам религий юридических лиц при Министерстве просвещения Японии подготовила рекомендации, которые стали основой поправок к закону 1951 года, и в декабре 1996 года исправленный закон вступил в юридическую силу.
Помимо принятия поправок к закону, события, связанные с деятельностью «Аум Синрикё», привели к изменениям в системе отношений государства и религиозных структур. Была проведена работа по уточнению статистических данных, в ходе которой выяснилось, что около 5 тыс. зарегистрированных религиозных организаций не существуют более 10 лет. В 1998 году впервые поданы иски об отмене регистрации некоторых несуществующих религиозных организаций. Если в 1990 году количество зарегистрированных религиозных организаций составляло 231 019, относящихся к 379 религиозным направлениям и учениям, то по состоянию на 1 января 2000 г. — 182 935 религиозных организаций2.
В январе 1999 года парламент принял два новых законопроекта. Эти законы призваны увеличить государственный экономический и силовой контроль за деятельностью деструктивных
См.: Романова Е.Г. Религиозный плюрализм в странах Дальнего Востока // Религия и право. 2003. № 3. С. 25—26.
См. там же. С. 25.
организаций, отмеченной фактами массовых убийств (самоубийств) за последние 10 лет. По заверениям министра юстиции Хидео Усуи, пока под юрисдикцию данных законов подпадает только «Алеф» (новое название «Аум Синрикё»), для которой и предназначены особые условия контроля, регистрации (каждые 3 месяца), ревизий и т. д. После этого процесс по делу «Аум Синрикё» в 2000 году заметно активизировался, появились первые смертные и пожизненные приговоры.
Последователи Церкви Объединения в Японии регулярно пишут в правозащитные организации об участившихся случаях насильственного бездействия в этом отношении полиции. В мае 2001 года в одной из префектур Японии произошел инцидент, затронувший религиозные чувства мусульман. В результате представители исламских организаций съехались в префектуру, протестуя против бездействия властей.
Плюрализм в государственно-конфессиональной сфере в Японии обладает уникальными чертами, свойственными только японскому обществу.
Вьетнам. До объединения Вьетнама буддизм являлся активной политической силой на юге страны, где имелось 4 тыс. монастырей и более 30 тыс. монахов. В 1981 году создана Вьетнамская буддийская церковь, в которую вошли 9 конфессиональных объединений и организаций: Единая ассоциация буддистов Вьетнама, Традиционная буддийская церковь Вьетнама, Вьетнамская буддийская церковь нищенствующей братии и др. В начале 1980-х годов создан Буддийский институт. В последнее время активизируются буддийские объединения в северной части Вьетнама, возрастает количество храмов и монахов.
Южная Корея. Эту страну называют всемирным религиозным заповедником или «религиозным рынком». Бурный рост религиозной и культовой деятельности начался после освобождения южной части полуострова и принятия конституции в июле 1948 года, обеспечивающей свободу вероисповедания (глава 2, ст. 20). Фактическую силу религиозный плюрализм начал набирать после 1960 года, когда успехи экономического развития привели к заметному повышению жизненного уровня населения страны. Уже в конце 1970-х годов в этой стране зарегистрировано 63 секты и школы и 36 религиозных направлений. Наиболее массовой религией Южной Кореи остается буддизм — 40% последователей, в стране 8 тыс. буддийских монастырей и храмов и 30 тыс. монахов1. Крупнейшими буддийскими школами являются Чоге, Тхэго, Вонбульге, сон (дзен)-буддизм. Типичной корейской школой считается школа Чоге, которая объединяет большую часть последователей буддизма. В своих политических ориентациях достаточно консервативна и лояльна к правительству.
Южная Корея на протяжении десятилетий (до конца 1980-х годов) относилась к числу стран с жестким авторитарным политическим режимом. Олицетворением такого режима выступали военные правители Кореи. Однако сильное и жестко осуществляющее свою власть государство, опиравшееся на однопартийную систему с ограниченными прерогативами парламента и с президентским правлением, вполне активно проводило в жизнь демократические преобразования американского образца. К этим преобразованиям относилось и провозглашение свободы вероисповедания и религиозного плюрализма.
В Корее наблюдался бурный рост религиозных образований. Жесткая политическая обстановка и одновременно демократические реформы стали основой своеобразного феномена быстрого распространения новых религиозных объединений при абсолютном невмешательстве со стороны государственной власти, но активной протекции со стороны конкретных государственных лиц в отношении некоторых традиционных направлений. Так, эпохой второго возрождения буддизма можно назвать годы правления президента Пак Чжон Хи, который, в отличие от прежних проамериканских политиков — христиан-протестан- тов, был последователем буддизма. Без исправлений конституции страны, он провозгласил лозунг «национального возрождения», что открыло перед буддизмом широкие перспективы. С 1976 года правительство утвердило в качестве национального праздника день рождения Будды, соединив его с «праздником фонарей». Если к середине 1960-х годов количество сторонников этой религии составляло около 3% от всего населения страны, то к настоящему времени этот показатель возрос в десятки
