Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отчет 2013 дог 627.5.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.39 Mб
Скачать

1.3.1 Очистка биогаза от сероводорода и галогеносодержащих углеводородов

Допустимое содержание сероводорода в биогазе может достигать 3 %. Избыточный сероводород, совместно с водяными парами, и особенно в комбинации с углекислым газом оказывает корродирующее воздействие на металлические поверхности газооборудования, причем скорость коррозии может достигать 0,5—1 мм. в год. При сжигании биогаза сероводород переходит в оксиды серы. Они, взаимодействуя с водяным паром, образуют серную и сернистую кислоты, которые также являются коррозийно-активными. Кроме того, H2S, SO2 и SO3 относятся к высокотоксичным газам.

Хлор и фторсодержащие углеводороды приводят к коррозионной опасности вследствие образования соляной и плавиковой кислоты при конденсации продуктов сгорания в агрегате.

Очистка от сероводорода и галогенсодержащих углеводородов производится на действующих установках различными способами[1-6,24-26,41]:

  1. Биологическое обессеривание зачастую проводится в реакторе, при чем, такое обессеривание возможно и после выхода газа из реактора. Sulfobacter oxydans превращает сероводород в присутствии кислорода в элементарную серу, которая затем убирается из реактора вместе с остатками брожения. Для этого ей необходимы питательные вещества, которые в достаточном объеме имеются в реакторе. Необходимый кислород подается путем вдувания воздуха, при помощи компрессора минимального размера, и заносится в реактор.

Недостатки:

- непонятен реально выделившийся объем сероводорода;

- возможное ухудшение процесса и окисление метана вследствие внесения кислорода;

- невозможно реагировать на колебания образующегося газа;

- коррозия в реакторе и опасность образования взрывоопасных газовых смесей;

- не подходит для подготовки до качества природного газа.

В итоге эта технология не подходит для подготовки биогаза до качества природного газа, так как увеличенные концентрации азота и кислорода удаляются лишь с большим трудом, что приводит к ухудшению качества горения газа.

  1. Наружное биологическое обессеривание. Это так называемая очистка на биофильтрах. Очистка на биофильтрах, при которой сероводород абсорбируется моющей средой (регенерация раствора посредством добавления атмосферного кислорода), может достигать скорости разложения до 99 %, что может приводить к концентрациям остаточного газа до 50 ppm серы [42].

Недостатки:

- дополнительный агрегат, требующий расходов (оптимум тепла установки биофильтров при 28—32ºС);

- дополнительные расходы на техобслуживание (подготовка питательных веществ);

- установки биофильтров заносят слишком много воздуха в биогаз.

Из-за небольшого объема воздуха в 6 %, необходимого для подачи, эта технология для подготовки биометана не подходит [42].

  1. Биопромывка. В отличие от технологии с биофильтрами и внутренним обессериванием биохимическая промывка биогаза — это единственная биологическая технология, которая обеспечивает очистку до качества природного газа. Двухступенчатая технологическая установка состоит из колонны с наполнителем (абсорбция Н2S разбавленной натриевой щелочью), биореактора (регенерация раствора посредством добавления атмосферного кислорода) и сепаратора серы (сбор элементарной серы). Установка предотвращает занесение воздуха в биогаз, благодаря отделенной регенерации. Однако, такая установка подходит только для больших потоков газа или достаточного содержания Н2S. В наших исследованиях применение такой установки будет нерентабельно и нецелесообразно[1,44].

Недостатки:

- расходы на дополнительный агрегат (натриевая щелочь, свежая вода);

- нужны химикаты;

- для разбавления щелочи нужна дополнительная подача свежей воды (не в случае с гидроксидом железа);

- дополнительные затраты на техобслуживание.

4. Внутреннее химическое обессеривание. Это форма химического обессеривания происходит в реакторе. Химическими субстанциями для сепарации могут быть соли железа (железа-(III)-хлорид, железа-(II)-хлорид, железа-(II)-сульфат) в твердой или жидкой форме, подходит также бурый железняк[26,43].

Недостатки:

- расчет параметров в зависимости от содержания серы субстратов на входе производится тяжело (в большинстве случаев необходимо увеличение дозирования);

- увеличение текущих расходов вследствие постоянного использования химикатов;

- увеличение инвестиционных расходов вследствие более существенного использования систем безопасности.

5. Адсорбция активированным углем. Данная технология разработана Пражским химико-технологическим институтом и обоснованы в трудах нашего научного коллектива[45-49]. Удаление сероводорода (Н2S) проходит в адсорбере с твердым слоем, через который протекает биогаз. Цилиндрическая колонна адсорбера изготовлена из антикоррозионной стали с отверстием в верхней части для загрузки сорбента. Для подачи биогаза адсорбер оснащен входным трубопроводом со стандартным присоединительным фланцем. Адсорбер устанавливается на бетонном основании, несущие ножки закрепляются. С наружной стороны изолирован минеральной и стеклянной ватой толщиной 100 мм — в алюминиевом корпусе, покрывающем весь адсорбер. Для адсорбции используется активированный уголь в виде мелких гранул. Масса наполнителя — в зависимости от типа адсорбера.

В процессе очистки адсорбционный материал под действием выделения элементарной серы деактивируется. Поэтому через определенное время необходима его замена. Эффективность очистки колеблется в пределах 99—96 %. 

Недостатки:

- не подходит для биогазов без содержания кислорода и водяного пара (исключение: импрегнированные активированные угли);

- большие эксплуатационные расходы из-за дорогой регенерации (пар с температурами свыше 450ºС;

- утилизация активированных углей.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее простым и дешевым способом очистки является внутреннее химическое обессеривание биогаза на основе образования сульфидов при взаимодействии с оксидом железа и гидроксидом железа Fe(OH) 3.

1.3.2 Анализ методов очистки биогаза от углекислого газа

Очистка биогаза от СО2 может производиться различными способами[13,34,35,40]:

  1. Короткоцикловая безнагревная адсорбция (КБА). В ННЦ ХФТИ разработана и изготовлена установка небольшой производительности (до 3 нм3/ч), в которой использован метод короткоцикловой безнагревной адсорбции. Схема установки для короткоцикловой безнагревной адсорбции показана на рисунке -1.5.

В основу конструкции установки положена схема полного разделения бинарной газовой смеси, т. е. в результате разделения получаются два товарных продукта — метан и диоксид углерода.

Разделительная установка имеет две параллельные газовые линии с разделительными адсорберами, заполненными цеолитом. Объемы каждого адсорбера — около 5 л. Рабочее давление в адсорбере — от 0,01 МПа при десорбции до 0,6 МПа при адсорбции. Продолжительность цикла адсорбция — десорбция — до 5 мин. Десорбция поглощенных газов производилась путем форвакуумной откачки при комнатной температуре. Для создания давления биогаза верхнего уровня (адсорбция) используется компрессор Dari HP-2 производительностью 150 л/мин, а для получения нижнего уровня давления (десорбция) используется форвакуумный насос 2HBP-5D производительностью 5 л/с. Сглаживание колебания давления на входе форвакуумного насоса происходит за счет буферного объема 5 л, а стабилизацию давления на выходе компрессора обеспечивает его ресивер объемом 20 л. Наличие влаги в биогазе оказывает существенное влияние на адсорбционную емкость цеолита по основному сорбируемому компоненту — диоксиду углерода, поэтому в газовую схему установки после компрессора введен влагопоглотитель, заполненный цеолитом. Он изготовлен из нержавеющей стали, имеет металлические уплотнения, допускающие прогрев до 400°С при регенерации. Объем влагопоглотителя — около 2 л. Для коммутации газовых потоков в установке использовано девять электромагнитных отсекающих клапанов, четыре шаровых крана и один регулирующий игольчатый вентиль.

 

Рисунок 1.5- Схема установки для короткоцикловой безнагревной адсорбции

 

При такой конфигурации установки может достигаться выход CH4 97 %. Срок службы адсорбентов при грамотном использовании практически неограничен, но для этого нужен просушенный сырой газ без содержания серы.

2. Промывка водой под давлением (ПВД). Промывка водой под давлением наиболее широко распространена для подготовки биогаза на работающих биогазовых установках в Европе. Она основана на различной растворимости CH4 и CO2 в воде [13,42]. Предварительно очищенный биогаз (то есть сепарация вероятно захваченных из реактора капель воды или из взвеси в гравийной засыпке) сначала сжимается примерно до 3 бар и затем на последующей ступени компрессора примерно до 9 бар. После чего биогаз в противотоке протекает через наполненную H2O абсорбционную колонну (реактор с орошаемым слоем катализатора) [42]. В колонне в воде растворяются сероводород, двуокись углерода, аммиак и вероятно имеющиеся в сыром газе пыль и микроорганизмы. Эти вещества после понижения давления воды удаляются из системы.

3. Химическая промывка. Аминовая промывка — это абсорбционная технология, при которой биогаз без давления вступает в контакт с промывочной жидкостью, при чем двуокись углерода переходит в промывочную жидкость. В качестве промывочной жидкости для сепарации СО2 зачастую используется моноэтаноламин (МЭА) (технология низкого давления и если должен вымываться только СО2) или диэтаноламин (ДЭА) (технология высокого давления без регенерации). Для отделения СО2 и Н2S служат метилдиэтаноламин (МДЭА) или триэтаноламин (ТЭА) [1,26,42]. Для восстановления моющего средства после этапа абсорбирования используется ступень десорбции или регенерации, причем обычно применяется водяной пар. Для этого необходимо много тепловой энергии, что является большим недостатком технологии. Аминовая промывка используется преимущественно для небольших объемных потоков и в местах с недорогими источниками тепла.

4. Физическая промывка по технологиям Selexol, Genosorb. Принцип функционирования технологии с Genosorb похож на промывку водой под давлением. Это дальнейшая разработка технологии с использованием Selexol. Вместо воды используется моющий раствор (Genosorb), вступающий при 7 бар в контакт с биогазом, при чем наряду с двуокисью углерода и сероводородом может отделяться и вода. Промывка с Genosorb является единственной технологией, которая может за один проход удалять все три посторонние вещества. Но по экономическим причинам следует использовать обессеренный и просушенный биогаз. Регенерация моющего раствора производится при 50ºС посредством поэтапного сброса давления и последующей промывкой с атмосферным воздухом. С точки зрения энергетики у этой технологии потребность в энергии слегка выше, чем у промывки водой под давлением или короткоцикловой безнагревной адсорбции [42].

5. Мембранные технологии. Мембранная технология является относительной новинкой в сфере подготовки биогаза, она еще находится на этапе развития[7,27-39,44-53]. Но кое-где мембранные технологии уже используются (Австрия, Кислегг-Рамхаус). При использовании мембранных технологий разделение метана и других компонентов газа обеспечивается благодаря разным скоростям диффузии молекул различных газов. Метан, который имеет относительно маленькую молекулу, проходит через большинство мембран быстрее, чем, например, двуокись углерода или углеводород. При этом чистоту газа можно регулировать видом мембраны, поверхностью мембраны, скоростью потока и количеством ступеней разделения.

6. Конденсационное просушивание. Принцип действия этой технологии основывается на отделении конденсата в результате охлаждения биогаза ниже температуры конденсации. Охлаждение биогаза зачастую выполняется в газопроводе. При прокладывании газопровода создается соответствующий перепад высот и конденсат собирается в построенном в самом глубоком месте газопровода конденсатосборнике. Если газопровод проложен под землей, охлаждение является более сильным. Условием для охлаждения биогаза в газопроводе, впрочем, является достаточная для охлаждения длина газопровода. Наряду с водяным паром вместе с конденсатом из биогаза удаляются и другие нежелательные компоненты, такие как растворяющиеся в воде газы и аэрозоли[42-53].

7. Адсорбционное просушивание. Значительно лучшие результаты могут достигаться адсорбционным просушиванием, которое работает на основе цеолитов, силикагелей или оксида алюминия. При этом возможна температура конденсации до –90ºС [1,26,42]. Установленные на неподвижной станине адсорберы эксплуатируются попеременно при атмосферном давлении и 6—10 бар, они подходят для маленьких и средних объемных потоков [1,26,42]. Регенерация материалов адсорбера может производиться с использованием холода или тепла.

Недостатками этих методов является потребление электроэнергии, необходимость в первичных капитальных затратах. Поэтому для очистки биогаза от сероводорода, углекислого газа и водяных паров необходимо разрабатывать более приемлемые методы. Применение известных методов газоразделения в этом случае малоэффективна и требует разработки новых способов [6,7].Альтернативным путем решения такой задачи является совмещение мембранных и абсорбционных процессов.

1.3.3 Современные методы интенсификации процессов газоразделения биогаза от сероводорода и галогеносодержащих углеводородов

При осуществлении процессов, в основе которых лежит контакт между газом и жидкостью, одним из ключевых параметров является площадь поверхности контакта взаимодействующих фаз. Во многих аппаратах газожидкостного контакта, а именно в тарельчатых абсорберах и ректификационных колоннах, газожидкостных реакторах, ферментерах, взаимодействие между газовой и жидкой фазами осуществляется путем барботажа газа через слой жидкости. В этом случае газ, с помощью различных диспергирующих устройств, распределяется в жидкости в виде пузырьков, которые и формируют поверхность контакта фаз. При этом величина поверхности непосредственно зависит от размеров получаемых пузырьков – чем меньший диаметр они имеют, тем больше величина поверхности раздела фаз (при одинаковом газосодержании в барботажном слое). Диаметр пузырьков, в свою очередь зависит от применяемого диспергирующего устройства. В настоящее время в химической промышленности барботаж газа главным образом осуществляется при использовании перфорированных пластин и сопел различной конструкции. Применение таких устройств приводит к образованию достаточно крупных пузырьков, что обусловливает значительные размеры аппаратов и их высокую стоимость. Альтернативой современным методам может служить развитие методов получения тонких газожидкостных дисперсий с помощью нано- и микропористых мембран.

Судья по результатам опубликованных в последнее время работ [13,14] авторов можно сделать вывод о том, что при диспергировании газа через пористые мембраны образуются микропузырьки, имеющие размеры от 0.5 до 100 мкм. Благодаря столь малым размерам микропузырьки обладают рядом уникальных свойств и могут найти широкое применение в химической, пищевой, фармацевтической промышленностях, а так же в области биотехнологии и медицины. Так в работе [13] указывается на возможность применения процесса мембранного диспергирования газа для создания высокоэффективных аппаратов газожидкостного контакта – абсорберов, реакторов, ферментеров. В работе [15] процесс мембранного диспергирования газа был применен для очистки сточных вод от органических красителей. При этом было обнаружено, что распределение кислорода в виде микропузырьков увеличивает константу скорости разложения органического вещества более чем в два раза. В пищевой промышленности тонкое диспергирование газа может быть использовано для улучшения текстуры и свойств продуктов на кремовой и гелевой основах [16]. В химической технологии получение микропузырьков может быть использовано для получения различных высокопористых материалов, таких например как микроячеичные пластичные пены [17]. Широкое применение микропузырьки находят и в области флотации [18-22]. При этом важной отличительной особенностью данного процесса является увеличение эффективности флотирования мелких частиц, размеры которых сопоставимы с размерами микропузырьков.

Из сказанного выше следует, что ключевую роль во всех указанных применениях играет размер образующихся микропузырьков. Размер микропузырьков в свою очередь зависит от способа осуществления мембранного диспергирования (диспергирование в подвижную или неподвижную жидкую фазу) и от характеристик используемой мембраны. Так в работе [13] процесс получения микропузырьков осуществлялся путем диспергирования газа через трубчатые стеклянные мембраны с различным средним размером пор, внутри которых с различной скоростью протекала жидкость. При этом экспериментально была выявлена зависимость среднего диаметра образующегося пузырька от скорости жидкости внутри мембраны. Кроме того, отмечается, что с уменьшением размера пор мембраны уменьшаются и размеры образующихся пузырьков. Однако, несмотря на важность решения данной задачи до сих пор отсутствует теоретическое обоснование зависимости диаметра пузырька от скорости жидкости и размера мембранных пор. Учитывая важность получения такой зависимости, данный этап исследовательской работы была посвящена разработке и экспериментальной проверке математической модели, связывающей диаметр микропузырьков со скоростью жидкости и характеристиками мембраны.

Так же в литературе встречаются и указания на ультразвуковые методы получения нано- и микропузырьков. Например, в работе [17] получение микропузырьков с диаметром 2,7-3 мкм было осуществлено путем ультразвуковой обработки водного раствора различных ПАВ при пропускании через него перфторуглерода. В работах [18,19] нанопузырьки с диаметрами 600-900 нм были получены путем ультразвуковой обработки растворов ПАВ при использовании погружного покрытого палладием электрода. Как отмечают сами авторы исследований, механизм образования нано- и микропузырьков с помощью ультразвуковой энергии до сих пор недостаточно ясен и, в тоже время, не подлежит сомнению, что использование ультразвукового оборудования способно интенсифицировать процесс получения микропузырьков.

Что касается исследований массопереноса из микропузырьков, то к настоящему моменту информация о теоретических и экспериментальных исследованиях в данной области в литературе не встречалась. По всей видимости, наиболее близкими к данной теме являются работы [20-22]. В рассматриваемых работах были проведены исследования влияния присутствия в жидкой фазе ПАВ процесс образования газовых пузырьков, удельную поверхность контакта фаз и коэффициент массоотдачи к жидкой фазе. Однако размеры пузырьков, полученных путем продувания газа через сопло специальной конструкции и через резиновую мембрану с единичным проколотым отверстием, составляли порядка 1-3,5 мм. Авторами был предложен ряд эмпирических зависимостей для определения коэффициента массоотдачи. При этом отмечалось, что для пузырьков с диаметрами <1,5 мм коэффициент массоотдачи не зависит от присутствия ПАВ, для пузырьков с диаметром > 3,5 мм коэффициент массоотдачи достаточно сильно зависит от наличия ПАВ, снижаясь с увеличением их концентрации. Однако требуются дополнительные исследования, чтобы установить в какой степени эти результаты могут быть применены к пузырькам микронных размеров.

Фактически во всех публикациях относящихся к получению микропузырьков большое внимание уделяется методам измерения их размеров. Можно выделить три основных метода: измерение при помощи различных лазерных дифракционных анализаторов [14,15,18,19]; измерение с помощью микроскопии [16]; измерение с помощью счетчиков частиц [17]. Таким образом, задача измерения размеров микропузырьков является одной из самых важных задач при их экспериментальном исследовании.