Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правоведение.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
50.16 Кб
Скачать

Сельскохозяйственные культуры. Состояние на 2009 год.

По состоянию на 2009 год в мире 134 млн гектар были засеяны генетически модифицированными растениями (как пищевыми, так и кормовыми и техническими культурами). Это соответствовало 9 % всех культивированных плодородных земель (1,5 млрд га).

Наибольшие площади были заняты ГМ-культурами в следующих странах:

Ранг

Страна

Площадь, млн га

Часть

Культура

1

США

64,0

38%

Соя, кукуруза, хлопчатник, рапс, кабачок, папайя, люцерна, сахарная свекла

2

Бразилия

21,4

36%

Соя, кукуруза, хлопчатник

3

Аргентина

21,3

66%

Соя, кукуруза, хлопчатник

4

Индия

8,4

5%

Хлопчатник

5

Канада

8,2

18%

Рапс, кукуруза, соя, сахарная свекла

6

Китай

3,7

3%

Хлопчатник, папайя, паприка

7

Парагвай

2,2

51%

Соя

Всего в 2009 году ГМ-культуры официально культивировались в 25-ти странах, 10 из которых находятся в Южной Америке.

Генно-модифицированная соя составляла более чем 3/4 (77 %, 90 млн га) от всей выращиваемой в мире сои. Трансгенный хлопчатник занимал от 49 % от всей площади под хлопчатником, трансгенная кукуруза занимала четверть от площадей под кукурузой (26 %, 158 млн га), рапс - 21 %, 31 млн га.

Состояние на 2013 год

Площади, занятые ГМ-культурами (как пищевыми, так и кормовыми и техническими) выросли до 175 млн гектаров (более 11 % от всех мировых посевных площадей). Генно-модифицированные растения выращивались в 27 странах, особенно широко — в США, Бразилии, Аргентине, Канаде, Индии, Китае, при этом начиная с 2012 года производство ГМ-сортов развивающимися странами превысило производство в промышленно развитых государствах. Из 18 миллионов фермерских хозяйств, выращивающих ГМ-культуры, более 90 % приходилось на малые хозяйства в развивающихся странах.

К концу 2013 года в 36 странах, регулирующих использование ГМ-культур, было выдано 2,833 разрешений на использование таких культур, из них 1,321 — для употребления в пищу, и 918 — на корм скоту. Всего на рынок было допущено 27 ГМ-культур (336 сортов), основными культурами являлись: соя, кукуруза, хлопок, канола, картофель. Наиболее популярные изменения генома относились к устойчивости к гербицидам и к борьбе с насекомыми (в том числе оба изменения сразу).

Способы проверки на наличие гмо

Как правило, проверка на наличие ГМО проводится при помощи способа полимеразной цепной реакции (ПЦР). ПЦР предусматривает три основных действия:

  1. Искусственный синтез небольших участков ДНК, праймеров, которые комплементарны участку встроенного в организм гена, способны его химически распознать и специфически с ним связываться.

  2. Когда праймеры находят целевую последовательность, запускается быстрая цепная реакция синтеза встроенного участка ДНК. Таким образом, встроенная целевая молекула ДНК копируется миллионы раз (амплифицируется).

  3. Амплифицированный продукт можно обнаружить (отобразить) при помощи разных устройств. Если продукт обнаруживается, это является свидетельством, что в пробе выявлена ДНК генно-модифицированного организма.

Количественное определение на наличие ГМО: точное количество ГМО в продукте определить невозможно. Долгое время определялось только наличие ГМО в продукте: содержит продукт ГМО или нет. Относительно недавно были разработаны способы количественного определения - ПЦР в режиме реального времени, когда амплифицированный продукт помечается флуоресцентным красителем и интенсивность излучения сравнивается с откалиброванными стандартами. Однако даже самые лучшие устройства все ещё имеют значительную погрешность.

Количественное определение на наличие ГМО возможно только тогда, когда из продукта можно выделить достаточное количество ДНК. Если возникают трудности с выделением ДНК, которая довольно неустойчивая, разрушается и теряется в процессе обработки продукта (очищение и рафинирование масла или лецитина, термическая и химическая обработка, обработка давлением), тогда количественное определение невозможно. Способы выделения ДНК в разных лабораториях могут быть разными, поэтому показатели количественного значения могут так же различаться, даже если исследуется один и тот же продукт.

Независимо от того, качественное или количественное определение используется для анализа пищевых продуктов на содержание ГМО, недостатком способа является большое количество фальш-положительных и фальш-отрицательных результатов. Самые точные результаты можно получить при анализе необработанного растительного сырья.

Для качественного определения содержания ГМО иногда используют стандартизированные проверочные чип-системы. Способы определения ДНК в разных лабораториях могут отличатся, поэтому показатели количественного значения могут так же различаться, даже если анализируется один и тот же продукт, в основе чип-систем лежит принцип комплементарной гибридизации ДНК с меткой, нанесенной на чип. Ограничивающим фактором этого способа является так же эффективное выделение ДНК. Однако подобные проверочные системы не охватывают всего разнообразия ГМО и сложны их определения.

Путь к коммерциализации.

В каждой стране путь к коммерциализации ГМО разный. Допуск к продаже и культивированию предусматривает разные процедуры, однако они основаны на одинаковых принципах.

Безопасность: продукт должен быть безопасным и не представлять угрозы здоровью людей или животных. Также он должен быть безопасным для окружающей среды. Безопасность определяется согласно разработанным испытаниям, которые основываются на новейших научных знаниях и применяются с использованием современных технологических средств. Если продукт не подходит под вышеозначенные требования - он не получает разрешения на культивирование или распространение. Если с течением времени в продукте выявляются опасные свойства, он исключается с рынка.

Право выбора: даже если ГМО получает разрешение на культивирование или распространение, потребители, фермеры и предпринимательство должны иметь право выбора - использовать его или нет. Это означает, что в перспективе должна существовать возможность производить продукцию без использования генной инженерии.

Обеспечение принципа права выбора возможно при условии соблюдения двух правил:

Маркировка: самый важный способ для обеспечения права выбора. Где бы и каким образом ГМО не использовали, он должен быть ясно промаркирован. В таком случае потребитель имеет возможность сделать осознанный выбор.

Отслеживание: маркировка так же необходима, даже если ГМО нельзя отследить в остаточном продукте. Это касается производителей и поставщиков продуктов. В этом случае они обязуются информировать потребителей путём выдачи ответственной документации относительно сырья.

Допуск для одной генно-модифицированной культуры в одной стране оценивается от 6 до 15 млн долларов США, сюда включены затраты на приготовление запроса, оценка молекулярных характеристик, состава и токсичности продукта, исследования на животных, характеристика белков на аллергенность, оценка агрономических качеств, разработка способов испытания, подготовка юридических документов для организации экспорта. Затраты оплачивает лицо, подающее запрос на допуск [1].

Трансгенные товары и защита прав потребителей.

В России уже с 1 июля 1999 г. на федеральном уровне введена обязательная гигиеническая экспертиза с последующей государственной регистрацией пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также компонентов (фрагментов) для их производства, полученных из генетически модифицированных источников, осуществляемая Головным центром «Биоинженерия» РАН, а также учреждением-соисполнителем Медико-генетическим научным центром РАМН. Только при условии выдачи соответствующего регистрационного удостоверения Департаментом госсанэпиднадзора, подписанного на основании положительного экспертного заключения Главным государственным санитарным врачом России (о чем делается запись в соответствующий Федеральный реестр), допускается (с получением также в необходимых случаях лицензии) импорт, поставка внутри России, изготовление и продажа пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников [2]. Продукция, полученная с применением методов генно-инженерной деятельности, должна соответствовать требованиям экологической безопасности, санитарных норм, фармакопейных статей, государственных стандартов Российской Федерации. Продукция и услуги, полученные и предоставленные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, подлежащие в соответствии с федеральным законодательством обязательной сертификации, должны иметь сертификат качества и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом [3].

Поскольку установить прямую зависимость вредоносных результатов жизни и здоровью людей от употребления трансгенных продуктов практически невозможно (тем более что такие результаты могут быть весьма отдалены во времени), то и имеющиеся весьма жесткие нормы закона, предусматривающие ответственность продавцов, производителей за причинение вреда жизни и здоровью потребителей [4], в данном случае практически неприменимы. Но положение далеко не безвыходное.

Поскольку Россия по вполне очевидным причинам ещё долго будет оставаться одним из основных потребителей трансгенных продуктов, очевидна и проблема защиты прав потребителей по отношению к таким продуктам. Такая защита должна осуществляться по ряду направлений, причем это не потребует изобретения каких-то новых средств правовой защиты.

Во-первых, следует добиться четкого соблюдения производителями поправок к закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», которые вступили в силу с 1 января 2005 г. и которые обязывают производителя маркировать продукты питания, содержащие генетически модифицированные компоненты. Согласно Директиве Европейского Парламента и Совета (ЕС) от 22 сентября 2003 г. № 1829/2003 о генетически модифицированной пище и кормах, обязательной для применения в России [5], этикетированию подлежит вся пищевая продукция при содержании компонентов ГМИ более 0,9 %.

Во-вторых, эта информация должна быть достаточно наглядной, яркой, бросающейся в глаза потребителю на стадии приобретения, а не стыдливо прячущаяся в складках упаковки от мороженного мельчайшим шрифтом.

В-третьих, в нормативном порядке необходимо предусмотреть огромные, сопоставимые с вероятным вредом для здоровья потребителя штрафы для производителей и продавцов за несоблюдение этих требований.

И, в-четвертых, на всех предприятиях розничной торговли на видном месте, рядом с Правилами розничной купли-продажи, должна висеть утвержденная в нормативном порядке (например, в виде приложения к названным Правилам) информация о сути ГМИ и имеющихся результатах возможных вредных последствий потребления трансгенных продуктов.

Пока Федеральный закон «О защите прав потребителей» в его действующей редакции более или менее нормально работает только в Москве, благодаря Лужкову, который принял постановление о том, чтобы все трансгенные продукты в розничной продаже обозначались яркими и большими значками на упаковке, специфическими, отличимыми от других ценниками, чтобы продавцы выделили отдельные полки под такие продовольственные товары с яркой информацией (в виде плакатов, например, над полками) о том, что это продукты с генетически модифицированными компонентами, и наглядной информацией о сущности таких продуктов и возможных вредных последствиях их потребления. Для продавцов, не выполняющих эти требования, а также недобросовестных московских производителей, скрывающих информацию о содержании в продуктах ГМИ, Ю.М. Лужков пообещал штрафы в сотни тысяч рублей. Он же запретил использование таких продуктов в детских садах и школах. Далее - дело уже за контролем. Очевидно, что те же весьма действенные и вполне достаточные меры могут быть приняты на уровне каждого региона.

И, наконец, поскольку законодательство устанавливает максимум процентного содержания (5 %) генетически модифицированных компонентов в продуктах, следует оснастить все контролирующие лаборатории соответствующим оборудованием, позволяющим установить не только сам факт наличия трансгенных компонентов, но и их количество, а не ссылаться на отсутствие такого оборудования. В мире такое оборудование давно создано, и нужно закупить его за любые деньги для каждого региона. Разрешать ввозить и выпускать на потребительский рынок трансгенные товары и генетически модифицированное сырье для их изготовления при тотальной недобросовестности производителей и продавцов преступно по отношению к народу, его здоровью, будущим поколениям, и сегодня в России только государство может здесь стать надлежащим и надежным гарантом [6].

Примечания

Согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке «должна содержать... сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов)».

Регулирование допуска, торговли и маркировки ГМ продуктов питания.