- •Содержание
- •Введение
- •Режим Гоминьдана в период с конца 40-х по конец 60-х. Внутренние предпосылки к демократизации
- •Изменение позиции сша по тайваньской проблеме и первые шаги к демократизации
- •Политические реформы Ли Дэнхуэя, завершение процесса демократизации
- •Заключение
- •Список источников и литературы
- •Источники
- •Литература
Изменение позиции сша по тайваньской проблеме и первые шаги к демократизации
В 1968 году президентом США стал Ричард Никсон, внешнеполитическая программа которого подразумевала сближение с КНР. И.А. Цветков пишет об этом так: “Избрание Р. Никсона президентом Соединенных Штатов знаменовало собой окончание особого этапа американского вовлечения в тайваньскую проблему, на протяжении которого в ходе нескольких кризисов США исправно выполняли свои союзнические обязательства перед Тайванем. Теперь же в ситуации вокруг Тайваня произошли серьезные изменения, и «союзническая» модель американского вовлечения перестала отвечать требованиям времени. Перед вашингтонской администрацией стоял выбор: либо вообще отказаться от какого бы то ни было участия в судьбе Тайваня и позволить тайваньской проблеме разрешиться естественным образом в кратчайшие сроки, либо изобрести новую модель вовлечения, допускающую одновременное партнерство с двумя непримиримыми противниками – КР и КНР”14.
Еще до установления дипломатических отношений между США и КНР перед Киссинджером стояла весьма непростая задача: достигнуть соглашения с Пекином по тайваньскому вопросу, но при этом сохранить все союзнические гарантии перед КР. В формальных вопросах, связанных со статусом Тайваня, таких как "признать Тайвань провинцией КНР" Киссинджер охотно шел на уступки, при этом умело обойдя два других принципиальных требования, а именно вывод войск США из Тайваня и аннулирование договора о взаимной обороне.
Результатом переговоров между США и КНР стал документ Шанхайского коммюнике, подписанный в феврале 1972 года после визита Никсона в Пекин. Основные положения этого коммюнике и по сей день являются основой китайско-американских отношений и выражением позиции США по тайваньскому вопросу. Из текста коммюнике ясно следует, что администрация Трумэна ограничилась лишь принятием во внимание позиции КНР и обещаниями снизить поставки оружия на Тайвань15. Из этого следует, что хоть переговоры и велись на высшем уровне, было даже принято официальное соглашение - непосредственно на американо-тайваньские отношения это не оказало существенного влияния. Свидетельствует об этом и договор 1972 года между США и Тайванем о поставке острову дополнительных военных кораблей16. Также США предоставили кредит на 80 млн долл. для производства военной авиации корпорацией Нортроп в Тайчжуне17. Тем не менее, Шанхайское коммюнике отразило намечавшиеся тенденции во внешнеполитическом курсе США, подразумевавшем сотрудничество с обеими сторонами конфликта. Более того, давление Пекина не ослабло и после принятия коммюнике. Поэтому в 1974г. США начали обещанное сокращение военного присутствия, а позже отказались от прямых поставок оружия, заменив его продажей по рыночной цене.
Ситуация усугубилась с приходом к власти Картера в США. Сотрудничество с КНР Картер считал более приоритетным, поэтому в ходе переговоров 1978 года у Пекина появилась возможность продавить свои интересы непосредственно по вопросу военного сотрудничества США и Тайваня, в частности по ДВО. Итоги переговоров были обнародованы 15 декабря 1978 года: установлены отношения между КНР и США, а как следствие - разрыв таковых с Китайской республикой; аннулирован ДВО и США обязались вывести оставшиеся на Тайване войска18.
После подписания этого соглашения в конгрессе занялись разработкой закона об установлении “неофициальных отношений” между США и Тайванем. Основная задача ЗОТ была в обеспечении Тайваня гарантиями безопасности, создании юридической основы для взаимоотношений в новых условиях, усилении роли конгресса в формировании политики США в отношении Тайваня.
В итоге, ЗОТ наполнился новым, чрезвычайно важным содержанием и обеспечил юридическую компенсацию за утративший силу Договор о взаимной обороне и ликвидированное дипломатическое признание. Что касается гарантий безопасности Тайваня, они присутствовали в ЗОТ в достаточно развернутом виде, хотя теперь они обеспечивались не полноценным двухсторонним соглашением, а внутренним законом Соединенных Штатов. Гарантии выражались в следующем: 1) стабильность в зоне Тайваньского пролива объявлялась предметом международной заинтересованности (Sec. 2b-2); 2) дипломатическое признание КНР Соединенными Штатами увязывалось с мирной политикой Пекина в отношении Тайваня (Sec. 2b-3); 3) США заявляли о том, что «любая попытка определить будущее Тайваня иначе, чем мирными средствами, в том числе с помощью бойкотов и эмбарго», будет рассматриваться ими в качестве «угрозы миру и безопасности на западе Тихого океана и предмета для серьезной озабоченности со стороны Соединенных Штатов» (Sec. 2b-4); 4) США заявляли о намерении продавать на Тайвань вооружения защитного характера (Sec. 2b-5), (Sec. 3a, b); 5) США заявляли о намерении поддерживать свою способность противостояния любой форме агрессии в отношении «народа Тайваня» (Sec. 2b-6)19.
Таким образом, в период с конца 60-х до конца 70-х годов радикально изменился внешнеполитический курс США в Восточной Азии. Постепенно, закрепляя свою позицию в официальных документах, США по сути отказались от своей роли покровителя и союзника гоминьдановского режима. Проявилось это сначала в отмене неопределенного статуса Тайваня, затем в постепенном снижении военного присутствия и финансирования. Тогда же, в 1974 году было отменено действие “формозской резолюции”, дававшей Штатам полномочия вести боевые действия в случае атак на Тайвань. Однако серьезнее всего по безопасности острова ударило решение Картера аннулировать ДВО. Меры конгресса по созданию альтернативного закона, регулирующего гарантии безопасности Тайваня, частично восполнили урон от ликвидации ДВО. По сравнению с ДВО, положения ЗОТ были менее жесткими и давали возможность Штатам самостоятельно регулировать степень вовлеченности в тайваньский вопрос. Таким образом, вопрос сотрудничества КНР и США оставался в юрисдикции президента, в то время как конгресс стремился скомпенсировать ущерб, нанесенный былому союзнику.
Из-за угрозы со временем окончательно лишиться поддержки со стороны своего главного союзника, руководство КР вынуждено было продолжить и активизировать курс демократизации, создавая себе имидж дружественной и благоприятной для сотрудничества страны. Цзян Цзинго решился на самый серьезный шаг - поделиться властью, то есть демонтировать режим однопартийной диктатуры.
В 1979-1980-е гг. власти Тайваня провели работу по пересмотру избирательного законодательства. Результаты нового законодательства были заметны уже на выборах 1980 г, где возможности партийных и непартийных кандидатов были практически равны, а оппозиция консолидировалась и выступала единым фронтом, давая начало движению Данвай, которое меньше чем через 10 лет оформилось в первую оппозиционную партию20.
Меры Тайваня по проведению демократизации получили одобрение и поддержку со стороны США. 14 июля 1982 г. в Тайбэе президент Р. Рейган выдвинул «Шесть принципов гарантии» (“Six Assurances”), заключавшихся в том, что на переговорах о третьем совместном коммюнике с КНР: (1) США не будут устанавливать дату прекращения продажи оружия Китайской Республике на Тайване; (2) США не будут проводить предварительные консультации с КНР в отношении продажи оружия Тайваню; (3) США не будут играть роль посредника между КНР и Тайванем; (4) США не будут пересматривать Закон об отношениях с Тайванем; (5) США не изменят свою позицию в отношении суверенитета Тайваня (т.е. «США признают, что китайцы проживают по обе стороны Тайваньского пролива, и существует только один Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Правительство США не оспаривает это положение»), а также (6) США не будет оказывать давление на Тайвань с целью заставить его вступить в переговоры с КНР21.
14 июля 1987 года было объявлено об отмене чрезвычайного положения на Тайване. Дальнейшие реформы стали компромиссом между консерваторами и экстремистски настроенными оппозиционерами. Стоит отметить, что одновременно с отменой чрезвычайного положения был приняты правила "о государственной безопасности на период мобилизации для подавления мятежа", требовавшие от оппозиционных партий соблюдения конституции, а также верности антикоммунистическим идеям и принципу одного Китая. Таким образом, было нивелировано влияние сепаратистских партий, стремившихся превратить Тайвань в самостоятельное государство, не связанное с материковой частью Китая.
Отмена чрезвычайного положения и принятие законов, обеспечивших первые шаги к демократизации, стали апогеем и в то же время финалом политической биографии Цзян Цзинго. Через полгода президент скончался. Его заместитель Ли Дэнхуэй в соответствии с Конституцией принял на себя обязанности президента и принял присягу. С периодом Ли Дэнхуэя в роли главы государства связывают процесс так называемой "тихой революции".
