- •Лекция 5 Творение мира и человека
- •1. Шестоднев
- •1) Вступление к Шестодневу (Быт. 1:1, 2)
- •2) День первый (Быт. 1:3-5)
- •3) День второй (Быт. 1:6-8)
- •4) День третий (Быт. 1:9-13)
- •5) День четвертый (Быт. 1:14-19)
- •6) День пятый (Быт. 1:20-23)
- •7) День шестой: творение животных (Быт. 1:24-25)
- •8) День шестой: творение человека (Быт. 1:26-31; 2:7)
- •9) День седьмой (Быт. 2:1-3)
- •14. Продолжительность дней творения
- •3. Поэтическая организация Шестоднева
- •Литература
8) День шестой: творение человека (Быт. 1:26-31; 2:7)
Кульминацией творческого действия Господа становится творение человека. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Когда все уже (Бог) устроил и всему видимому дал надлежащий порядок и красоту, когда приготовил роскошную трапезу, полную разных яств и показывающую во всем изобилие и богатство; когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу; тогда-то, наконец, созидает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает, во сколько крат это, имеющее быть созданным животное, превосходнее всего сотворенного, когда Он повелевает всем тварям быть под его властью и управлением»509.
Слово אָדָם (адам, «человек») в еврейском языке является производным от слова אֲדָמָה (адама, «земля», «почва»). Это говорит о том, что, несмотря на высокий статус, человек создан из того же материала, что и весь остальной мир. Необходимо также упомянуть о том, что слово «адам» в контексте первых глав книги Бытия может указывать как на человека вообще (см. Быт. 5:2), так и выступать в качестве личного имени первого мужчины.
О творении человека повествуется два раза. Первый раз – непосредственно в контексте Шестоднева.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Вступление к повествованию о творении человека несколько отличается от описания предыдущих творческих действий Бога. Если прежде бытописатель использует выражение «и сказал Бог» вначале каждого акта творения, то здесь все иначе. «Сотворим человека», – говорит Господь. Ритм повествования нарушается. Перед новым творческим действием возникает пауза. По учению отцов Церкви, творению человека предшествует Совет Божий. Это подчеркивает мысль об особом статусе человека в глазах Творца. На это указывает и тот факт, что из всех живых существ только человек создан непосредственно Богом. Все остальные – посредством воды или же земли. Кроме этого сам бытописатель особым образом отмечает шестой день, как день творения человека, приводя порядковое числительное «шестой» с определенным артиклем (см. Быт. 1:31). Так он указывает на важность и исключительность этого дня по сравнению со всеми остальными.
С кем советуется Господь? Почему в тексте стоит глагол во множественном числе («сотворим»)? Некоторые экзегеты предполагают, что здесь мы в очередной раз имеем дело с pluralis majestaticus. Согласно иудейской традиции, Бог советуется с ангелами. Православная же традиция считает, что в данном случае мы имеем указание на собеседование лиц Пресвятой Троицы. Так, прп. Ефрем пишет: «Кому же говорит Бог и здесь, и в других случаях во время творения? Очевидно, что говорит Сыну Своему»18.
Принципиально важным является и выражение «по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Эта та характеристика, которая отличает человека от всего остального тварного мира. Существует богатая экзегетическая традиция, которая стремится объяснить это выражение. Укажем лишь на основные точки зрения относительного этого вопроса.
1) Слово צֶלֶם (целем, «образ») обозначает изображение (зачастую скульптурное), которое являет свой прототип. Таким образом, человек – представитель Бога на земле. Он имеет полномочия от Бога и власть над этим миром. Так, например, об этом пишет свт. Иоанн Златоуст: «образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью»19. Ему вторит и прп. Ефрем: «Потому господство, какое приял человек над землей и над всем, что на ней, есть образ Бога, обладающего горними и дольними»20. Об этом же говорит и вторая часть 26 стиха («…и да владычествуют они…»), которая указывает на следствие такого высокого статуса. Слово דְמוּת (дмут, «подобие») является в этом случае синонимом слову «образ» по закону библейского параллелизма21.
2) Согласно толкованию большинства отцов Церкви, образ Божий – особые духовные свойства души, которые роднят человека с Самим Творцом (свобода, разумность, бессмертие и т.п.) Подобие – степень раскрытия человеком в самом себе этих свойств, которые присущи всем людям от рождения. Как пишет прп. Иоанн Дамаскин: «выражение: «по образу» – указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: «по подобию» – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека»22. На то, что данное различие образа и подобия не является всего лишь философской спекуляцией, указывает тот факт, что человек творится лишь «по образу».
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Опять же здесь используется глагол בָּרָא (бара, «сотворил»), поскольку Господь творит нечто принципиально новое. Этот стих очень важен, поскольку здесь говорится о том, что человек – существо двуединое. С одной стороны – это мужчина, с другой – женщина. Оба они обладают образом Божиим. Вот как об этом пишет прп. Ефрем Сирин: «Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа»23.
Некоторые экзегеты на основании этого текста утверждают, что первый человек был двуполом (андрогином). Однако святоотеческие толкования отклоняют подобное мнение. По мысли отцов, в данном случае речь идет о творении единого человека в двух видах, на что указывает местоимение «их». Кроме того, во второй главе книги Бытия это событие будет освещено более детально.
Далее Господь лично обращается к людям, заповедуя им обладать и владычествовать над землей и всею тварью (см. Быт. 1:28). После этого он разрешает как людям, так и всем животным в качестве пищи использовать лишь растения (см. Быт. 1:29, 30).
Второй рассказ о творении человека находится во второй главе книги Бытия. Это повествования занимает всего один стих (см. Быт. 2:7). Тем не менее, оно служит пояснением к рассказу о творении, который содержится в Шестодневе.
И создал Господь Бог человека из праха земного. Эти слова можно считать дополнение к тому, что уже было сказано ранее в 1-й главе. Для создания человека Господь взял «прах земной» и сделал из него человека. Слово עָפָר (афар, «прах») можно перевести как глина, обмазка; глагол יָצַר (яцар, «создал») – как сформировать, ваять. Иными словами здесь возникает образ Господа, который, подобно горшечнику, ваяет человека из глины земли словно некий сосуд.
И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Выражение «душа живая» (חַיָּה נֶפֶשׁ – нефеш хайа) встречается в тексте ранее, когда бытописатель говорит о творении первых живых существ (см. Быт. 1:20). В этом смысле ничего принципиально нового в человеке нет: прах – от земли, душа – как у всех остальных животных. Единственное, чего нет как у животных, так и у всего остального творения – то, что Писание называет «дыхание жизни». Слово «дыхание» (נְשָמָה – нешама) некоторые исследователи производят от слова שָמַים (шамаим), что значит небеса. Другими словами, Господь вдыхает в человека нечто, чего нет в этом мире, что отлично от всего тварного. Именно в этот момент человек становится человеком. Вот как об этом размышляет свт. Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело – было животное в образе человека, с душой животной. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек»24.
Рис. 8.
Преподобный Исаак Сирин замечает, что Бог действует различным образом при создании мира ангельского, вещественного и человека. Если ангельский мир Бог сотворил в молчании, вещественный мир создается творческим повелением «да будет», а перед сотворением человека Бог как бы останавливается. Он не приказывает земле произвести человека, а говорит в Своем Предвечном Совете: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Это совещание Божественных Лиц имеет глубокий смысл. Если все чувственные твари — это отдельные части нашего видимого мира, то человек не является простой частью мира. Он — личность и в силу этого соединяет в себе все: мир видимый и невидимый510.
Святитель Григорий Нисский пишет: «К одному только устроению человека Творец Вселенной приступает как бы с осмотрительностью, чтобы вещество предуготовить для его состава, и образ его уподобить первозданной некоей красоте, и предназначить цель, для которой он будет существовать»511. В сотворении человека как бы является полнота Божественной Премудрости. Святитель Григорий Богослов говорит: «После того, как Бог сотворил мир ангельский и мир вещественный, Он решил сотворить человека, потому что еще не было смешения ума и чувства, сочетания противоположностей — этого опыта высшей Премудрости — и еще не все богатство Благости Божией было обнаружено».
Творение человека – это создание живого существа, которым приведены в единство видимое и невидимое. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (душу)... творит как бы второй мир, в малом великий. Поставляет на земле иного ангела, из разных пород составленного поклонника (Богу), зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной, царя над тем, что на земле, подчиненного Горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцатель-ного; ангела, который занимает середину между величеством и низостью. Один и тот же дух и плоть. Дух – ради благодати, плоть – ради превозношения (в предупреждение гордости — Иоанн Дамаскин). Дух — чтобы пребывать и благословлять Благодетеля, плоть — чтобы страдать и, страдая, припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием. Творит живое существо, здесь приуготовляемое и переселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения»512.
Человек представляет собой малый мир. В нем соединяются все сферы тварной Вселенной. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен к жизни неразумной и обладает мышлением разумным (ангельским). С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий. С растениями — в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать, а с неразумными вдобавок в том, что имеет влечение, то есть доступен гневу и хотению, что наделен чувством и способностью движения по внутренним побуждениям. С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума. Рассуждая, составляя понятия о каждой вещи, стремясь к добродетели и любя то, что составляет вершину всех добродетелей, — благочестие. Потому человек и есть малый мир»513. Говоря о величии человека, преподобный Максим Исповедник пишет: «В него (в человека), как в горнило, стекается все созданное Богом и в нем из разных природ, как из разных звуков, слагается в единую гармонию»514.
В 1-й главе книги Бытия упоминается, что Бог сотворил мужчину и женщину, то есть две человеческие ипостаси, обладающие единой природой (Быт. 1:27). Во 2-й главе книги Бытия эта мысль раскрывается подробнее. Бог привел к Адаму животных, чтобы он нарек им имена, но среди них не нашлось помощника, достойного Адама, не нашлось того, с кем он мог бы общаться, как с равным. Поэтому Бог сотворил для Адама помощника, соответственного ему (Быт. 2:18). Он изводит жену из ребра Адама, то есть из части тела, близкой к жизненно важным центрам, прежде всего — к сердцу. Первая человеческая чета получает благословение на размножение и владычество над всей землей (Быт. 1:28). В рождении детей диада (двоица) преодолевается триадой (троицей). В этом сходство человека с Триипостасным Божеством. Адам не рожден, подобно Богу Отцу. Ева не рождается, а как бы исходит из ребра Адама, подобно тому, как Святой Дух не рождается, а исходит от Отца, а Авель рождается, подобно Второй Ипостаси Святой Троицы515. Различный образ происхождения первых людей при этом не нарушает их единосущия, подобно тому, как различный образ бытия Ипостасей Святой Троицы не нарушает их природного единства. Но, конечно, это только аналогия, так как Авель рождается после грехопадения, когда способ размножения изменился.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой (Быт. 1:31). Этими словами заканчивается повествование о творении мира и человека. Если раньше, бытописатель о творении каждого дня говорит, что оно было «хорошо», то теперь он использует выражение «хорошо весьма». Таким образом, он хочет передать мысль о том, что все творение отвечало «предвечным планам божественного домостроительства о создании мира и человека»25.
