- •Лекция 5 Творение мира и человека
- •1. Шестоднев
- •1) Вступление к Шестодневу (Быт. 1:1, 2)
- •2) День первый (Быт. 1:3-5)
- •3) День второй (Быт. 1:6-8)
- •4) День третий (Быт. 1:9-13)
- •5) День четвертый (Быт. 1:14-19)
- •6) День пятый (Быт. 1:20-23)
- •7) День шестой: творение животных (Быт. 1:24-25)
- •8) День шестой: творение человека (Быт. 1:26-31; 2:7)
- •9) День седьмой (Быт. 2:1-3)
- •14. Продолжительность дней творения
- •3. Поэтическая организация Шестоднева
- •Литература
3) День второй (Быт. 1:6-8)
Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. Слово רָקִיעַ (ракиа, «шатер», «свод» (см.: Пс. 103:2, 148:4; ср. Ис. 40:22)) в тексте LXX переведено как στερέωμα (стереома), что означает «нечто твердое», и на славянский переведено как «твердь». Именно так древние представляли себе небесный свод. Именно здесь, по их мнению, зарождаются ветры, бури, а также всяческие атмосферные явления (Пс. 148:4-8, 134:7; Иов. 28:25-26, 38:24-26;Ис. 55:10; Мф. 5:45; Деян. 14:17; Евр. 6 и др.)
По мысли одних отцов, Господь разделил таким образом массы вод на две части: те, которые под твердью покрывали землю, те же, которые над твердью, образовали атмосферу9. Они, по толкованию преподобного Ефрема Сирина, «пребывают там росой благословений и блюдутся для излияния гнева»488. Они таинственным образом (по Библии – через «окна небесные», Быт. 7:11) излились на землю при потопе489 и, надо думать, были той благодатной росой, которая выпадала на землю вместе с манной (Исх. 16:14). Воды под твердью – это те обычные земные воды, которые в третий день были собраны в моря.
Однако, по мысли других толкователей (например, свт. Григория Нисского), речь идет о разделении между чувственным и умопостигаемым миром, миром человеческим и ангельским10. Так эту мысль поясняет В. Лосский: «Во второй день Бог окончательно отделяет воды низшие от высших, то есть земной космос, ограниченной «твердью небесной», от ангельских эонов, о которых в дальнейшем книга Бытия ничего не говорит»486. Здесь он следует мнению святителя Григория Нисского о том, что «твердь, которая названа небом, есть предел чувственной твари и за этим пределом следует некая умопредставляемая тварь, в которой нет ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры притяжения, ни цвета, ни очертания, ни количества, ни чего-либо иного, усматриваемого под небом»487. Соответственно, «воды над твердью» находятся вне нашего космоса.
В этом же русле продолжает мысль свт. Василий Великий. Он утверждает, что не следует думать, что твердь – это нечто твердое и жесткое в физическом смысле слова. «Напротив того, поскольку все, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью»485. Твердь – это оболочка, в которую заключен видимый мир.
Рис. 3.
4) День третий (Быт. 1:9-13)
Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. На третий день Господь разделяет между собой две части первобытного хаоса: воду и землю. Так возникает суша и все водоемы (реки, озера, моря, океаны) Земли. Отцы понимают этот процесс примерно одинаково, в буквальном смысле. Святитель Василий Великий отмечает, что именно в третий день творения повелением Божиим вода получила способность стекать вниз: «теперь она везде растекается, непостоянна, по природе стремится в покатые и вогнутые места; но какую силу имела она, прежде чем, вследствие этого повеления, произошло в ней такое стренвение к движению, этого сам ты не знаешь и не мак_ слышать от какого-либо очевидца»490. По толкованию преподобного Ефрема Сирина, в этот день изменился и рельеф земли. «Самое вместилище морей сделалось углубленным в то именно время, когда сказано: да соберется вода в собрание едино, – то есть или дно морей стало ниже прочей земли и вместе с водами, бывшими над ним, приняло в себя воды, бывшие над всей землей, или воды поглотили друг друга, чтобы достало для них места, или дно моря расселось и произошло великое углубление, так что воды во мгновение ока устремились по склону дна»491.
Воды, послушные гласу Творца, отделяются от земли, собираются в собрание едино, и этим как бы «снимаются завесы, чтобы открылась земля, дотоле невидимая»492. До сих пор «земляная качественность была еще смешана с естеством влажным». Теперь же она до того «сгущается собственными ее качествами, что, по приведении всех ее частей в однородное, при сжатом и сгнетенном ее состоянии, выжата из нее заключающаяся влажность, вода же отделена от земляной примеси и собралась вокруг себя самой, заключенная в земляных впадинах»493. Собравшись в земляных впадинах и образовав огромные водяные бассейны или моря, вода приобретает соленость, дабы, от совокупления в одно место, не подвергнуться гниению. «Воды, покрывавшие землю в первый день, были несоленые. Хотя над землей была бездна вод, но не было еще морей. Воды сделались солеными в морях, до собрания же их в моря не были солоны. Когда воды разлиты были по лицу земли для ее орошения, тогда были они сладки. Когда же в третий день собраны в моря, тогда сделались солеными, чтобы, от совокупления в одно место, не подверглись гниению и чтобы, принимая в себя вливающиеся в них реки, не переполнялись. Чтобы не иссохло море от солнечного зноя, вливаются в него реки; а чтобы не возрастало море, не выходило из пределов и не потопляло землю, принимая в себя воды рек, воды их (испаряясь) поглощаются соленостью»494.
Можно говорить о том, что в этот период заканчивается геологический этап формирования нашей планеты. Далее речь пойдет о творении различных организмов.
Да произрастит земля зелень. Земля выступает здесь активным участником процесса творения. Можно это понимать как то, что она реализует тот потенциал, которым обладает, благодаря животворной деятельности Духа Святого на ранних этапах формирования материи (см. Быт. 1:2).
…Траву, сеющую семя… дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод. Здесь мы видим определенную классификацию растительного мира. Важен тот факт, что в сознании бытописателя каждое растение изначала имеет свой род, который продолжается в его семени. Другими словами, речь идет об установленных Творцом строгих рамках определенных биологических видов.
По словам прп. Ефрема Сирина, «Злаки во время сотворения своего стали порождениями (появились) одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Так же и дерева во время сотворения своего явились порождением одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождением годов»11.
Отцы Церкви в целях борьбы с языческим поклонением солнцу, как источнику плодородия, использовали тот факт, что растения, согласно Библии, появились на земле раньше солнца. Святитель Василий Великий пишет: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца497, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно, по бытию, позднее травы и зелени». По той же причине и самая суша явилась прежде солнца, «дабы причину осушения земли не приписали мы солнцу»498.
Рис. 4.
