- •Лекция 5 Творение мира и человека
- •1. Шестоднев
- •1) Вступление к Шестодневу (Быт. 1:1, 2)
- •2) День первый (Быт. 1:3-5)
- •3) День второй (Быт. 1:6-8)
- •4) День третий (Быт. 1:9-13)
- •5) День четвертый (Быт. 1:14-19)
- •6) День пятый (Быт. 1:20-23)
- •7) День шестой: творение животных (Быт. 1:24-25)
- •8) День шестой: творение человека (Быт. 1:26-31; 2:7)
- •9) День седьмой (Быт. 2:1-3)
- •14. Продолжительность дней творения
- •3. Поэтическая организация Шестоднева
- •Литература
Лекция 5 Творение мира и человека
Две первые главы книги Бытия рассказывают нам о создании нашего мира. В христианской экзегетике им уделяется особое внимание в первую очередь по причине тех глубоких богословских идей, которые они содержат.
1. Шестоднев
В христианской традиции раздел Писания Быт. 1:1 – 2:4а именуют Шестодневом, так как он рассказывает о творении мира, которое, если следовать священному тексту, продолжалось на протяжении шести дней.
1) Вступление к Шестодневу (Быт. 1:1, 2)
Открывает Шестоднев два стиха: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами» (Быт. 1:1, 2). Каждое слово этого отрывка насыщенно глубокими богословскими смыслами, а потому их следует рассмотреть особо.
В начале. В святоотеческой экзегезе мы находим две основных традиции толкования данного фрагмента.
В первую очередь это выражение можно понимать как указание на временное начало мироздания. Это та точка, с которой начинается история тварного мира. По словам прп. Ефрема Сирина, «начало творения видимых вещей». Такое понимание поддерживается и контекстом Священного Писания (см.: Пс. 101:26; Притч. 8:22, 23; Ис. 41:4; Евр. 1:10). Эта интерпретация, однако, не исключает ту мысль, что это начало находится вне времени, поскольку время – появляется только с приведением в бытие неба и земли. Речь здесь идет о некоем переходном моменте между вечностью и временем. Так, свт. Василий Великий пишет: «Как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время и даже не самомалейшая часть времени»1. Этот вневременной характер «начала» подчеркивается Евангелием от Иоанна, согласно которому, Слово было у Бога «в начале», то есть от вечности (ср. Ин. 1:1, 2).
Вторая группа экзегетов (например, Феофил Антиохийский, Ориген, Амвросий Медиоланский, Августин) склонна понимать это выражение как указание на предвечное рождение от Бога Отца Бога Сына, Логоса, в Котором и через Которого все мироздание было приведено к бытию (см.: Ин. 1:1-3, 10, 8:25; Пс. 83:3; 1Пет. 1:20; Кол. 1:16; Откр. 3:14)
Поимо двух вышеупомянутых толкований существует еще одно возможное прочтение этой фразы. Еврейское выражение בְּרֵאשִׁית (берешит, «в начале») происходит от слова רֹאשֹׁ (рош), что означает «голова». Поэтому выражение «в начале» можно понимать в том смысле, что во главе всего, то есть в основе всего, находится небо и земля. Перефразируя текст Писания, эту мысль можно выразить так: в основу всего положил Бог небо и землю. Такое прочтение поддерживается некоторыми греческими рукописями, в которых читаем: «ἐν κεφαλαίῳ», то есть «во главе», а также латинским текстом Библии («in principio» – в первопричине, в основе и т.п.) Таким образом, небо и земля – первовещество, два архетипа всего бытия, которые положены Богом во главу, в основу всего мира.
Сотворил. В еврейском тексте мы видим здесь глагол בָּרָא (бара). Он используется в Священном Писании для выражения Божественной деятельности (Быт. 1:1, 2:3-4; Ис. 40:28, 43:1; Пс. 148:5; Исх. 34:10; Чис. 16:30; Иер. 31:22; Мал. 2), а также используется в том случае, когда речь идет о творении чего-то принципиально нового (Чис. 16:30;Ис. 45:7; Пс. 101:26; Евр. 3:4, 11:3; 2Мак. 7и др.). В этом смысле оно противопоставлено глаголу עָשָׂה (аса) – делать. В контексте Шестоднева глагол בָּרָא используется всего в трех местах: Быт. 1:1 (творение первовещества), 1:21 (творение душ животных), 1:27 (творение человека).
Бог – по-еврейски звучит как אֱלֹהִים (Элогим). Это форма множественного числа, то есть буквально ее можно перевести как «Боги». Такая форма характерна для библейского языка, когда он говорит об истинном Творце. В секулярной науке существует мнение, что форма множественного числа – атавизм политеистических воззрений иудеев. Однако, распространено и другое мнение: перед нами т.н. pluralis majestaticus – множественное величественное (встречается также термин pluralis divinitatis – множественное божественное). Оно сродни русскому обращению на Вы к уважаемой персоне. Помимо этого о том, что речь идет о едином Субъекте подтверждает и глагол bara, который стоит в единственном числе. Также есть мнение, согласно которому перед нами абстрактное существительное (в данном случае «Божественность»), для выражения которых в семитских языках используется множественное лицо. По мысли христианских богословов, это не что иное, как указание на Святую Троицу, в Которой три Ипостаси, но единая божественная воля и действие, которой Троица создает мир.
Небо и землю – есть не что иное, как семитская идиома, обозначающая всю Вселенную, то есть полноту всего тварного мира (Пс. 101:26; Ис.65:17; Иер. 23:24; Зах. 5:9).
У отцов нет единства в том, что понимать под этим выражением. Так, на основании того, что в Священном Писании слово «небо» используется как синоним духовного мира (см.: 3Цар. 22:19; Мф. 18), многие видят в этом выражении указание на сотворении двух миров: духовного и материального (Феофил Антиохийский, Василий Великий, Феодорит Кирский, Ориген, Иоанн Дамаскин, и др.) Именно по этой причине неустройство, о котором говорит 2 стих, приписывается только земле, в то время как небо представляется благоустроенным (см.: Иов. 38:4-7; Кол.1:16).
Так, прп. Ефрем Сирин утверждает, что речь в данном случае идет о сущности неба и сущности земли, которые были лишены основных стихий, сотворенных позже2. При этом под небом у него понимается не только материальное небо, но и горние небеса, которые от видимого неба было отделено только после творения тверди.
Земля же была безвидна и пуста. Зачастую в Библии «земля» – весь земной шар, который включает в себя и видимое небо (см.: Быт. 14:19, 22; Пс. 68:35). Поэтому не будет ошибкой предположить, что в данном случае слово «земля» указывает на неоформленную материю, синонимом которой далее выступают понятия «бездна» и «вода».
Состояние этой праматерии было «безвидна и пуста». В еврейском тексте стоит выражение וָבֹהוּ תֹהוּ (тогу ва вогу), которое указывает на состояние хаоса, неустроенность, бесформенность. Именно эти качества характеризуют первоматерию. Параллельное описание мы можем найти в книге Премудростей Соломона. Здесь говорится, что Бог сотворил мир из «необразного вещества» (Прем. 11:18; также ср.: 2Пет. 3:5; Ис. 40:17, 45:18; Иер.4:23-26).
По словам свт. Иоанна Златоустого, Бытописатель не случайно упоминает о таком состоянии земли. «Так как она есть наша и кормилица, и мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и чрез нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразною и неустроенною, так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие»3.
!!! (мнение) Если дословно перевести текст пророка Исаии о творении земли, «Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее» (Ис. 45:18), то вторую часть фразы можно перевести как «не пустой (לֹא־תֹהוּ – ло тогу) сотворил ее», что входит в видимое противоречие с выражением «безвидна и пуста». На этом основании некоторые экзегеты делают предположение, что упоминание о пустом и хаотичном состоянии земли в первых стихах книги Бытия – возможно, прикровенное указание на то, что в мире уже действует некая злая воля, которая вносит искажение в первоначально благой замысел Творца.
По мысли прп. Ефрема Сирина, это нужно понимать в том смысле, что земля «ничего на себе не имела и была пустынна»4.
Тьма над бездною. Тьма, по-еврейски חֹשֶׁךְ (хошех), – состояние мира, который еще лишен естественного источника света (свет появиться в первый день, а светила только в четвертый). «Бездна» – синоним слову «вода» (в еврейском языке они являются родственными). Оба они могут опять же указывать на то, что первозданная «земля» было в жидкообразном хаотичном состоянии.
Подобную мысль находим у прп. Ефрема. По его словам, бездна – воды, о сотворении которых Моисей прямо не говорит, но подразумевает. Тьма появилась в результате того, что облака, которые появились вместе с бездной (и о появлении которых Моисей умалчивает), закрывали землю от «сияния горних небес». Именно эти облака произвели первую ночь. Из этого также, кстати, следует, что для прп. Ефрема небеса духовные и материальные первоначально не были разделены (это произошло только при творении тверди).
!!! (мнение) По-еврейски «бездна» звучит как תְהֹום (тегом). Некоторые исследователи видят в этом созвучие имени аккадского божества «Тиамат», которое было символом разрушительных сил и хаоса, что, по их мнению, опять же указывает на некую злую силу, которая прикровенно уже действует в мире.
И дух Божий носился над водою. Некоторые толкователи видят в этом стихе указание на простой ветер, который был послан от Бога, чтобы осушить землю. Это мнение поддерживается тем, что Дух и ветер на еврейском языке обозначаются одним и тем же словом (см. Быт. О потопе)
Однако большинство отцов Церкви усматривают здесь прямое указание на Третью Ипостась Святой Троицы, Духа Святого. Действие, которое осуществляет Дух, выражено еврейским глаголом מְרַחֶפֶת (мерахефет). Если его дословно перевести на русский язык, то мы получим не просто «носился», но – «согревал движением». Этот глагол употребляется во Втор. 32:11, где говорится, что орел носится над своими птенцами. То есть Дух Божий, подобно тому, как птица согревает своих детенышей и дарует им жизнь, сообщает жизнь этому миру, согревая его Своим божественным теплом. Отсюда в первозданном хаосе можно видеть некоторое действие естественных сил, которые аналогичны процессу постепенного образования в яйце зародыша, с другой, – как эти самые силы так и результаты их поставляются в прямую зависимость от Бога. – переформулировать.
Таким образом, Писание свидетельствует об участии в творении всех трех лиц Святой Троицы. По словам прп. Ефрема Сирина, «Дух Божий есть Святый Дух Бога Отца, исходящий от Него не временно, по сущности и творческой силе равный Отцу и Единородному Сыну Его… Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести Свое дело… Он согревал, оплодотворял и соделовал родотворными воды, подобно птице, когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах и во время этого распростертия своей теплотой согревает их и производит в них оплодотворение»5.
Ниже рассмотрим наиболее значимые по своему смысловому наполнению выражения в повествовании о шести творческих днях.
Рис 1.
