Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
19 апреля-29 января -Верный слуга Престола. О графе В.Н.Коковцове последнем предвоенном Премьер-министре Российской Империи.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.08 Mб
Скачать

XXII. Исполнитель воли Монарха

Известно, что почти все мемуаристы того времени, после крушения Российской Империи, отзывались о В.Н.Коковцове сдержанно и корректно, ибо он был действительно ревностным и честным исполнителем воли Монарха.

В думский период истории России в Совете Министров, по воспоминаниям В.H.Коковцова, - «…не было разночтений».

Его и других Министров позиция выражалась кратким, но решительным девизом:

«Уступка натиску Думы недопустима».

Как писал все тот же П.Н.Милюков:

«Коковцов формулировал три положения, особенно «недопустимые»: «отмена права собственности в порядке принудительного отчуждения» (это – наш аграрный проект), «отмена основных законов и переход к ответственному Министерству», и «захват всей власти управления народным представительством»… эти поспешные утверждения испуганного бюрократа свидетельствовали о возбужденной думскими заявлениями тревоге…» (372 – 373 стр.).

Тактика Премьера, - «…выразилась в полном игнорировании или, как тогда говорили, в «бойкоте» Думы».

Горемыкин, Коковцов и Столыпин, - «…ничего от Думы не ожидали… Дума была предоставлена самой себе, что, при недостаточности ее прав и при отсутствии сотрудничества с властью, должно было свестись к «гниению на корню»…» (374 стр.).

Дальнейшие события показали, что Министр финансов В.Н.Коковцов был за роспуск Думы, и о том настоятельно указывал Государю Императору Николаю II.

Отвечая на вопрос Святого Государя, - «Что же нужно делать, чтобы положить предел тому, что творится в Думе, и направить ее работу на мирный путь?», - В.Н.Коковцов ответил: «Готовиться к роспуску Думы, и к неизбежному пересмотру избирательного закона…»

Далее, цитируя «Воспоминания» В.Н.Коковцова, масон Милюков приводит его слова: «Государь долго стоял молча передо мною…». Потом Он «…крепко пожал руку и отпустил с… напутствием…»

«В.Н.Коковцов, - пишет Милюков, - всегда приводит в своих «Воспоминаниях» подлинные слова Царя в кавычках; но они тоже, обычно, принимают в его изложении тягучесть и стиль, свойственные этому мемуаристу…» (здесь и далее 380 – 381 стр. – прим. А.Р.).

Коковцов прекрасно понимал значимость всех встреч с Императором и особую силу Его слов, а потому старался сохранить их для потомков в неповрежденной чистоте. Таким лаконичным и точным было увековечено и напутствие Святого Государя Императора Николая II, сказанное им В.Н.Коковцову незадолго до роспуска Первой Думы:

«Я не отвергаю сразу того, что Мне говорят. Мне было очень больно слушать суждения, разбивающие лучшие черты всей Моей жизни; но верьте Мне, что Я не приму решения, с которым не мирится Моя совесть, и, конечно, взвешу каждую мысль, которую Вы Мне высказали, и скажу Вам, на что решусь. До той поры не верьте, если Вам скажут, что Я уже сделал этот скачок в неизвестное…» (В.Н.Коковцов, «Из моего прошлого. Воспоминания», 1903 – 1919 гг., т. 1 – 2., Париж, 1933 г.).

Переданные с такой любовью и точностью слова страдальца Императора не могли не раздражать противников Русского Престола.

Одним из них был Милюков, писавший о воспоминаниях Коковцова:

«Аккуратный и добросовестный чиновник, и монархист по традиции, автор, кажется, и до конца своих дней не понял, что совершил предательство перед памятью своего возлюбленного Монарха, сделав общим достоянием фотографические снимки своих интимных бесед с Царем…» (386 стр.).

Слова эти я привожу с той лишь целью, чтобы подчеркнуть сильные и достойные почитания стороны души и характера В.Н.Коковцова. В устах его врагов они звучат как похвала и тем ценны для нас, что связаны с памятью Святого Государя Мученика Николая II и жизнью Его верных слуг. Им навсегда останется в истории России и Владимир Николаевич Коковцов.

Тем временем, в остром противостоянии с Государем Императором и Правительством Дума потерпела сокрушительное поражение.