- •Гносеологическое учение Канта – трансцендентальный идеализм
- •Итак, Кантовская гносеология является критическим исследованием познавательных способностей человека как познающего субъекта.
- •Соотношение чувственной и интеллектуальной ступеней познания ― центральный пункт кантовской гносеологии.
- •Априорный характер Кант приписывает всем формам познания.
- •Основные понятия кантовской философии:
- •Вопросы к теме
Гносеологическое учение Канта – трансцендентальный идеализм
Иммануил КАНТ (1724-1804) – немецкий философ, ученый, основоположник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет и был доцентом, затем профессором, деканом философского факультета и ректором (1768-1790) Кёнигсбергского университета. Гносеологическая концепция, названная Кантом «трансцендентальным идеализмом», стала начальным этапом развития немецкой классической философии.
В философском развитии Канта различают два периода – «докритический» (до 1770) и «критический». В эти периоды гносеологическая позиция Канта различается следующим образом.
В так называемый «докритический» период написана «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.), в которой Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т.е. из облака диффузного вещества. В этот период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе (т.е. признает возможность метафизики).
В так называемый «критический» период Кант отрицает возможность такого познания, исходя из своего критического исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей.
Понятие «критический» связано с тем, что Кант отвергает предшествующие философские воззрения за догматизм, который, согласно его определению, строит познание «согласно принципам, не осведомлялись о правах разума на эти принципы и о способе, какими он дошел до них». Догматизм в понимании Канта «есть догматический метод чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума». Кант ставит вопрос об исследовании и оценке этих способностей, то есть вопрос «о границах человеческого разума».
Итак, Кантовская гносеология является критическим исследованием познавательных способностей человека как познающего субъекта.
Кантом были заложены основы принципиально новой философии, которую он изложил в трилогии, состоящей из трёх критик: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критики способности суждения» (1790). Основу всех трёх «критик» составляет учение Канта о вещах, как они существуют сами по себе, – «вещах в себе», и о явлениях – «вещах для нас», т.е. таких, какими они предстают в нашем сознании. «...О том, — говорит Кант, — каковы они (вещи) могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства».
Кант исследует не только интеллект, но и чувственность, т.к. он признавал несомненность чувственно-эмпирических оснований естественных наук и был убежден в чувственной основе математических знаний. Кант считал, что выводы естестовознания и математики представляют собой действительные научные истины, удовлетворяя двум критериям последних – всеобщности и необходимости. Эти истины, по мнению Канта, вырабатываются интеллектом в форме рассудка, что доказывает плодотворность его функционировани в сфере познания природы.
Поскольку Кант признает несомненный статус математики и естествознания как наук, то он стремится раскрыть гносеологическую возможность их существования. Для этого он отвечает на вопросы: «Как возможна чистая математика?» и «Как возможно чисте естествознание?»
Что же касается вопроса о научности метафизики, то Кант считает, что ответ на него невозможно найти без решения вопросов о научности математики и естествознания. Успешность интеллекта в области «метафизики» Кант хотел установить своим исследованием, ответив на вопрос: «Возможна ли метафизика как наука и если да, то как она может стать наукой?».
Таким образом, выяснить причины неудач прежней «метафизики» и найти способ преобразования «метафизики» в подлинную науку – такова главная двуединая задача гносеологической концепции Канта.
Кант пришел к убеждению в несостоятельности и бесплодности современной ему «метафизики» в деле познания природного мира и к выводу, что реальные основания существования вещей и их познания совсем иные, чем те чисто логические основания, которые выдвигает метафизика. Отвергая односторонне рационалистическую метафизику как познание бытийных глубин всего сущего, он считает реальной и необходимой задачей преобразование метафизики в науку «о границах человеческого разума» [там же Т.1. С. 349]. Метафизика, согласно Канту и в отличие от ее трактовки у Лейбница и Вольфа, есть «философия первых оснований нашего познания…» [Соч. в 6-ти тт. Т.2. С. 254].
Суть старой метафизики состояла в том, чтобы познавать суть вещей исходя из сугубо рациональных, внеопытных и доопытных понятий. Кантовская же новация исходила из того эмпиризма, высший образец которого он находил в естественнонаучных построениях Ньютона. По Канту «надлежит … опираясь на достоверные данные опыта и, разумеется, используя геометрию, отыскать законы, по которым проистекают те или иные явления природы» [Соч. в 6-ти тт. Т.1. С. 258].
Гносеология и методология эмпиризма и сенсуали, исходившая из локковского «Опыта о человеческом разумении», также была критически направлена против односторонне рационалистических логико-гносеологических оснований метафизики 17 века, что побудило Канта усилить и укрепить позиции этой метафизики. После Локка эта критика развернулась как субъективно-идеалистическая ветвь (Беркли) и далее как ветвь агностическая (Юм), а также как материалистическая ветвь (Кондильяк, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), которая имела антиагностический характер и вела к новому познавательному рационализму.
Кантовский априоризм. Положение об априорной основе научных истин – решающее положение в построении гносеологической концепции Канта. Априорными Кант называл доопытные и внеопытные представления, а «чистыми» – те из них, «к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое». Априорным знаниям «противоположны эмпирические знания, или знания, возможные только апостериори, т.е. посредством опыта» [Соч. в 6-ти тт. Т.3. С.106-107]. Эмпирические знания по своей природе являются незавершенными, частичными, не дающими полного и исчерпывающего представления об изучаемых предметах, поэтому Кант не видел возможности перехода от них к научным истинам. «Опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)…». «Необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания», «человеческое знание действительно содержит такие необходимые и в строжайшем смысле всеобщие, стало быть, чистые априороные суждения»: таковы все положения математики и теоретического естествознания, считает Кант.
Априористическая трактовка истины восходит к Платону в античной и к Декарту в новоевропейской философии. Согласно Канту, следует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувственности, и в опыте, неразрывно с ней связанным. Априорные элементы человеческого сознания Кант рассматривал как некую данность, которая существует, но необъяснима, в отличие как от тех, кто признавал сверхъестественный, божественный источник априорных форм, так и тех, кто понимал их натуралистически – как врожденные.
Осмысление Кантом процедур исследования в математике и естествознании привело его к выводу, будто физики (те, кто изучают природу) могут открывать лишь то, «что сам разум вкладывает в природу» [Соч. в 6-ти тт. Т.3. С.85, 86]. Что также послужило возникновению идеи априорности научных истин у Канта.
Априоризм требовал отказаться от «господствующего убеждения», что «всякие наши знания должны сообразовываться с предметами» (т.е. отражать в сознании познаваемые предметы), и «исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием…» [Соч. в 6-ти тт. Т.3. С.87].
Важнейшими понятиями «критической» философии Канта являются понятия «трансцендентальное» и «трансцендентное». Кант называл трансцендентальным всякое познание, «занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори». Отсутствие в «трансцендентальном познании» онтологического содержания делает его «чистым». «Трансцендентальное» – то, что имманентно, внутренне присуще сознанию, может быть познано и действительно познается.
Кант противопоставляет «трансцендентальное» понятию «трансцендентное», которое означает то, что существует вне сознания (по ту сторону его) и недоступно ему, непознаваемо.
Основной труд Канта – «Критика чистого разума» – посвящен определению и оценке источников, принципов и границ научного знания. Работа состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диалектики чистого разума, а также учения о методе. Краткое изложение «Критики чистого разума» содержится в «Пролегоменах ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783) [В кн.: Кант И. Собр. соч., Т.4, ч. 1. М., 1965]. http://psylib.org.ua/books/kanti01/index.htm
