Нейрогенез у взрослых (слайд №1)
Нервная клетка, или нейрон, представляет собой сложную структуру, имеющую очень развитую морфологию. Как правило, у нервной клетки существует несколько разветвленных отростков, за счет которых осуществляется контакт с другими нейронами или, например, мышечными волокнами. Чтобы занять свое место в нервной системе, клетке нужно пройти сложный путь.
Известно, что нервные клетки не делятся. Искусственные попытки заставить их делиться приводили к тому, что нейроны умирали. По-видимому, сам по себе процесс деления является для них запрещенным, поскольку в противном случае нервная клетка не сможет выполнять свои функции, ведь ей нужно будет сначала утратить все контакты, а потом восстановить их. Поэтому принято говорить, что нервные клетки не восстанавливаются.
(слайд №2)
Впервые утверждение о том, что нервные клетки в мозге не восстанавливаются было сделано в 1928 году великим испанским нейрогистологом Сантьяго Рамон-и-Кахалем — это человек, который является одним из основоположников нейронной теории, то есть теории, которая описывает то, как организована нервная система. Этот постулат был главным в науке о мозге до конца XX века, пока один из американских анатомов Джозеф Альтман не показал, что в мозге взрослых животных — а он работал с обезьянами, кошками и крысами — не появляются новые клетки. Он показал это с использованием классической на тот момент модели введения животным радиоактивно меченного тимидина.
(Тимидин — один из четырех нуклеотидов, из которых состоит ДНК, и, когда клетка делится и происходит репликация ДНК, тимидин встраивается в ДНК, и, соответственно, встраиваются и меченые тимидиновые аналоги. Таким образом, если посмотреть, куда встроился тимидиновый аналог, можно увидеть клетки, в которых происходило деление. Вот он и увидел в мозге клетки, включившие такой радиоактивно меченный тимидин.)
Поскольку сами дифференцированные клетки, в частности взрослые нейроны, не обладают способностью к делению, то включение тимидиновой метки имело лишь одно объяснение: в мозге появляются новые клетки. Несмотря на такую революционную работу и ее дальнейшее продолжение — а оно было, — а также на публикации в очень хороших журналах, в Science и Nature, эти открытия Альтмана не были восприняты должным уровнем современниками. Позднее, 15 лет спустя, другой американский исследователь, Каплан, после Альтмана также обнаружил новые клетки в мозге у млекопитающих и с помощью электронной микроскопии показал, что это нейроны, которые имеют синаптические контакты с другими клетками. Однако так же, как и Альтман, Каплан был вынужден прекратить исследования в области взрослого нейрогенеза, потому что общественность также не принимала его работы.
И только в конце 80-х годов на исследованиях птиц было показано, что нейрогенез во взрослом мозге не просто существует, но он еще и является функциональным.
(Слайд №3)
(У птиц в момент, когда они обучаются песне весной, появляются тысячи новых нейронов, которые исчезают осенью и вновь появляются весной. И только после этих работ нейробиологи стали всерьез рассматривать тему относительно взрослого нейрогенеза.)
Двумя наиболее хорошо охарактеризованными областями нейрогенеза являются зубчатая извилина гиппокампа и субвентрикулярная область.
Большинство клеток мозга образуются ещё до рождения, но некоторые участки мозга продолжают формировать новые клетки в зрелом возрасте. Одна такая область называется зубчатая извилина. Эта крошечная структура в гиппокампе – важнейший мозговой центр, который регулирует функцию запоминания и обучения.Большинство клеток мозга образуются ещё до рождения, но некоторые участки мозга продолжают формировать новые клетки в зрелом возрасте. Одна такая область называется зубчатая извилина. Эта крошечная структура в гиппокампе – важнейший мозговой центр, который регулирует функцию запоминания и обучения.Большинство клеток мозга образуются ещё до рождения, но некоторые участки мозга продолжают формировать новые клетки в зрелом возрасте. Одна такая область называется зубчатая извилина. Эта крошечная структура в гиппокампе – важнейший мозговой центр, который регулирует функцию запоминания и обучения.
