- •Глава I. Общая характеристика внешней политики ссср в годы перестройки
- •§1. Новый курс
- •§2. Ускорение
- •§3. Политика в области идеологии
- •3.1.Варшавский договор
- •3.2. Идеологическое противостояние с Западом
- •§4. Разоружение.
- •§5. Уступки.
- •Глава III. Использование материалов дипломной работы на тему «Эволюция внешней политики ссср в отношении сша в период с 1985 по 1991 гг.» в школьном курсе истории
- •§1. Отражение темы «Эволюция внешней политики ссср в отношении сша в период с 1985 по 1991 гг» в школьных учебниках.
- •1.1. Анализ школьных учебников для среднего звена школы по теме «Эволюция внешней политики ссср в отношении сша в период с 1985 по 1991 гг».
- •§2. Методические рекомендации по применению материалов темы диплома в школьном курсе
- •2.1. Разработка урока с применением материалов темы «Эволюция внешней политики ссср в отношении сша в период с 1985 по 1991 гг»
- •V. Сообщение нового материала.
- •VI. Первичное закрепление изученного материала:
- •3. Узнай историческое событие. Назови дату этого события
- •2.2. Разработка внеклассного мероприятия с применением материалов темы «Эволюция внешней политики ссср в отношении сша в период с 1985 по 1991 гг».
3.2. Идеологическое противостояние с Западом
Неудачей обернулось и намерение занять в отношениях со странами Запада наступательную позицию в вопросе о правах человека, чтобы вынудить противников Советского Союза перейти к обороне, а затем предложить им решать вопросы гуманитарного плана на взаимоприемлемой, компромиссной основе. В более широком плане речь шла о завоевании с помощью идей перестройки инициативы в идеологическом соревновании с Западом. Временные успехи Горбачева на этом направлении, когда его личная популярность за рубежом круто пошла вверх, а политические инициативы и проводимые меры по демократизации внутренней жизни страны и развитию гласности переместили СССР и его политику в фокус внимания международной общественности, вскоре обернулись серьезными издержками для стабильности существовавшего в стране строя, не принеся ожидаемых дивидендов с точки зрения улучшения и укрепления внешнеполитических позиций СССР. Ссылаясь на “недостаточность” принимаемых Москвой мер в плане развития демократии и обеспечения прав человека, западные партнеры продолжали дискриминацию Советского Союза в вопросах торговли (поправка Джексона—Вэника, квотирование советского экспорта, антидемпинговые процедуры и т. п.), сохраняли ограничения на трансферт современных технологий (натовский “Коком”), не реагировали на настойчивые призывы Москвы не считать друг друга врагами, осуществить одновременный роспуск ОВД и НАТО и т. п. Одновременно под предлогом сотрудничества с СССР в гуманитарной области разворачивалась работа по активизации диссидентских групп и созданию антисоциалистических организаций, готовилась почва к отстранению КПСС от власти и дезинтеграции Советского Союза.
За годы перестройки СССР стремительно утрачивал свои былые позиции в культурных, научных и спортивных связях с Западом. Внедрение коммерческих принципов в эти области при ослаблении регулирующей роли государства не замедлило сказаться на объемах и содержании советского присутствия в этих областях за рубежом. Одновременно лавинообразно нарастало проникновение Запада на информационно-культурное поле Советского Союза. Наши фильмы шаг за шагом вытеснялись из проката, материалы западного производства захватывали экраны советского телевидения и волны советских радиостанций, по стране, как грибы, росли разного рода неформальные организации и объединения, как правило, финансируемые из иностранных источников.
Ничего сравнимого на информационно-культурном поле США и союзных им стран НАТО советская сторона организовать не смогла. Первоначальная эйфория по поводу реформ в СССР, начавшаяся в Западной Европе и отчасти в США, по прошествии 3—4 лет начала выдыхаться, сменяясь недоумением по поводу непродуманности предпринимаемых действий и нежелания “прорабов перестройки” трезво оценить опасности того кризиса, в который все глубже вползала наша страна. Хотя перестройке по-прежнему сочувствовали, в ее благополучный исход верили все меньше.
Не внушали, правда, особого уважения и доверия и те оппозиционные КПСС и Горбачеву лица и группировки, которые все громче заявляли о своих претензиях на власть и предлагали себя в качестве альтернативы. Их общий чертой было отсутствие какой-либо ответственной государственной идеологии, продуманной программы действий.
Попытка сторонников пресловутой Межрегиональной группы выйти на широкую западную аудиторию с пропагандой своих взглядов посредством издания в ФРГ на немецком языке газеты “Московские новости” вскоре захлебнулась. Газета не нашла себе ни элитных, ни массовых читателей. “Политически она не представляет собой серьезной орган, а бульварных изданий у нас и своих хватает”, — так прокомментировал прекращение выхода газеты один из тогдашних руководителей западногерманского МИД. Преобладало мнение, что агония Советского Союза будет длительной и постепенной и что лучшим гарантом ее продолжения в спокойном “бескризисном” варианте является Горбачев.
