Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Савкова З. Как сделать голос сценическим.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.24 Mб
Скачать

Упражнение 117 «Кулик»

Вы «кулик». Живете на болоте. Прогуливаясь, встрети­ли «цаплю», приглашаете ее в гости. Во всех подробностях и деталях описываете приметы, по которым «легко» найти ваш дом:

— Я живу за пятой кочкой,

За двенадцатым листочком,

Возле первого сучка,

Там, где лужа велика,

Где стоит корявый пень,

Гриб со шляпкой набекрень,

Где поломанная ветка,

Где лягушка-домоседка.

Я живу — недалеко,

И найти меня легко,

Приходите, если запомнили.

(С. Струин)

Не торопитесь в передаче подробностей «адреса» — спе­шить некуда, потому что вы прогуливаетесь.

А теперь измените обстоятельства с тем, чтобы умень­шить время для действия. Вы бежите через болото — торо­питесь домой и на ходу сообщаете «адрес». Добейтесь того, чтобы речь была быстрой, но точной по передаче мысли, ви­дений, подтекста. Действие остается то же самое, но време­ни для достижения цели отводится гораздо меньше.

Значит, надо сдвинуть внутреннюю жизнь, чтобы быст­рее заработала мысль, быстрее задвигалась кинолента ви­дений, быстрее задействовал внешний аппарат воплощения. Только от сдвига внутреннего темпа изменяется внешний темп — скорость речи. Иначе — пустая, бездейственная бол­товня, и только!

Еще одно упражнение для тренировки темпа речи, по­зволяющее вырабатывать скороговорку «выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли»83.

Упражнение 118 «Королевская считалка»

Успокойте разволновавшегося товарища, прочтя ему «ко­ролевскую считалку» английского писателя А. Милна (в пе­реводе Н. Воронель):

Король империи Перу

(Точнее — император)

В делах знал толк и меру,

Ума имел палату

И повторял считалку,

Полезную для всех.

Когда очки, к примеру,

Терял владыка Перу,

Когда, съезжая с горки.

Он падал носом в снег,

Когда горшок с цветами

Ронял на платье даме,

Когда на шляпу новую

Садился невзначай,

Когда, бродя по лужам,

Он забывал про ужин,

Опаздывал в столовую

И пил остывший чай;

Когда он был не в духе,

Когда кусались мухи,

И никому не жалко

Бывало короля,

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше,

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

«Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим;

Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!»

Когда его супруга

(Мадам императрица)

Брала стирать кольчугу

Для праздника в столице

И тут же забывала

Отдать ее в крахмал,

А в день его рожденья

Шел дождь, как наводненье,

И буря бушевала,

И ветер крыши рвал,

Когда владыка Перу

Искал в палате пэров,

Так, что ронял корону,

Основу всех основ;

Когда он против правил

На подпись кляксы ставил,

Когда он падал с трона

В присутствии послов;

Когда король пугался,

Когда он спотыкался,

И никому не жалко

Бывало короля,

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше.

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

«Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим,

Пятью девять — сорок пять,

Три прибавить, семь отнять,

Прочитать наоборот —

Выйдет время пить компот!»

Читая текст этого стихотворения, помните: «Наш голос вверх идет, чтоб мысль не оборвать, не уронить. И вы ее не обрывайте, на запятых звук «загибайте», звучат пусть выше, выше строчки; потом спускайте голос к точке. Когда «волна­ми» мысль идет, тогда любой ее поймет».

Здесь три «волны» мысли: первая точка стоит после 6 строк, второй знак окончания мысли (восклицательный) стоит после 26 строк и третий — после 32 строк. Учитесь владеть большими периодами мысли.

Мы не останавливаемся на таких моментах проявления темпо-ритма, при которых внутренний темпо-ритм чрезвы­чайно высок, а внешнее его проявление замедленное, и на­оборот. Это все относится к творческим вопросам работы над ролью.

Предложенные упражнения используются лишь с целью тренировки речевого и голосового аппаратов, способных в дальнейшем точно выявлять внутренний и внешний темпо-ритм в их диалектическом единстве.

Диалектическое единство темпо-ритма заключается в том, что часто «внутренний и внешний темпы могут и не совпадать при игре. Нередко это дает изумительные по не­ожиданности и силе эффекты...»84.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Раскройте понятие «темпо-ритм» речи.

  2. Расскажите о принципах построения скороговорок, наиболее спо­собствующих выработке четкой дикции.

  3. Что значит овладеть сценической скороговоркой?

  4. С чего следует начинать работу над скороговоркой?

  1. Что вы знаете о приеме дирижирования «объемностью» слов?

  2. Прочтите главу «Темпо-ритм» в 3-м томе сочинений К. С. Стани­славского, стр. 140—191.

  3. Найдите диалоги из драматургических произведений, примеры из художественной литературы, которые требуют от исполнителей владения сценической скороговоркой.

Интонирование знаков препинания

У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака пре­пинания соответствующей интонации... В этих интонациях есть какое-то воздей­ствие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура — к ответу, восклицательная — к сочувствию и одобрению или к протесту, две точки — к внимательному восприя­тию дальнейшей речи и т. д. Во всех этих интонациях — большая выразительность.

К. С. Станиславский

Изучить соответствующую каждому знаку препинания интонацию — это значит познать природу живой, разговор­ной речи; сделать ее выразительной и воздействующей: спо­собной точно и ярко «рисовать» голосом мысль, выявлять подтекст, выражать чувства. Знаки препинания для драма­тического артиста — это все равно что нотные знаки для певца, в которых заключена мелодия фразы.

Рассказывая о работе над ролью Вассы Железновой, ак­триса В. Пашенная говорит, что только «много, много раз читая и перечитывая пьесу, изучая каждый знак препинания, построение каждой фразы, я проникла в самые сокровенные мысли Вассы»85 (подчеркнуто мною.— 3. С).

Овладеть интонационным выражением знаков препина­ния, чтобы уметь рельефно «рисовать» звуком фразу, соз­дать мелодию мысли необходимо артисту. Потому что «все задачи актера только тогда дойдут до зала, когда выльются в великолепно, старательно, с талантом написанной автором фразе. Фраза — это и есть самое главное по содержанию. Содержание этой фразы — источник всех ваших пережива­ний, тончайший смысл этой фразы — стимул для посыла нервам известной мысли. И все это возвращено в фразу»86.

Однако знаки препинания не могут заменить неповтори­мую индивидуальность, своеобразие речи каждого человека. В отличие от языка, который создается и хранится народом, речь создается человеком и принадлежит одной личности.

Речь — это сам человек. Но проявляется неповторимый интонационный строй речи человека на основе общих закономерностей звучащего слова, подобно тому как на основе общих законов грамматики и лексики раскрывается своеоб­разие языка письменной речи каждого. Рассматривать инто­нацию только как мелодическое изменение голоса при раз­личных знаках препинания и выделении ударных слов было бы неверно. Понятие «интонация» глубоко и сложно. Инто­нация рождается как результат проявления конкретной за­дачи речевого действия конкретного человека в конкретных обстоятельствах общения (кто, кому, где, зачем, с каким от­ношением, целью...). Но человек, голос которого не натрени­рован, затрачивает огромную нервно-мышечную энергию, а желаемого результата не достигает.

Знаки препинания не только группируют слова фразы и указывают речевые остановки (паузы), но и несут огромную эмоционально-смысловую нагрузку, придают речи воздей­ствующий характер: втягивают слушателя в процесс мышле­ния, заставляют его вместе с выступающим думать, искать ответ на поставленный вопрос, сопереживать с ним, действо­вать... И если артист хорошо владеет интонированием зна­ков препинания, если голос способен рельефно «рисовать» мысль фразы, так что она становится не только слышна, но и видна, ощутима для слушателя, то мысли его легче прони­кают в сознание людей.

Изучение интонирования знаков препинания преследует цель развить: а) тонкий речевой слух, улавливающий в про­цессе общения логические центры, паузу, мелодику мысли, звуковысотные и силовые изменения, тембральную окрашен­ность голоса определенным чувством, темпо-ритмические движения речи, с их смыслоразличительными и эмоциональ­ными функциями: б) голосовую подвижность, позволяющую ярко воспроизводить речевые интонации, более гибко поль­зоваться всеми свойствами звучащей речи.

Конечный же смысл познания знаков препинания заклю­чается в том, чтобы иметь возможность, зная эти законы, отходить от них. Надо «так воспитать чувство искусной речи, чтобы даже и правильная формула не удовлетворила нас, потому что это формула, и чтобы вместо нее слышалось каждый раз свежее и живое слово, творчески рожденное в акте языкового мастерства»87.

Особенно развивают модуляцию голоса, его способ­ность «переливать» звук из одного тона в другой такие зна­ки препинания, как запятая, точка, вопросительный знак.

Работая над вопросительной интонацией, надо знать, что типичным признаком ее является своеобразная звуковая фигура, которую Станиславский образно называет «кваканием». Оно совершается на самом верхнем голосовом подъеме. «Иногда высокая нота этой вопросительной голосо­вой фигуры остается наверху, в воздухе, в других случаях после своего взлета звук чуть-чуть опускается.

Высота и скорость голосового подъема при вопроситель­ной интонации, острота или ширина фонетической фигуры «квакания» создают разные степени и силу вопроса»88.

Вот несколько упражнений для выработки разных степе­ней и силы вопроса.