- •С алкоголизмом дело обстоит так, что человек сам, лично всегда выбирает по настроению: хочу – болею, хочу – не болею.
- •Приобщение – это когда полученные знания воплощаются в практические навыки и человек начинает привыкать к алкоголю.
- •Потребность – это желание человека употреблять алкоголь, и при отсутсвии такового у человека вызывает дискомфорт.
- •Абсолютная зависимость – это когда человек уже не мыслит своего существования без употребления алкоголя.
- •Заключение.
- •А лучше, и это самый надежный способ, вообще не прикасаться. Другого способа защиты от заражения алкогольной наркоманией не существует.
Лекция 2А: Ступени падения или погружение в греховную зависимость.
Алкоголизм – это болезнь или распущенность, слабоволие?
У врачей и населения взгляды на алкоголизм часто не совпадают. Психиатры считают алкоголизм тяжелым прогрессирующим заболеванием с высокой смертностью, а родственники алкоголиков объясняют их пьянство распущенностью. Кто же прав?
Любопытно, что правы обе стороны. Алкоголизм имеет двойственную природу собственно и болезни и порочного образа жизни.
Строго говоря, алкоголизм, безусловно, с одной стороны представляет собой хроническое заболевание с серьезным прогнозом.
Если бы вы увидели собственными глазами такие последствия алкоголизма, как эпилептические припадки, белая горячка, или стали свидетелем смертельного исхода в результате тяжелого запоя, то вопрос, является ли алкоголизм заболеванием, отпал бы сам собой.
Но, с другой стороны, понять родственников алкоголиков тоже можно. Им слишком больно наблюдать, как близкий человек на глазах деградирует, разваливается, гибнет или балансирует на грани жизни и смерти. И все это по своему собственному желанию.
Давайте разберемся, какие проявления алкоголизма относятся к болезни, а какие − к распущенности, и, соответственно, выясним возможности медицины и возможности самого человека.
Когда человек находится в запое и не может сам остановиться − он серьезно болен. В этом случае может помочь медицина. Вывести алкоголика из запоя можно в стационарных условиях, несколько сложнее это сделать амбулаторно. К болезни также относятся тяжелое похмельное состояние, эпилептические припадки, алкогольные психозы (белая горячка − наиболее распространенный алкогольный психоз). В перечисленных состояниях, или как их иногда именуют в состоянии обострения алкоголизма, больной помочь себе не может, но медицина с этим справляется. Подчеркиваю, именно в состоянии обострения алкоголизма.
К проявлениям распущенности, порочности в картине алкоголизма относится в первую очередь прием первой рюмки. До первой рюмки алкоголик не только здоров, но и полностью вменяем. И если не будет первой рюмки, то не будет и болезни, непьющий алкоголик будет оставаться здоровым.
Быть или не быть этой злосчастной первой рюмке – зависит только от самого человека, он всегда сам делает выбор, и никакая медицина, угрозы, уговоры и прочее не могут заставить его принять правильное решение.
Население считает алкоголизм не болезнью, а пороком, и правильно делает.
То есть: Алкоголизм − это специфическое добровольное страдание.
С алкоголизмом дело обстоит так, что человек сам, лично всегда выбирает по настроению: хочу – болею, хочу – не болею.
Важная особенность его заключается в том, чтоалкоголик ответственен не только за возникновение болезни, но и за исход. А алкоголизм заканчивается
- либо гибелью,
- либо бесконечно долгим страданием,
- либо возвращением к нормальной жизни.
Существуют заболевания, при которых от больного практически ничего не зависит.
Например, исход острого аппендицита зависит от квалификации хирурга и своевременности оперативного вмешательства. При других заболеваниях, требующих длительного лечения, таких как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, туберкулез, многое зависит от дисциплинированности больных, от пунктуального соблюдения предписаний врача.
При двух распространенных проблемах – ожирении и алкоголизме − от действий человека зависит все.
В защиту полных людей отмечу, что постоянно ограничивать себя в еде тяжело. Гораздо тяжелее, чем бросить пить. Без еды человек существовать не может, а без алкоголя может и даже вполне хорошо.
Пьющий человек, по отзывам многих бывших алкоголиков, попробовавших трезвую жизнь, без алкоголя живет несопоставимо лучше, чем с ним.
Когда ваш знакомый пьющий человек заявляет, что он не алкоголик потому, что может и не пить, – это не показатель. Он прав в том, что может не пить. Любой алкоголик может не пить.
Но истинный критерий алкоголизма совсем другой – это неспособность употреблять понемногу. В этом и состоит суть алкоголизма.
Дайте человеку 50 граммов водки – и сразу станет ясно, кто он.
Алкоголик не остановится на этих 50 граммах, он будет продолжать травить себя до тех пор, пока достигнет состояния опьянения. И у алкоголика есть лишь один способ достойно выдержать это испытание – отказаться даже от пяти капель.
Механизмы формирования алкогольной зависимости достаточно сложны, ученым еще предстоит многое выяснить. Но если не усложнять проблему, то в главном можно разобраться. Попытаемся объяснить, почему одни люди спиваются, другие – нет. Это кардинальный вопрос проблемы алкоголизма, и он интересует всех, кто имеет к этому какое-либо отношение.
Никаких сомнений не вызывает тот факт, что алкоголиками не рождаются, ими становятся. Встречается врожденные сифилис и различные уродства, врожденного алкоголизма не бывает.
Заболеть СПИДом можно всего лишь за одну роковую любовную утеху, заболеть алкоголизмом за одну пьянку невозможно.
Их должно быть много…
Таким образом, причина алкоголизма, в общем-то, хорошо известна каждому – это регулярные выпивки. Без них никаким другим способом стать алкоголиком не воз мож но.
Мы немного ранее говорили о питейной социально-психологической программе, заложенной у большинства наших граждан с детства.
Но программа, даже если она и присутствует, сама по себе ничего не решает. Должен произойти «запуск» этой программы.
Вообще, процесс алкоголизации человека – это движение по лестнице, ведущей вниз. И как у всякой лестницы, у неё есть свои ступени.
Ранее мы рассматривали социально психологические причины алкоголизма. И сделали вывод, что в нашей стране, ребенок, выходя во взрослую жизнь, несет в себе Социально Психологическую Программу. Суть её – травить себя алкоголем, табаком, блудить, обманывать – это «норма, все так делают».
Но имея эту запрограммированность, не все становятся алкоголиками, наркоманами, блудниками, ворами и т.д.? Не все движутся по этой порочной лестнице, ведущей вниз. В чем же дело?
А дело в том, как себя поведет человек, имеющий эту программу. Сейчас мы все практически умеем работать с компьютером. И знаем, что заложенная или как выражаются пользователи «инсталлированная» в компьютер программа не начнет работать сама по себе. Её надо «активировать», выполнив некоторые шаги «активации». Так же происходит и с СПППр.
И первым шагом в «активации» программы, первой ступенькой в алкогольной лестнице является приобщение
