Арт-терапия избирательного мутизма
Наверное, все психологи помнят хрестоматийный случай про сына английского лорда, который впервые заговорил лишь в пять лет. Родители уже отчаялись услышать от него хотя бы слово. Но как-то за обедом ребенок заявил: — Каша подгорела. — Почему же ты столько лет молчал? — удивились взрослые. — До сих пор все было в порядке! Долгое молчание ребенка в детском возрасте, как правило, тревожит родителей. Они послушно следуют за малышом, по направлению его указательного пальчика угадывают желаемое, многократно произносят названия предметов в надежде, что их чадо скоро заговорит. И при нормальном развитии рано или поздно (обычно не позже трех лет) это происходит. Причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм». Мутизм (от лат. mutus — немой) — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным.
Слова не вытянешь
Избирательный мутизм — невротическое отклонение, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми. Как правило, в психотравмирующей ситуации ребенок молчит, а в комфортных условиях говорит нормально. Такое поведение чаще всего наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда общение со сверстниками не особенно актуально. Как известно, формирующаяся речь ребенка — самая молодая функция психики. Поэтому именно она нарушается под влиянием разнообразных неблагоприятных воздействий. Случается, что нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием каких-либо психических потрясений. Как правило, с возрастом мутизм исчезает сам по себе. Однако к тому времени личность может быть серьезно деформирована, если в детстве не предпринимались необходимые меры по коррекции и лечению этой сложной формы невроза. (Не из таких ли детей вырастают взрослые с коммуникативными проблемами, про которых говорят: «Из них слова не вытянешь»?) Данная статья иллюстрирована рисунками двух сверхмолчаливых подростков. Обе девушки считают: «Зачем же общаться, если все равно не поймут?». Однако они по-разному изобразили свое состояние.
КТО-НИБУДЬ! ОТЗОВИТЕСЬ!
(Рисунок 1)
Рис. 1
Мила хорошо осознает свои чувства. Черное пространство — это ее среда жизни, коммуникативный вакуум. Небо и облака — эмоционально насыщенное, активное настоящее, которое существует за пределами ее мира. Железная дверь, по мнению автора, существует с детства и, похоже, поставлена ею самой. И хотя дверь ничего не закрывает (в пролом видно другую жизнь), она тем не менее остается непреодолимой преградой для взаимодействия с другими. Образ руки ассоциируется у девушки с мольбой о помощи. Самостоятельно изменить действительность Мила не может, боится, а скорее всего — не умеет. Ей кажется, что нарисованную руку в случае чего можно снова спрятать в черное пространство, где находится и сама девочка. Несомненно, там темно, но по крайней мере все привычно и знакомо.
Молчание (Рисунок 2)
Рис. 2
Рита нарисовала свое состояние черным цветом. Однако изменить его она не хотела бы. «Ночь» дает спокойствие, умиротворение, возможность думать и избегать мирской суеты. Вот только найти бы такую же белую птицу, как она сама, рядом с которой нехолодно, а молчать хорошо и уютно.
Причины и следствия
Вероятно, каждому психологу приходилось встречаться с людьми, имеющими славу молчунов с раннего детства. Старания близких родственников разговорить такого ребенка обычно оказываются напрасными, несмотря на соблазнительные предложения, обещания, подарки и даже наказания. Он отворачивается, прячется за спину «доверенного лица», убегает, капризничает. Создается впечатление сверхзастенчивости, излишней робости или, напротив, вызывающего упрямства. Иногда ребенок может вести себя агрессивно: замахнуться, ущипнуть, толкнуть, ударить не только близкого человека, но и постороннего взрослого, который пытался установить с ним контакт. Самый незначительный повод (деликатное замечание, строгий взгляд, ошибка в тетради) побуждает маленького упрямца замкнуться и надолго замолчать. Причем невозможно предусмотреть все случаи, которые для него будут психотравмирующими. По мнению ученых, неблагоприятные воздействия являются не причиной, а только предлогом для усиления природной молчаливости таких детей.
