«Об учёном незнании».
(конспект)
Глава 1.
«О том, что знание есть незнание».
Все существа в мире стремятся существовать наилучшим образом, доступным ей, исходя из её свойств. Присущая человеку способность суждения позволяет ему осуществлять познание, осуществляя стремление своей природы. Познание истины и есть должное стремление познающего.
Познание неизвестного, осуществляется посредством сравнивания и составления пропорции с уже известным. Познание тем сложнее, чем более промежуточных звеньев проходит в этом сравнивании. Бесконечное же ускользает от познания, так как не соразмеряемо ни с каким конечным. Соразмерность не может быть понята помимо числа. Число лежит в основе любого сходства и различия в вещах.
Однако точность сочетаний в вещах и её однозначное познание выше способностей человеческого, что заставило Сократа признать, что он знает лишь собственное незнание. Поэтому всякий явит тем большую учёность, чем полнее явит собственное незнание. Кузанский, на основании этого берётся за задачу написать труд о подобном незнании.
Глава 2.
«Предварительный обзор нижеследующего».
Прежде всего, Кузанский говорит о природе максимальности. Максимум, это то больше чего ничего не может быть. Такое качество свойственно единому. Максимум совпадает с единством, которое есть бытие. Это единство является универсальным и возвышается над всем относительным и конкретным и не имеет противоположного по своей максимальности. Следовательно, оно же есть и абсолютный минимум. Этот максимум пребывает во всём и не определяется ничем вещественным. Это Бог всех народов и о нём говорит Кузанский в первой книге своего сочинения.
Единство определяется в множественное, вне которого не может существовать и которое есть вселенная. Абсолют не имеет самостоятельного существования вне этой множественности, в которую он определился. Этот максимум, есть тема второй части.
Наконец, в третьей части среди этого множества разыскивается единый максимум, в котором объединены абсолютное и конкретное, которое есть Иисус.
Корень знающего незнания в понимании неуловимости точной истины.
Глава 3.
«О том, что точная истина непостижима».
Соразмеряя вещи, в познании мы имеем дело с превышающим и превышаемым. Посредством них мы не можем познать максимальное в виду несоразмеримости максимума с конечным. Среди равенства вещей тоже есть ступени. Одна вещь более равна другой смотря по роду, виду, месту, влиянию и времени, чем другая. Полное же тождество двух вещей и здесь недостижимо. Наш разум, не будучи истиной не может достичь истины путём уподоблений. Он будет лишь бесконечно приближаться к ней. Истина, будучи единой и неделимой, может быть измерена лишь истиной. Это подобно кругу, который не может быть измерен ничем не круглым. Многоугольник, вписанный в круг будет лишь приближаться к кругу путём увеличения числа своих углов.
Глава 4.
«Абсолютный максимум, совпадая с минимумом, познаётся непостижимо».
Максимум превосходит нашу способность к пониманию и может быть познан лишь через его непостижимость. Все чувственно воспринимаемые вещи настолько отличаются от него и между собой, что между ними никогда нет точного равенства.
Поскольку максимум не может быть больше, он не может быть и меньше: он есть всё то, что может существовать. Будучи абсолютным максимумом, он совпадает с абсолютным минимумом. Это проясняется, через количественное определение максимума и минимума: максимум, максимально велик; минимум максимально мал. При абстрагировании от количества, становится видно, что они совпадают.
Противоположности применимые к вещам, которые можно сопоставить неприменимы к абсолютному. К нему неприложимы также отрицание и утверждение. Абсолютные максимум и минимум, суть абсолютно совпадающие в своей простоте противоположности.
