Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пример анализа количественного исследования.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
176.27 Кб
Скачать

Оценка респондентами из разных кластеров приверженности здоровому образу жизни

 

 

«Понимание ЗОЖ с выделением основных характеристик понятия»

«Понимание ЗОЖ с включением наиболее широкого спектра характеристик»

«Понимание ЗОЖ ориентированное на физическую активность»

«Понимание ЗОЖ ориентированное на пользование медицинскими услугами»

Выборы

%

Выборы

%

Выборы

%

Выборы

%

Ведут ЗОЖ

7

10,8

1

20

1

3,6

0

0

Скорее ведут ЗОЖ, чем нет

31

47,7

2

40

18

64,3

3

42,9

Скорее не ведут ЗОЖ, чем да

21

32,3

1

20

5

17,9

4

57,1

Не ведут ЗОЖ

2

3,1

0

0

2

7,1

0

0

Затруднились ответить

4

6,2

1

20

2

7,1

0

0

Всего респондентов

65

100

5

100

28

100

7

100

Для того чтобы говорить об адекватности данной оценки, необходимо рассмотреть основные практики в отношении здоровья респондентов из разных кластеров.

Респонденты, входящие в первый кластер («Понимание ЗОЖ с выделением основных характеристик понятия»), по большей части (47,7%) придерживаются мнения, что «скорее ведут» здоровый образ жизни, меньшая часть (32,3%) считает, что «скорее не ведет» здоровый образ жизни. Мнение о том, что придерживаются ЗОЖ, высказали 10,8% студентов из данного кластера, считают, что не ведут ЗОЖ только 3,1%. Еще 6,2% опрошенных затруднились оценить свой образ жизни (см. таблицу 6).

С помощью критерия (уровень значимости α = 0,01) была обнаружена связь между оценкой своего образа жизни и фактом курения: все респонденты, считающие, что ведут ЗОЖ, не курят, из тех же, что «скорее ведут» ЗОЖ курят только 9,7%; так же курят 50% считающих, что «скорее не ведут» ЗОЖ и все респонденты, не ведущие здоровый образ жизни (см. Приложение 3, таблица 1). По данному показателю не видно существенных противоречий между оценкой приверженности здоровому образу жизни и типом поведения.

Между фактом употребления алкоголя и оценкой своего образа жизни не было обнаружено статистически значимой связи (отсутствие связи подтверждено критерием , уровень значимости α = 0,15). Рассматривая данные, представленные в таблице 3 (см. Приложение 3), можно сделать вывод, что значительная часть студентов из разных групп по оценке своего образа жизни употребляет алкоголь. Из тех, что считают, что ведут ЗОЖ, употребляют алкоголь 42,9%, из тех, что «скорее ведут» ЗОЖ – 64, 5%, «скорее не ведут» ЗОЖ – 81%, из тех, что не ведут ЗОЖ -100% респондентов. При этом, респонденты, считающие, что ведут здоровый образ жизни и те, что «скорее ведут» выпивают достаточно редко (см Приложение 3, таблица 3): раз в несколько месяцев (33,3% и 50% соответственно) и 2-3 раза в месяц (66,7% и 35% соответственно). Полученные данные указывают на наличие противоречия в суждениях студентов, считающих, что ведут или «скорее ведут» здоровый образ жизни: в ряде случаев часть студентов не считает употребление алкоголя нарушением здорового образа жизни.

Не было обнаружено статистически значимой связи между оценкой образа жизни и занятиями спортом и физической культурой (отсутствие связи подтверждено критерием , уровень значимости α = 0,381). То есть, значительная часть студентов из разных групп по оценке своего образа жизни занимается спортом (см. Приложение 3, таблица 4). Спортом и физической культурой занимаются все студенты, считающие, что ведут ЗОЖ, и 83,9% студентов, говорящих, что «скорее ведут ЗОЖ»; из тех, что «скорее не ведут» ЗОЖ – 71,4%, совсем не придерживающихся ЗОЖ – 75% (см. Приложение 3, таблица 4). При этом почти все группы респондентов часто занимаются спортом, 2-3 раза в неделю, за исключением, респондентов, не ведущих ЗОЖ, они, как правило, занимаются спортом или физической культурой 1 раз в неделю (см. Приложение 3, таблица 5). Обобщая сказанное по данному пункту, можно сделать вывод об отсутствии противоречия между оценкой образа жизни и физической активностью.

Была обнаружена статистически значимая связь между оценкой образа жизни и соблюдением диеты, приверженности правильному питанию (наличие подтверждено критерием при уровне значимости α < 0,000). Так те респонденты, которые считают свой образ жизни здоровым, по большей части придерживаются правильного питания, их тех, что «скорее ведут» ЗОЖ соблюдают диету и стараются правильно питаться 55% опрошенных студентов, те же, что «скорее не ведут» и совсем не ведут ЗОЖ, совсем не следят за своим питанием (см. Приложение 3, таблица 6). Анализируя полученные данные, можно говорить об отсутствии противоречия между оценкой своего образа жизни респондентами и приверженности ими правильному питанию.

Обобщая данные по респондентам из первого кластера, можно сказать, что в целом эти студенты объективно оценивают свой образ жизни. Однако нельзя не заметить, что у определенной части респондентов, считающих, что ведут и «скорее ведут» ЗОЖ имеется явное противоречие в оценках образа жизни: далеко не все из них полностью отказываются от употребления алкоголя.

Респонденты, входящие во второй кластер («Понимание ЗОЖ с включением наиболее широкого спектра характеристик»), по большей части (40%) считают, что «скорее ведут» ЗОЖ, по 20% считают, что ведут и «скорее не ведут» ЗОЖ, 20% затруднились ответить (см. таблицу 6).

Между оценкой своего образа жизни и курения респондентами второго кластера нет связи, что подтверждается критерием с уровнем значимости α=0,172. Стоит отметить, что практически все респонденты данного кластера не курят, исключение составляет лишь один опрошенный, считающий, что «скорее не ведет» здоровый образ жизни (см. Приложение 3, таблица 7). То есть, можно сказать, что по данной позиции не наблюдается противоречий между оценкой образа жизни и практикуемым поведением.

Так же отсутствует связь между употреблением алкоголя и оценкой своего образа жизни (подтверждается критерием с уровнем значимости α=0,405), что выражается в том, что практически все респонденты разных групп не отказываются от употребления алкоголя (см. Приложение 3, таблица 8). Здесь можно проследить противоречие: респонденты, считающие, что ведут и «скорее ведут» ЗОЖ склонны к употреблению алкоголя.

При помощи критерия (уровень значимости α=0,172) обнаруживается отсутствие связи между оценкой своего образа жизни и занятиями спортом и физкультурой респондентами второго кластера. Занимаются спортом все респонденты из групп, оценивающих свой образ жизни как здоровый или скорее здоровый; те, кто считает, что скорее не ведут ЗОЖ не занимаются спортом (см. Приложение 3, таблица 9). Можно говорить, что по данной позиции так же не наблюдается противоречий.

Было обнаружено отсутствие статистически значимой связи между оценкой образа жизни и ситуацией обращения к врачу (подтверждено критерием с уровнем значимости α=0,172). Респонденты, считающие, что ведут и «скорее не ведут» ЗОЖ, обращаются к врачу только в случае тяжелой болезни, считающие, что «скорее ведут» - когда в течение нескольких дней плохо себя чувствуют (см. Приложение 3, таблица 10). Очевидно противоречие в мнении первой группы респондентов.

Студенты, говорящие, что ведут и «скорее ведут» ЗОЖ по большей части соблюдают диету, следят за питанием, те же, кто «скорее не ведут» ЗОЖ, не следят за этим показателем. Можно сделать вывод, что в данном случае нет противоречия между оценкой образа жизни и практикуемым поведением. Похожая ситуация и в случае с употреблением витаминов и биологически активных добавок: большая часть респондентов из групп «ведут ЗОЖ», «скорее ведут» и «скорее не ведут» принимают витамины и БАДы (см. Приложение 3, таблица 11).

Обобщая сказанное о поведении респондентов второго кластера, можно заметить, что имеются противоречия между оценкой их образа жизни практикуемым поведением в отношении здоровья. Оценивая свой образ жизни как здоровый (в той или иной степени), студенты, тем не менее, не всегда практикуют те виды поведения, которые вкладывают в понятие «здоровый образ жизни» (в частности, это касается употребления алкоголя и обращения за медицинской помощью).

Респонденты из третьего кластера («Понимание ЗОЖ ориентированное на физическую активность») по большей части склонны считать, что «скорее ведут» ЗОЖ (64,3%), 7,1% опрошенных посчитали, что «скорее не ведут» ЗОЖ, 3,6% - что ведут ЗОЖ, 7,1% - затруднились ответить (см. таблицу 6).

Не было обнаружено связи между оценкой студентами этого кластера и физической активностью (подтверждено критерием , уровень значимости α=0,161), то есть респонденты с разной оценкой по большей части занимаются спортом и физической культурой (см. Приложение 3, таблица 12). Причем, те, кто занимаются спортом, делают это от 1 до 3 раз в неделю, что является оптимальным показателем (см. Приложение 3, таблица 13). То есть, можно сказать, что по данному показателю нет противоречий между мнениями респондентов и их поведением в отношении здоровья.

Между соблюдением режима труда и отдыха и оценкой образа жизни так же нет связи (подтверждено критерием с уровнем значимости α=0,062). При этом противоречие обнаруживается у группы респондентов, считающих, что «скорее ведут» здоровый образ жизни – только 27,8% из них соблюдают режим дня и следят, чтобы у них было время на отдых (см. Приложение 3, таблица 14).

То есть можно говорить о том, что в третьем кластере имеется определенный процент тех, кто не объективно оценивает образ жизни.

Респонденты четвертого кластера («Понимание ЗОЖ ориентированное на пользование медицинскими услугами») чаще отмечают, что «скорее не ведут» ЗОЖ (57,1%), несколько меньшая часть (42,9%) считают, что «скорее не ведут» ЗОЖ.

При этом связи между прохождением профосмотров и оценкой своего образа жизни не обнаружено (подтверждено критерием с уровнем значимости α=0,062). Большая часть как тех, что «скорее ведут» ЗОЖ (66,6%), так и тех, что «скорее не ведут» ЗОЖ (75%), не проходят профилактических медицинских осмотров (см. Приложение 3, таблица 15). Так же все респонденты из данных групп обращаются к врачу, если в течение нескольких дней плохо себя чувствуют (см. Приложение 3, таблица 16).

Обобщая сказанное о практиках в отношении здоровья респондентов четвертого кластера, можно говорить, что имеется существенное противоречие между тем, как они оценивают свой образ жизни, и реально практикуемым поведением.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить о наличии определенных групп респондентов, которые не совсем честно оценили свою приверженность здоровому образу жизни. Как правило, противоречия в оценках затрагивают поведение, связанное с употреблением алкоголя и посещением медицинских учреждений. То есть, можно говорить лишь о частичном подтверждении восьмой гипотезы.

Таким образом, можно сказать, что для опрошенных студентов МГГУ характерно превалирование позитивных форм самосохранительного поведения (отказ от курения, чрезмерного употребления алкоголя, а также занятия спортом, высокая информированность о параметрах своего здоровья). Однако стоит заметить, что только небольшая часть респондентов постоянно проявляет заботу о своем здоровье, чаще причиной внимания к здоровью является ухудшение самочувствия. Для формирования же высокой культуры самосохранения необходимо понимание важности проблемы своего здоровья вне зависимости от его состояния.

В целом по итогам эмпирического исследовании можно сделать следующие выводы:

Большинство студентов МГГУ считают, что осведомлены об основных показателях своего здоровья (наличии/отсутствии хронических заболеваний, противопоказаний, о перенесенных заболеваниях).

Здоровье действительно является одной из доминирующих ценностей (занимает верхние позиции в иерархии ценностей) у студентов вне зависимости от самооценки их здоровья.

Главной причиной, по которой студенты проявляют постоянную заботу о здоровье, является желание быть физически сильным и здоровым.

Специфика заботы о здоровье не зависит от важности проблемы здоровья для студента.

Пол респондента по большей части не оказывает влияния на характер обращаемости за медицинской помощью (не опосредует медицинскую активность студентов МГГУ).

В большинстве случаев студенты склонны оценивать в качестве доминирующих факторов, влияющих на здоровье, собственные усилия, что говорит о доминировании установок в заботе о здоровье на внутренние факторы.

Основными формами заботы о здоровье вне зависимости от специфики заботы о нем респондента выступают избегание вредных привычек и занятия спортом.

В некоторых случаях респонденты не всегда объективно оценивают свою приверженность здоровому образу жизни.

Подводя итоги, можно утверждать, что поставленные цель и задачи исследования выполнены, гипотезы проверены.