3. Особенности германского федерализма .
Важное значение имеет разграничение предметов ведения между Федерацией и землями, которых насчитывается в настоящее время 16. За Федерацией закрепляются довольно широкие законодательные полномочия. К исключительному ведению Федерации относится принятие законов по вопросам внешней политики, гражданства, обороны, денежного обращения, таможенного и торгового единства и т. п.
Компетенция между государственными органами Федерации и земель разграничена в соответствии с Основным законом. При этом в сфере конкурирующего законодательства и федеральных рамочных предписаний Федерация законодательствует в случае возникновения необходимости в таком федеральном регулировании (чтобы не нарушить интересы других земель, страны в целом, соблюсти правовое и экономическое единство и т. д.). На долю земель приходится в основном законодательство в сфере образования, культуры, общинного устройства, полицейских дел. В области же управления Федерации принадлежит исключительное право по ограниченному кругу вопросов таможни, Бундесвера, охраны границ и др.), поскольку большинство полномочий -- у земель. Они организуют управление в сфере своей исключительной компетенции (школы, планирование в регионе, полиция), при выполнении федеральных законов как своих собственных (при планировании строительства, осуществлении промыслового права, охраны окружающей среды), так и при прямом поручении Федерации выполнять федеральное право (строительство федеральных автострад, к примеру).
Практика федеративных отношений ФРГ за последние 50 лет выявила устойчивую тенденцию к централизации. При этом Федерация все больше распространяет свои законодательные и регламентирующие полномочия, в то время как исполнение нормативных предписаний остается за землями. Правда, наложение со стороны федерации на земли и общины дополнительных обязанностей, требующих повышения бремени расходов, обусловлено передачей соответственно землям или общинам необходимых финансовых средств из федерального бюджета. Вместе с тем в настоящее время никто не ставит под сомнение само федеративное устройство. Со второй половины 1960-в ФРГ проводится политика кооперативного федерализма. В ходе данной политики основное внимание сконцентрировано на развитии горизонтальных (между землями) и вертикальных (между федерацией и землями) сотрудничества и самокоординации. Одним из инструментов кооперативного федерализма является осуществление федерацией на основе специального закона перераспределения средств между землями. Кроме того, в рамках кооперативного федерализма развиваются различные формы сотрудничества и согласования политики (например, серьезную роль играют постоянные конференции премьер-министров земель, министров культуры земель).
4. Бундестаг и бундесрат.
Бундестаг в составе 656 депутатов избирается на четырехлетний срок на основе довольно сложной избирательной системы: половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования, а другая - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Для допуска партии к участию в распределении депутатских мандатов по земельным спискам существует требование получить не менее 5% от числа всех голосующих по стране, по избирательным округам - избрать не менее трех депутатов. Состав Бундестага в результате подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти соответствует соотношению голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, то она сохраняет за собой эти "сверхмандаты". Именно для таких случаев законом предусмотрено увеличение (более 656) количества мандатов в Бундестаге. В результате выборов в Бундестаг в 1994 г. в его составе было, например, 672 депутата.
Пересчет количества голосов в количество мест ведется по методу немецкого математика Нимайера и заключается в следующем. Количество мест, получаемое данной партией, равно произведению общего количества распределяемых мест на отношение количества "вторых" голосов, полученных данной партией, к общему количеству "вторых" присланных голосов до истечения дня выборов, определяет председатель окружной избирательной комиссии. Бундестаг имеет председателя, свое бюро, комиссии, депутатские фракции. Для создания депутатской фракции имеются количественные ограничения. В ФРГ фракциями согласно Регламенту Бундестага признаются объединения депутатов, составляющие не менее 5% общего числа парламентариев, что составляет не менее 25 человек, а при увеличении численности Бундестага - и более. Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется.
Бундесрат, как явствует из ст. 50 Конституции, создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов. Бундесрат включает членов правительств земель, каждая из которых делегирует в него столько членов, сколько она имеет в ней голосов. Количество последних определяется численностью населения каждой конкретной земли (земли с населением менее 2 млн человек обладают тремя голосами, от 2 до 6 млн - четырьмя, более 6 млн человек - пятью). Соответственно, численный состав Бундесрата (65 членов) меньше, чем количество депутатов в Бундестаге. Его отличительной чертой является принцип согласованной подачи голосов: голоса представителей земель подаются как один голос. Члены Бундесрата имеют императивный мандат: земельные правительства указывают своим представителям, как тем голосовать в конкретном случае. Правительства земель вправе отозвать назначенных ими членов Бундесрата. Законодательные полномочия Бундесрата (впрочем, как и Бундестага) ограничены. Так, ст. 113 Конституции устанавливает требование, по которому законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов или допускающие его в будущем, должны приниматься лишь с согласия федерального правительства.
