- •Понятие внешнеэкономической сделки (внешнеторгового договора) в актах международного права и законодательстве республики беларусь
- •2 Вопрос требования к форме внешнеэкономической сделки (договора)
- •4 Вопрос существенные условия внешнеторгового договора
- •3 Вопрос регистрация сделки по внешнеторговым договорам
- •4 Вопрос существенные условия внешнеторгового договора
- •Алгоритм юридических действий по документальному оформлению внешнеторгового договора
- •1. Применимое право
- •2. Форма внешнеторгового договора
- •3. Условия и структура внешнеторгового договора
- •4. Регистрация внешнеторгового договора / продление сроков
- •15 Вопрос отдельные аспекты перемены лиц в обязательствах из внешнеторговых договоров
- •При экспорте путем поступления денежных средств в связи с исполнением судебных решений
- •5 Вопрос
- •Неденежное прекращение обязательств при осуществлении внешнеэкономических сделок
- •Внешнеторговая операция и способы прекращения обязательств в рамках норм указа президента республики беларусь
- •(Комментарий к указу президента республики беларусь
- •(Комментарий к указу президента республики беларусь
- •Внешнеторговым операциям при экспорте зачетом в свете указа n 347 (комментарий к указу президента республики беларусь от 09.08.2011 n 347)
- •Неденежная форма прекращения обязательств
- •О существенных отличиях между инкотермс 2000 и инкотермс 2010
- •О возможности уточнения сторонами договора купли-продажи условий, содержащихся в торговом термине инкотермс 2010
- •Дистрибьюторство (дилерство)
- •Дистрибьютор. Дилер
- •Договор дилерства (дистрибьюторства)
- •12 Вопрос. "чистое" посредничество ("случайное" посредничество
- •3.4.2. "Чистое" посредничество применительно к правовой
- •14 Вопрос
Дистрибьютор. Дилер
О законодательных отличиях между дилером и дистрибьютором исходя из права Республики Беларусь.
Две последние категории субъектов товаропроводящей сети так, как их видит постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 183 "Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - постановление N 183), именуются "дистрибьютор" и "дилер". В действительности именно данные разновидности посредников и составляют основу товаропроводящих сетей основных мировых производителей.
Итак, в силу анализируемого нами постановления:
- под дистрибьютором понимается субъект товаропроводящей сети, реализующий от имени производителя за свой счет в оговоренном регионе деятельности приобретаемый у производителя или у официально уполномоченной белорусской организации товар производителя на условиях, определенных соответствующим договором (соглашением) с производителем или официально уполномоченной белорусской организацией;
- под дилером понимается субъект товаропроводящей сети, осуществляющий реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товара (продукции) производителя от своего имени и за свой счет на условиях, определенных соответствующим договором (соглашением) с производителем, или официально уполномоченной белорусской организацией, или дистрибьютором.
Таким образом, белорусский законодатель провел разграничение понятий "дилерство" и "дистрибьюторство".
При этом он формально поставил дистрибьютора над дилером, т.к. предусмотрел, что дилер может реализовывать продукцию определенного производителя не на основе договора с производителем, а на основе договора с дистрибьютором, иными словами, дилер может получить право на продвижение товара определенного производителя на определенном товарном рынке в силу посредничества дистрибьютора и зависеть от последнего.
И, действительно, нельзя не отметить, что в рамках международного торгового оборота дистрибьютор, как правило, рассматривается в качестве оптового торговца (distributorship - оптовое распространение), а дилер - в качестве розничного торговца. Однако указанный подход не является всеобщим в правоприменительной практике разных государств.
Если же вернуться к сути разграничений указанных двух правовых явлений так, как ее понимает постановление N 183, то необходимо отметить, что если следовать буквальному толкованию постановления, то можно выделить два критерия, которые положены национальным белорусским законодателем в основу разделения интересующих нас видов субъектов товаропроводящей сети, а именно:
- во-первых, законодатель указывает на то, что дистрибьютор действует от имени производителя; дилер же действует от собственного имени;
- во-вторых, дистрибьютор вправе лишь приобретать товар у производителя и реализовывать его, дилер же либо также может заниматься исключительно реализацией товара, либо наряду с реализацией товара может осуществлять еще и его сервисное обслуживание.
По нашему мнению, изложенный подход законодателя не представляется корректным исходя из следующего.
Во-первых, дистрибьютор по общему правилу не может действовать от имени производителя в силу того, что и законодательство тех государств, где дистрибьюторство регламентируется особо, например законодательство Бельгийского королевства, и акты международного торгового права, например "Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор" (публикация N 518) (далее - Типовой дистрибьюторский контракт МТП), определяют дистрибьютора исключительно как оптового торговца, в международном торговом обороте - импортера, который является покупателем товара соответствующего производителя, а следовательно, в отношении определенного товара он может действовать исключительно от собственного имени и не может ни при каких условиях создавать права и обязанности непосредственно у производителя, а коль так, то не вправе действовать от имени производителя.
Во-вторых, учитывая то что и по законодательству ряда государств, и по праву международной торговли дистрибьютор отвечает за определенную территорию, как правило, он не только продает определенные товары на соответствующей территории, но и занимается продвижением товаров на данной территории, а коль так, то если речь идет о сложнотехнических изделиях, то он либо сам осуществляет сервисное обслуживание распространяемых товаров, либо организует такое сервисное обслуживание. В связи с этим некорректно предусматривать, что лишь дилер осуществляет сервисное обслуживание товаров, а дистрибьютор этого не делает.
Наконец, в-третьих, если и противопоставлять дилерство и дистрибьюторство, то (еще раз отметим это) исключительно по линии того, что дистрибьютор - это оптовый перепродавец, а дилер - розничный торговец.
За рамками приведенного последним с точки зрения права и дистрибьюторство (англ. distributorship), и дилерство (англ. dealership), аналогично как и коммерческая концессия, а также сбытовой франчайзинг (см. по этому поводу более подробно ниже), представляют собой одно и то же правовое явление; иными словами, правовая природа и договора дилерства, и договора дистрибьюции идентична (если, конечно же, речь идет о заключении данными лицами договоров непосредственно с производителем).
О сути договора дистрибьюторства (дилерства).
Для того чтобы подтвердить указанное, ниже нами будут рассмотрены условия договоров дистрибьюции (дилерства) так, как указанные договоры понимаются в рамках международного торгового оборота.
При этом нельзя не отметить, что именно данные договоры, как отмечено выше, и являются, как правило, основой товаропроводящих сетей основных мировых производителей.
Иными словами, главные участники международного товарного рынка, как правило, продвигают свою продукцию именно через дистрибьюторов (дилеров) и именно из таких субъектов и состоит большинство их товаропроводящих сетей.
При этом дистрибьюторство (дилерство), аналогично как и коммерческая концессия, сбытовой франчайзинг, представляют собой посредничество лишь с экономической точки зрения (см. об этом более подробно ниже).
Итак, договоры дистрибьюции (дилерства) не урегулированы гражданским правом Республики Беларусь, однако могут заключаться как между белорусскими субъектами, так и во внешнеторговом обороте с участием субъектов Беларуси, в силу того что подп. 1 ч. 2 п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что гражданские права и обязанности могут возникать как из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, так и из договоров и иных сделок, не предусмотренных законодательством, однако не противоречащих ему.
При этом для регулирования рассматриваемых отношений белорусские субъекты в случае, если сделка заключена с нерезидентом Республики Беларусь, могут использовать как иностранное законодательство, регулирующее отношения дистрибьюторства, избрав его в качестве применимого права, так и ряд актов международного торгового права, направленных на регулирование отношений по дистрибьюторству. Причем указанные акты также могут использоваться в качестве методических рекомендаций (а не норм, которым необходимо обязательно следовать) и при заключении договора дилерства (дистрибьюторства) между резидентами Республики Беларусь.
В качестве актов международного торгового права, направленных на регулирование отношений по дистрибьюторству, можно указать на законодательные акты Европейского союза (ЕС), регламентирующие исключение дистрибьюторских договоров из сферы действия антимонопольных ограничений: Директиву ЕС N 1983/83 о договорах эксклюзивного дистрибьюторства, а также Директиву N 123/85, касающуюся договоров по дистрибьюторству автомобилей.
Кроме актов ЕС международное дистрибьюторство определяется также следующими публикациями Международной торговой палаты (МТП): Типовой дистрибьюторский контракт МТП и Руководство Международной торговой палаты по составлению международных контрактов о дистрибьюторстве (публикация МТП N 441).
Что же касается права иностранных государств, то указанный тип посредника в законодательстве различных государств называется по-разному. В ФРГ используются такие термины, как Allienvertriebshandler, Alleinvertreter, Eigenhandler, Generalvertrete, Konzessionar, Vertriebshandler, Vertragshandler, при этом наиболее часто используемым является последний термин, во Франции - concessionnaire de vente exclusive, concessionaire, agent general, agent exclusif, в Италии - venditore con exclusiva, rivenditore autorizzato, reppresentante esclusivo, concessionario. При этом особая регламентация дистрибьюторства присутствует в Бельгии, отдельных странах Центральной Америки и Ближнего Востока (в частности, в Ливане).
Кроме того, в практике международной торговли можно встретить такое понятие, как "агент-дистрибьютор" ("агент-дилер"), а законодательство ряда государств приравнивает по некоторым аспектам дистрибьютора к агенту: Иордания, Йемен используют данное положение в части предписаний регистрации; Ливан, Гватемала, Доминиканская Республика и т.д. - в части статуса протежируемого посредника. Судебная практика Германии применяет к дистрибьюторам (дилерам), концессионерам при наличии особых условий некоторые положения, касающиеся статуса коммерческого представителя (агента) (например, это относится к возмещению за утрату клиентуры). Однако мы исходим из того, что это все-таки абсолютно разные правовые явления.
Исходя из актов международного торгового права и права иностранных государств, прежде всего, Типового дистрибьюторского контракта МТП, можно дать следующую обобщенную характеристику договора дилерства (дистрибьюторства), с учетом того что в конкретных договорах могут использоваться не все из нижеприводимых признаков.
Итак, дистрибьютора как оптового торговца в силу Типового дистрибьюторского контракта МТП характеризует тесная связь с производителем и следующие правовые черты:
- в качестве оптового торговца дистрибьютор занимается продвижением и (или) организует размещение товара на выделенной ему территории;
- производитель обеспечивает дистрибьютору привилегированное положение на данной территории - обычно это исключительное право на покупку товаров у данного поставщика;
- отношения дистрибьюторства должны существовать в течение определенного периода, так как это создает условия для сотрудничества, которое не может носить эпизодический характер;
- отношения дистрибьютора и производителя создают "достаточно прочные узы верности", что предусматривает, что дистрибьютор должен воздерживаться от размещения товаров конкурентов производителя;
- дистрибьютор практически всегда размещает маркированные товары.
Таким образом, дистрибьютор осуществляет деятельность, основываясь на своих постоянных отношениях с производителем, которые исходя из экономического интереса, но не правового определения можно рассматривать как близкие к отношениям постоянного представительства (т.к. факт включения дистрибьютора в систему сбыта продукции, обозначенной определенной торговой маркой, имеет большое экономическое значение).
Обычно дистрибьютор заключает длящийся договор с производителем (экспортером), в соответствии с которым дистрибьютор принимает на себя обязательство продавать на определенных рынках в определенных объемах товары, приобретаемые периодически у производителя (экспортера). При этом данную деятельность дистрибьютор проводит от собственного имени и на собственный риск, однако в хозяйственных интересах производителя.
