Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обследование зданий и сооружений.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.13 Mб
Скачать

1. Измерение расположения и сечения скрытых стальных конструкций

Для определения мест расположения скрытых стальных конструкций и их сечения применяют магнитометрические методы исследования. Для этой цели служат приборы ИСМ (измеритель сечения металла) МИ-1 (металлоискатель).

Прибор ИСМ состоит из двух генераторов высокой частоты, усилителя-ограничителя, второго ограничительного каскада, дифференцирующего контура и индикатора. С первым генератором соединен выносной щуп. Второй генератор является эталонным. Индикатором служит микроамперметр М-24. При поиске скрытого металла щуп перемещают в двух взаимно перпендикулярных направлениях на расстоянии 5...7 см от поверхности конструкции. Наличие металла обнаруживается по отклонению стрелки индикатора. Для определения точного места нахождения металла щупом совершают возвратно-поступательные движения до максимального отклонения стрелки микроамперметра. Положение металла отмечают риской на поверхности конструкции. Прямая соединяющая риски на концах конструкции, представляет собой проекцию оси стальной балки на плоскость конструкции. Для определения сечения стальной балки и расстояния от балки до поверхности конструкции на подвижную планку щупа устанавливают эталонный брусок толщиной 2,5 см. Полученные показатели (без толщины эталонного бруска) записывают в журнал, по таблице, расположенной на внутренней стороне крышки прибора, находят номер профиля балки. Расстояние от поверхности конструкции до балки вычисляют по формуле

а=1-b                                                                  (1.53)

где l - эталонное расстояние, мм, определяемое по таблице;

b - показания по шкале подвижной системы, мм.

Для грубого определения наличия и расположения в конструкциях стальных элементов применяют металлоискатель МИ-1. Индикатором МИ-1 служит динамик. Схема собрана на полупроводниках. В основу МИ-1 положена схема прибора ИСМ. При приближении МИ-1 к металлу звук в динамике меняет тональность, при максимальном приближении звук срывается. Рамку прибора ведут на расстоянии 10...15 см от поверхности конструкции.

2. Параметры улиц и дорог в районах индивидуальной жилой застройки, а также пропускная способность одной полосы движения проезжей части определяются по расчету в зависимости от категории улиц и дорог, состава движения, расчетной скорости, продольного уклона в соответствии с нормами СНиП на транспортные сооружения.

Для предварительных расчетов пропускной способности улиц и дорог нагрузку из полосы движения допускается принимать 1200-1500 приведенных единиц в час.

На двухполосных улицах и дорогах на участках подъемов, имеющих продольный уклон более 20% и протяженностью более 300 м, необходимо, как правило, предусматривать дополнительную полосу движения. Длину участка перехода от двухполосной проезжей части к трехполосной и обратно следует принимать не менее 70 м.

При террасной застройке следует предусматривать проезды для пропуска пожарных машин и пешеходные (лестничные) пути, которые их объединяют. Расстояние между проездами и пешеходными путями должно быть не более 100 м.

Поперечные проезды между группами индивидуальных жилых домов должны устраиваться на расстоянии друг от друга не более 200 м.

При содержании на усадебных участках скота и птицы следует предусматривать дополнительно внутриквартальные хозяйственные проезды для прогона личного скота и проезда грузового транспорта с одной полосой движения шириной 4,5 м с устройством разъездных площадок шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой.

В районах индивидуальной жилой застройки, прилегающей к магистральным улицам, подъезды к жилым домам, как правило, следует предусматривать с улиц местного значения и с боковых проездов. Допускаются примыкания к основной проезжей части магистральных улиц подъездов к группам усадебных участков, при этом расстояние между осями таких примыканий должно быть не менее 150 м.

В условиях реконструкции допускается примыкание проездов к основной проезжей части магистральных улиц общегородского значения с регулируемым движением.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки не должно превышать 25 м.

В случае превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не более

5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В конце проезжей части тупиковых улиц следует устраивать разворотные площадки размером 20х20 м или разворотные кольца с центральным островком диаметром 16 м.

Примыкание боковых проездов к основной проезжей части магистральных улиц следует предусматривать, как правило, не ближе 50 м от границы перекрестка при двух полосах движения и 60 м – при трех и более полосах движения в одном направлении.

Тротуары на улицах рекомендуется устраивать на расстоянии не менее 3 м от линии застройки. В отдельных случаях допускается примыкание тротуара к проезжей части улицы.

Ширину тротуаров следует принимать: при интенсивности пешеходного движения менее 100 чел./час – 1,5 м; при интенсивности движения пешеходов более 100 чел. – 2,25 м. В районах с объемом снегоприноса за зиму более 200 м3/м, ширину тротуаров на магистральных улицах принимать не менее 3 м. В ширину пешеходной части тротуаров не включаются площадки, необходимые для размещения киосков, остановочных пунктов, скамеек и т.п.

Гаражи для легковых автомобилей в районе индивидуальной жилой застройки, как правило, следует размещать на усадебном участке.

Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать при объектах культурно-бытового обслуживания, производственных и коммунально-складских объектах. Площадь стоянок принимается в соответствии со СНиП РК 3.02-01-2001 и СНиП РК 3.02-02-2001 или по заданию на проектирование.

При размещении автозаправочных станций следует руководствоваться требованиями пунктов 6.41. и 6.42. СНиП 2. 07. 01-89*.

Наземные линии общественного пассажирского транспорта в районах индивидуальной жилой застройки следует прокладывать по магистральным улицам. Линии автобуса допускается прокладывать в одну сторону, также, по основным жилым улицам.

Расстояния между остановочными пунктами общественного транспорта должны обеспечивать дальности пешеходных подходов в соответствии с таблицей 4.

Остановочные пункты автобусов и троллейбусов на магистральных улицах регулируемого движения необходимо размещать, как правило, на расстоянии не менее 20 м после перекрестка. Длину остановочной площадки следует принимать для маршрутов одного направления до 20 м, для маршрутов нескольких направлений от 30 до 40 м, ширину – не менее З м, отгон уширения – не менее 15 м.

Ширину посадочной площадки следует принимать от 1,5 до 2,25 м в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта (без учета размещения навеса).

3. Переход на Еврокоды директивным распоряжением невозможен, т.к. вся строительная отрасль России ориентирована на применение отечественных норм, учитывающих национальные особенности России (природно-климатические, социальные, сейсмические, геофизические, опасные геологические процессы и т.д.). Внедрение Еврокодов в России необходимо осуществлять на основе комплексного программного подхода, рассчитанного не на один год и учитывающего специфику Российской Федерации.

На всей территории России имеют место склоновые процессы – оползни, сели, лавины и т.д. (в СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления» приведено распределение опасных геологических процессов по территории России).

Вместе с тем, в Еврокодах даны самые общие требования к расчету фундаментов, в основном по типам сооружений, и отсутствуют требования к исходным данным и особенностям расчетов фундаментов на специфических и слабых грунтах, которые распространены в России. В то же время в европейских стандартах практически отсутствуют требования к технологиям (процедурам) выполнения инженерно-геологическим изысканий, они делегированы в национальные приложения. Есть различия в номенклатуре грунтов и классификационных показателях грунтов.

В настоящее время строительные конструкции в нашей стране рассчитываются и проектируются по российской системе нормативных документов (СНиП), в основу которой положены метод расчета конструкций по предельным состояниям и определение нормативных показателей прочности и деформативности строительных материалов по утвержденной системе национальных стандартов (ГОСТ). На основании этих стандартов заводы выпускают строительные материалы, для которых в СНиП установлены соответствующие коэффициенты надежности по материалу. Кроме того, переход от нормативных значений к расчетным значениям сопротивлений тех или иных материалов производится на основании принятой в России системы коэффициентов безопасности. Эти коэффициенты отличаются от принятых в Еврокодах.

Например, коэффициент перехода от нормативной прочности бетона к расчетной в СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции» равен 1.3, а в Еврокоде ЕН 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» этот коэффициент равен 1.5. Экспериментальные расчеты показывают, что применение только этого коэффициента по Еврокоду ЕН 1992 приведет к удорожанию железобетонных конструкций на стадии проектирования на 10–15% за счет увеличения материалоемкости.

В СНиП II-23 «Стальные конструкции» даны более высокие требования по ударной вязкости для стальных конструкций, что вызвано российскими климатическими особенностями, в частности, низкими отрицательными температурами.

К некоторым зданиям требования по огнестойкости конструкций в России выше, чем в Еврокодах.

Есть большие различия и по нагрузкам на здания и сооружения. В СНиП 2.01.07 «Нагрузки и воздействия» более детально представлены полезные нагрузки на перекрытия.

В Еврокоде EН 1991-1-3 даны величины снеговых нагрузок в соответствии с картой снеговых нагрузок на грунт для Европы, а также с таблицей зависимости между высотным положением местности и снеговыми нагрузками, с данными по европейским регионам. В СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» приведены данные по снеговым нагрузкам, необходимые для расчета аналогичных коэффициентов в России. В Европе максимальные нагрузки доходят до 95 кг/м2, в России минимальные 80 кг/м2, максимальные 560 кг/м2.

Существуют принципиальные различия в определении пульсационной составляющей ветровой нагрузки: по-разному определяются динамические и корреляционные коэффициенты.

Важнейшая проблема - сейсмическая нагрузка, так как 40 % территории России является сейсмоопасной зоной. Анализ показывает, что расчетные сейсмические нагрузки и стоимость при расчете по  Еврокоду 1998  существенно выше по сравнению с расчетами по действующему в России СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах» при тех же параметрах.

В результате сопоставления требований выявлено, что соотношение величин расчетной сейсмической нагрузки по российским и европейским нормам составляет 1.4. В результате увеличение в стоимости  объектов при расчетах по  Еврокоду 1998  и СНиП II-7-81* может достигать 20-40% (в зависимости от условий строительства и  типов конструкций,  интенсивности сейсмических воздействий).

Карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации  по СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах» отражают 10%, 5% и 1% -ую вероятности возможного превышения в течение 50 лет интенсивности сейсмических воздействий и соответствуют повторяемости сейсмических сотрясений в среднем один раз в 500, 1000 и 5000 лет. При этом в Еврокоде 1998 используется только одна карта, которая соответствуют повторяемости сейсмических сотрясений в среднем один раз в 500 лет, что менее прогрессивно, чем в СНиП II-7-81*.

Вследствие значительной разницы зимних температур по сравнению с европейскими, здания в России подвержены большим температурным перепадам по толщине конструкций. Также строительные конструкции работают в большем диапазоне температур, усложнены условия влагопереноса и температурного состояния.

Учитывая, что более 2/3 территории страны расположено в зоне вечной мерзлоты требуются специальные проектные и конструктивные решения (подполия, перекрытия и т.д.), В Европе не строят многоэтажных зданий в таких зонах. Глубина промерзания грунта в России больше. Вследствие различной эксплуатационной температуры зданий теплопроводность в России соответствует температуре 0 оС, в Европе – принята равной 10 оС. По российским климатическим условиям невозможно применять конструкции окон, стен, вентиляции, указанные в европейских нормах, так как будет происходить промерзание и разрушение конструкций.

В европейских нормах отсутствуют расчеты воздухопроницаемости ограждающих конструкций и теплоизоляционных материалов, применяемых в распространенных в России многоэтажных домах с каменными стенами. Также в европейских нормах отсутствуют требования и методы расчета для ограничения влажности материалов по условиям морозостойкости. Сопоставительный анализ показывает существенные методические, терминологические различия российских и европейских норм, а также различия в требованиях к строительным материалам, определяемые разницей условий эксплуатации и исходными компонентами.

Еврокоды составлены как общетехнические документы в предположении, что ряд требований (параметров, характеристик), необходимых для конкретного численного расчета, определяются в каждой стране самостоятельно. Эти характеристики называются «национально определяемые параметры (NDP)». Так, только для Еврокода ЕН 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» установлено более 100 параметров, определяемых на национальном уровне. Это различные коэффициенты, величины усадки, ползучести бетона, толщина защитных слоёв бетона для стальной арматуры в зависимости от среды эксплуатации и т. д. При этом в России установлена принципиально другая классификация сред эксплуатации (более 75% строительных конструкций в России эксплуатируется в агрессивных средах), что приводит к необходимости применения при проектировании и строительстве дополнительных мер защиты, которые не предусмотрены (или отличны) в Еврокодах.

Применение европейских норм в области строительства в качестве альтернативы национальным стандартам и сводам правил - это фактически формирование новой области технического права – освоение европейской нормативной базы. И это при том, что процесс перехода на Еврокоды не завершен в самом ЕС.

В этой связи внедрение Еврокодов должно проходить комплексно, с учетом опыта и документов ЕС, и предусматривать разработку приложений, учитывающих национальные особенности России.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]