Кризис и логистический дарвинизм Выживает не всегда самый сильный
«Если верна стратегия и тактика – война будет выиграна быстро…
Если неверна стратегия, но верна тактика – сражения будут выигрываться,
но война будет проиграна…
Если верна стратегия, но неверна тактика – сражения будут проигрываться,
но война будет выиграна…
Если неверна стратегия и тактика – война будет проиграна быстро…» Сунь-Цзы
Сейчас наша страна переживает время достаточно жесткой ломки стереотипов практически во всех сферах жизни. Само слово «кризис» (от др.-греч. κρίσις) означает решение, поворотный пункт, переходное состояние, при котором привычные средства достижения целей становятся неадекватными. Поэтому основные вопросы, стоящие перед каждым из нас: «Как успешно работать в новых условиях?», «Как принимать решения, способные привести к желаемой цели?» Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт-практик по логистике, Виктор БАРАНОВСКИЙ
– Сразу скажу: я считаю, что сейчас у нас не экономический кризис. Просто произошла определенная ломка привычных процессов, в результате которой «мир никогда не будет таким, как раньше». Нас всех ждут изменения, и будут ли они к лучшему или к худшему, зависит от каждого из нас.
Считаю, что важнейшая функция логистики – уменьшение энтропии системы, которую мы обслуживаем. И «правильный товар в правильном месте» – это одно из следствий удержания энтропии под контролем. В нашей стране энтропия сейчас очень высока, но если каждый приложит свои знания и умения, чтобы ее уменьшить, у нас все получится.
Горизонт планирования
Survival of the fittest, или «выживает наиболее приспособленный» (а не сильнейший, как ошибочно переводят в некоторых случаях) – этот универсальный принцип дарвиновской теории естественного отбора как основной движущей силы эволюции. Он работает и в логистике.
Вынесенный в эпиграф афоризм принадлежит древнекитайскому стратегу и мыслителю Сунь Цзы (V–IV век до н. э.) – автору знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны». Как работают принципы из стратагем «Искусства войны» при разработке логистических стратегий и решении практических бизнес-задач?
Я уже говорил, что логистика, по большому счету, не наука, поскольку нельзя, например, взять и слепо скопировать технологию, перенести ее со склада на склад. Поскольку для повторения успешной работы придется перенести еще топологию, структуру отгрузки, сезонность недельную, месячную и годовую. Вторая особенность нашей отрасли, которая к науке не относится, заключается в том, что в логистике практически никогда нет единственно верного решения. Мы, скорее, отбрасываем заведомо неверные и выбираем то решение, которое в данном конкретном случае «не самое худшее». Соответственно, к какой-то конкретной цели можно добираться очень разными путями.
Для того, чтобы пройти путь до конца, нужно понимать весь маршрут |
К тому же, не понимая маршрут, легко можно отклониться от него и просто потерять его навсегда. Правда, есть еще такой фактор, как везение: если повезет, со временем можно вернуться на правильную дорогу, или же найти новый путь, ведущий к желанной цели. Но рассчитывать на везение, пожалуй – не самый надежный вариант. Поэтому лучший способ гарантированно дойти до нужного пункта – использовать горизонт планирования.
Горизонт планирования в кризис должен быть раздвинут, насколько хватает сил и квалификации |
Стандарт действий в нестандартной ситуации (в логистике в том числе) предусматривает, что если в каком-то месте пути возникает дискомфорт, следует переместиться в сторону, противоположную проблеме. Однако если у нас нет стратегического планирования и четкого понимания, куда мы идем, мы можем двинуться от этого фактора дискомфорта в какую-то совершенно неподходящую для достижения главной цели сторону – именно в такие моменты и происходит обычно неосознанная смена маршрута.
Следовательно, горизонт планирования – инструмент № 1: чем дальше мы видим дорогу, тем надежнее по ней пойдем, избегая опасности «перескочить на другой сценарий», даже не заметив этого, или отклониться от намеченного пути и в результате не достичь цели.
