- •Эколого-систематический обзор птиц
- •Понятие о лесном биогеоценозе и лесных животных как его компоненте
- •Кормовые связи лесных птиц и зверей
- •Участие лесных птиц и зверей в превращении и перемещении живого вещества
- •Участие лесных птиц и зверей в перемещении и превращении органических и минеральных веществ почвы Влияние на передвижение воды и перемещение влаги в почве.
- •Биоценотическая роль и лесохозяйственное значение зверей и птиц - потребителей вегетативных органов растений Питательность вегетативных органов растений и типы их повреждений
- •Влияние копытных животных на древостой
- •Поведение лесных птиц и зверей врожденные элементы поведения. Место рассудочной деятельности в поведении птиц и зверей
- •Возможность и методы управления поведением лесных животных
Участие лесных птиц и зверей в превращении и перемещении живого вещества
Общие представления об этом вопросе обобщены и изложены Л.Г. Динесманом (1964) и рядом других исследователей.
Живое вещество Земли создается автотрофными организмами, а деятельность животных направлена на его превращения. Непосредственное участие лесных птиц и зверей в превращениях живого вещества может быть прямым и косвенным. Прямое участие состоит в поедании пищи, ее переработке в биомассу организма и энергию, при этом часть веществ возвращается в почву в виде экскрементов и трупов; косвенное — во влиянии этого процесса на окружающую среду. Прямая переработка живого вещества происходит по этапам и в соответствии со звеньями цепей питания:
переработка животными-фитофагами вещества растений;
переработка вещества животных-фитофагов хищниками, тру-поедами и паразитами; переработка экскрементов копрофагами;
превращения веществ и энергии, происходящие при разложении трупов и экскрементов.
В процессе превращения вещества и энергии важное место занимают фитофаги. Их участие в круговороте веществ определяется использованием растительности и связанными с этим этапами копрофагии и разложения экскрементов. Это главные зоогенные этапы превращения вещества и энергии. В количественном выражении этот процесс характеризуется следующими данными: в лесостепной дубраве биомасса фитофагов (копытных, грызунов) составляет 2,2 кг/га, а поедаемый ими в течение года корм 327,4 кг/га. Таким образом, масса пищи во много раз превышает биомассу самих животных. Лоси в сосновом лесу под Москвой, питаясь сосной и рябиной, съедают за зиму всего лишь 8 % биомассы кормовых пород. Из этого количества 5 % поступает на поверхность почвы в виде экскрементов и только 3 % расходуется на покрытие энергетических затрат организма. Следовательно, позвоночные животные перерабатывают очень небольшую часть веществ, вовлеченных в круговорот лесной растительности.
Биомасса насекомоядных птиц еще более мала и исчисляется только сотнями граммов на 1 га. Биомасса же хищных птиц и зверей и того ниже — десятки граммов на 1 га.
Доля суммарной биомассы животного населения от общего запаса фито- и зоомассы всюду составляет менее 1 %. В лесостепи ее значения наибольшие и достигают 1,5 т/га. К югу и к северу от лесостепи величина суммарной зоомассы, как и продукция фито-массы, уменьшается. Уменьшение зоомассы в северном направлении, при переходе к хвойно-широколиственным лесам, менее выражено. В лиственных лесах юга Московской области зоомасса в 1,5 раза меньше, чем в лесостепных дубравах.
Зональные изменения зоомассы коррелируют с аналогичными изменениями величины первичной продукции. Уровень суммарной зоомассы в лесостепных биогеоценозах в 3 —10 раз выше, чем в тундрах, в 3 — 6 раз выше, чем в сообществах типичных сухих дерново-злаковых степей, в 30 — 40 раз выше, чем в полупустынях, и в 50—100 раз выше, чем в глинистых каменистых пустынях.
Экскременты лесных птиц и зверей, попадающие в почву, богаты биогенными органическими и минеральными соединениями. Это существенно влияет на количество и скорость поступления веществ в почву. Не случайно занятые колониальными птицами участки леса отличаются высоким содержанием гумуса в почве и активным разрастанием здесь растений-нитрофилов (крапивы, купены, бузины и др.). Однако подобное влияние помета не имеет большого значения в жизни леса в целом, так как проявляется все же на очень ограниченной площади.
Исследования Р.И.Злотина и К.С.Ходашовой показали, что основная роль животных заключается не в рассеивании энергии продуцентов и переработке первичной продукции, а в участии в процессах биологического круговорота, прежде всего влиянии на его автотрофный цикл. При этом как в продукционных, так и деструкционных процессах животные выступают в качестве своеобразных катализаторов. Например, подстилка, смешанная с экскрементами разных видов фитофагов, выделяет в 2 —5 раз больше С02, чем контрольная, и т. д. В результате их деятельности достигается динамическое равновесие между продукционными и де-струкционными процессами, что способствует большей эффективности функционирования и устойчивости биогеоценозов.
Утилизация животными части прироста фитомассы компенсируется созданием благоприятных условий для ее нарастания. Поэтому расходование первичной продукции, связанное с жизнедеятельностью животных, можно условно называть «потерями», правильнее его считать одним из свойств биологического круговорота, определяющих фактическую продуктивность биогеоценозов.
