Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европейское право. Учебник для ВУЗов. стр. 804-959 (сплошной).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.28 Mб
Скачать

Глава 35. Право конкуренции Европейского Союза

951

блюдение правил конкуренции в данном случае имеет второстепенный характер. Однако и ЕК, и Суд ЕС толкуют все положения, связанные с реализацией таких функций, сугубо ограничительно. На практике это приводит к тому, что предприятие, действующее в этой сфере, должно подчиняться не только многочисленным требованиям государства, но и требованиям органов ЕС, направленным на минимизацию воздействия такой деятельности на конкуренцию и рынок.

Предприятие обязано учитывать свои затраты на оказание услуг в общем экономическом интересе, а платежи со стороны государства должны носить именно компенсационный характер, т. е. покрывать действительно понесенные затраты с минимальной прибыльностью — только затраты на оказание социально значимых услуг, а не затраты предприятия в целом. Если предприятие параллельно осуществляет иную экономическую деятельность, то для нее нормы права конкуренции будут действовать в полном объеме. Более того, Суд очень жестко подходит к наличию отрицательного воздействия на внутренний рынок. Так, было признано (дело Altmark), что даже деятельность оператора муниципальных автобусов в центре Германии потенциально может привести к нарушению конкуренции.

Согласно позиции Суда ЕС в случае если выплаты со стороны государства носят сугубо компенсационный характер, то они не должны рассматриваться как государственная помощь. В иных случаях, когда выплаты признаются государственной помощью, они могут быть признаны совместимыми с внутренним рынком, если они подпадают под действие п. 3 ст. 107 ДФЕС (виды разрешенной государственной помощи, например, для развития определенного региона). Но в этом случае для их предоставления необходимо получение предварительного разрешения ЕК.

И ЕК, и Суд придерживаются позиции, что максимальной эффективности могут достигать только конкурентные рынки, поэтому необходимо создавать их везде, где только возможно. В качестве примера можно привести реформу в энергетическом секторе, направленную на выделение тех сфер, где конкуренция возможна, и преобразование их в конкурентные рынки, что теоретически должно привести к росту их эффективности. ЕС постепенно распространяет действие этой доктрины на всю экономику. В 2006 г. Суд ЕС прямо постановил (дело Watts), что в сфере здравоохранения должна обеспечиваться конку-

952

Часть V. Отрасли права Европейского Союза

рентная среда. Из этого следует необходимость коренной либерализации и перевода на рыночные рельсы столь важной для государства социальной деятельности, как здравоохранение, включая обеспечение равного доступа предприятий и коренное изменение способов финансирования отрасли. В настоящее время активная полемика идет по поводу либерализации таких секторов экономики, как транспорт, здравоохранение и почтовые услуги.

Следствием такого подхода ЕК и Суда ЕС, а также крайне ограничительного толкования необходимости любых публичных услуг, которые может реализовывать либо организовывать государство, стало то, что у государств зачастую остается слишком мало рычагов для вмешательства в деятельность рынка в целях осуществления социальных программ либо реализации иных приоритетов даже там, где они полагают такое вмешательство крайне необходимым. Поэтому сфера публичных услуг стала камнем преткновения при разработке Лиссабонского договора.

В результате обсуждений к ст. 14 (бывшая ст. 16) ДФЕС, в которой признается важность публичных услуг в общем экономическом интересе для деятельности государств, добавился Протокол о реализации услуг в общем интересе, который также подтверждает важность оказания публичных услуг как неотъемлемой компетенции государства, направленной на решение в первую очередь социальных задач.

Тем не менее с практической точки зрения действие Протокола и ст. 14 скорее всего будет достаточно ограниченным. Например, в Протоколе указано, что ЕС не может вмешиваться в оказание услуг, носящих неэкономический характер. Однако позиция Суда ЕС, разделяемая и Комиссией, состоит в том, что экономической деятельностью является любое оказание услуг, осуществляемое за плату, причем неважно, осуществляется плата потребителем услуг либо из других источников (например, из государственных фондов). Следовательно, подавляющее большинство социальных услуг, реализуемых государством, рассматривается как экономическая деятельность и, следовательно, попадает в сферу действия права конкуренции ЕС, включая все ограничения и критерии, выработанные практикой ЕК и Суда. А указанное в Протоколе исключение относится к очень небольшому количеству социальных функций государст-