Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европейское право. Учебник для ВУЗов. стр. 804-959 (сплошной).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.28 Mб
Скачать

Часть V. Отрасли права Европейского Союза

рию1. Примеры подобного рода — деятельность ЕС на континентальном шельфе, в зонах рыболовства и любых зонах свободной экономической деятельности. Далее этот вопрос будет рассмотрен более подробно.

Как известно, Союз обладает исключительной компетенцией в проведении общей торговой политики (ст. 207 ДФЕС). При импорте продукции из третьих стран встает вопрос о соответствии применяемых государством — членом ЕС экологических стандартов и требований эксклюзивной компетенции ЕС в торговой политике. Суд ЕС вынес важное решение относительно границы между обеспечением охраны окружающей среды и общей торговой политикой ЕС в деле Чернобыль-1 (№ 62/88), где обсуждались общие правила, регулирующие импорт в ЕС подверженных радиации сельскохозяйственных продуктов из третьих стран. В своем решении Суд постановил, что подобная мера целиком подпадает под общую торговую политику ЕС и не регулируется природоохранным разделом Договора. В отношении третьих стран меры коммерческого характера, одновременно преследующие цели охраны окружающей среды, могут подпадать исключительно под ст. 207, а не под ст. 191, 192 или 114.

Статья 218 ДФЕС содержит процедуру принятия решений в отношении мер ЕС в области внешней экологической политики (процедура единогласия).

В остальном юридическое основание внешней политики ЕС в области охраны окружающей среды то же, что и для внутренней экологической политики. Вне вопросов общей торговой политики Союз обладает совместной с государствами-членами компетенцией, в том числе в отношении членства в большинстве международных организаций.

Экстерриториальность экологической политики ЕС. Поскольку государства-члены как субъекты международного права компетентны осуществлять охрану окружающей среды вне своих территорий (например, при рыболовстве в открытом море), то и Союз тоже должен рассматриваться как обладающий компетенцией осуществлять подобные меры, по крайней мере в рамках применения ст. 191 ДФЕС. Более того, принимая во внимание трансграничный характер экологического загрязнения, такая компетенция Союза возникает «из самой природы вещей»2.

' См. решение Суда по делу Крамер (№ 6/76). 3 Там же.

Глава 32. Право окружающей среды Европейского Союза 841

Конечно, возможность экстерриториальной защиты окружающей среды возможна лишь постольку, поскольку позволяют нормы международного права, имеющие безусловный примат над ст. 191 ДФЕС. Экстерриториальность норм права — это правовой эффект, возникающий при попытке одного государства внедрить национальные правовые акты и защитные меры вне собственной территории и повлиять на поведение другого государства. Тенденция к экстерриториальности очень характерна для внешней экологической политики. В ЕС характерным примером служит регламент № 3254/91 от 4 октября 1994 г. «О капканной ловле». Регламент запрещает использование капканов (и любых иных идентичных приспособлений) в ЕС и одновременно налагает запрет на импорт на территорию Союза ремней и изделий из меха (включая отдельные части одежды), произведенных из видов животных, перечисленных в приложении к регламенту. Единственный путь для третьих стран обойти данный запрет — убедить ЕК в том, что данные виды животных были пойманы в соответствии с «международно признанными человечными стандартами поимки» (ст. 3 регламента). Регламент очень яростно критиковался США, Канадой и Россией, которые обвиняли ЕС в применении экстерриториальных мер, а также в абсолютном характере запрещения, не учитывающем даже традиционные методы поимки животных, которыми до сих пор пользуются индейцы, народы Севера и другие национальные меньшинства упомянутых стран.

Экологическое право ЕС и ВТО. И ЕС, и государства — члены ЕС являются членами ВТО. ЕС связан нормами ВТО. Следовательно, акты институтов ЕС не должны противоречить нормам ВТО (несмотря на то, что нормы ВТО не имеют прямого действия в праве ЕС). Не только институты, но и отдельные государства — члены ЕС обязаны соблюдать обязательства, следующие из норм ВТО (п. 2 ст. 216 ДФЕС). Поэтому необходимо рассмотреть положения ВТО, касающиеся регулирования отношений между торговлей и охраной окружающей среды, более подробно.

Статья I ГАТТ краеугольным камнем международного торгового права ставит принцип наиболее привилегированной нации. В статье говорится, что «любая выгода, услуга, привилегия или иммунитет, предоставленные какой-либо стороной по до-

842