Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европейское право. Учебник для ВУЗов. стр. 804-959 (сплошной).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.28 Mб
Скачать

32.4. Компетенция Союза и государств-членов в области охраны окружающей среды

Определение правового основания компетенции Союза и государств-членов важно по крайней мере по трем причинам. Во-первых, потому, что в соответствии с правом ЕС европейские

828

Часть V. Отрасли права Европейского Союза

институты не обладают безграничной компетенцией национального законодателя в области регулирования охраны окружающей среды. Полномочия институтов ЕС, хотя и расширенные Лиссабонским договором, остаются довольно ограниченными в области охраны окружающей среды, и меры ЕС, не основанные на той или иной статье Договора, автоматически становятся недействительными.

Во-вторых, потому, что роль ЕК, Европарламента и Совета и их влияние на экологическую политику ЕС различны. Практика Суда ЕС показывает, что выбор правильного правового основания зависит от «основной цели» принимаемой меры1. Если основной целью, на которую направлена мера, является, например, гармонизация стандартов определенной продукции на общем рынке, наилучшим правовым основанием станет ст. 114 ДФЕС. Если же мера направлена исключительно на охрану окружающей среды, ее следует основывать на ст. 192 того же Договора.

В-третьих, потому, что выбор правового основания юридического акта влияет на возможность государств-членов принимать (или сохранять) национальные природоохранные меры, носящие более строгий характер, чем меры, принятые на уровне ЕС.

Компетенция Союза. В соответствии со ст. 3 ДЕС одной из важнейших задач Союза является содействие высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды и устойчивому развитию экономической деятельности. Для реализации поставленных задач Союз преследует цели охраны окружающей среды в рамках других политик (ст. 11 ДФЕС).

Правовым основанием для того, чтобы институты ЕС могли принимать природоохранные меры вместе с мерами, касающимися иных политик, являются ст. Ни 192 ДФЕС.

Статья 11 содержит важнейший юридический принцип экологического права ЕС — принцип интеграции. Согласно этому принципу любая деятельность организации должна осуществляться с учетом потребностей окружающей среды и содействовать устойчивому развитию. Статья 11 подразумевает интеграцию целей (п. 1 ст. 191) и принципов экологической политики

1 См. решения Суда по делу № С-155/91 «Комиссия Европейских сообществ против Совета» и по делу № С-187/93 «Европейский парламент против Совета».

Глава 32. Право окружающей среды Европейского Союза 829

ЕС (п. 2 ст. 191) в осуществление других политик ЕС (сельское хозяйство, транспорт, общий рынок, региональная политика и др.). Таким образом, охрана окружающей среды является горизонтальной политикой ЕС. Она может преследовать более чем одну цель одновременно и должна быть интегрирована в другие политики. Путем обязательного включения целей защиты окружающей среды в остальные политики, принцип интеграции расширяет сферу целей ЕС.

Статья 11 оказывает на государства-члены косвенное влияние через регламенты и директивы, так как институты ЕС обязаны принимать этот принцип во внимание при принятии любых мер. Однако государства-члены не связаны этим принципом в негармонизированных областях, т. е. там, где меры на уровне Союза отсутствуют.

Как уже упоминалось, принцип интеграции — это юридический принцип, откуда следует, что Суд ЕС может пересматривать акты институтов ЕС в его свете, хотя аннулирование акта по этой причине может произойти только в исключительном случае.

Наконец, надо отметить, что цель принципа интеграции — сбалансировать природоохранные цели с другими целями, заключенными в Договоре; а ни в коем случае не сделать экологическую политику приоритетом действий. Обе статьи (ст. 3 ДЕС и ст. 11 ДФЕС) должны пониматься в свете общего принципа субсидиарности, означающего равновесие природоохранных, экономических, социальных интересов.

Статьи 191, 192 ДФЕС непосредственно характеризуют компетенцию Союза в области охраны окружающей среды.

В ст. 191 содержатся цели экологической политики ЕС (п. 1): охрана, защита и улучшение состояния окружающей среды, защита здоровья людей, разумное и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение на международном уровне мер, связанных с решением экологических проблем в региональном и глобальном масштабах. Как уже упоминалось выше, Лиссабонским договором в этот пункт добавлена еще одна цель — первоочередная необходимость борьбы с изменением климата. В п. 2 той же статьи содержатся политические принципы, лежащие в основе осуществления экологической политики. Пункт 3 ст. 191 посвящен критериям, используемым при выработке политики действий Союза в области охраны ок-