Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Европейское право. Учебник для ВУЗов. стр. 604-803 (оформление).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.89 Mб
Скачать

Глава 26. Корпоративное право Европейского Союза 629

Принимая во внимание препятствия для единого регулиро-к вания данного вопроса, в ст. 293 Договора о Сообществе преду-

!

| сматривалось, что «государства-члены в случае необходимости [ вступят между собой в переговоры с целью обеспечить своим гражданам... взаимное признание компаний и фирм... сохранение статуса юридического лица в случае перенесения их местопребывания из одной страны в другую и возможность слияния компаний и фирм, которые руководствуются законами разных стран».

В результате переговоров государств-членов, предусмотренных ст. 293 Договора о Сообществе, была разработана Брюссель- , екая конвенция от 29 февраля 1968 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции подлежат признанию компании, «учрежденные в соответствии с законодательством одного из государств-участников Конвенции, зарегистрированное местонахождение которых находится на территории, на которой применяется настоящая Конвенция». Таким образом, становится очевидным, что предпочтение было отдано принципу «инкорпорации», в большей мерс известному Нидерландам, Великобритании и Ирландии. Согласно данному принципу применению подлежит право, в соответствии с которым компания была создана.

В соответствии со ст. 4 Конвенции государство-участник может предусмотреть императивное применение своего внутреннего законодательства к компаниям, местонахождение административного центра которых находится на его территории, а зарегистрированное местонахождение — на территории другого государства-участника. Это положение, ограничивающее критерий места учреждения компании, явилось одной из причин, по которым Конвенция до сих пор не вступила в силу1.

Помимо этого следует подчеркнуть, что ст. 48 Договора о Сообществе исключает возможность введения принципа контроля за учредителями компании по национальному признаку, что объясняется гарантией гражданам ЕС свободы передвижения лиц. В связи с этим в Общих программах ЕС об устране-[ нии препятствий действию свободы учреждения и об устранении препятствий действию свободы предоставления услуг (от 18 декабря 1961 г.) специально подтверждается принцип отказа

1 В соответствии со ст. 14 Конвенции для ее вступления в силу необходимо, / ттобы все государства-участники ее ратифицировали, однако, например, Ни- / лерланды, являясь одним из участников, ее не ратифицировали. /

630

Часть V. Отрасли права Европейского Союза

Глава 26. Корпоративное право Европейского Союза

63}

о т контроля, запрещающий любое ограничение свободы по признаку национальной принадлежности учредителей. Подобный категоричный отказ основывался также и на положениях ст. 294 Договора о Сообществе, в соответствии с которыми «государства-члены предоставят гражданам других государств-членов национальный режим в том, что касается участия в капитале компаний или фирм, в пределах статьи 48». Даже если ограничения по национальному признаку будут затрагивать не признание юридических лиц, а скорее условия ведения профессиональной деятельности, законодательство, предусматривающее предоставление национального режима лишь тем компаниям, в которых определенная часть учредителей или управляющих являются гражданами государства приема, было признано Судом ЕС несовместимым с acquis cornmunautaire (в частности. в делах Фактортейм и др.).

Понятие «компания или фирма» в смысле права ЕС. В соответствии со ст. 54 (бывшая ст. 48) ДФЕС «под компаниями или фирмами подразумеваются компании или фирмы, учрежденные на основе гражданского или торгового права, в том числе торговые товарищества, а также другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением обществ, которые не преследуют целей получения прибыли».

Статья не требует, чтобы компании или фирмы в обязательном порядке были наделены статусом юридического лица. Речь идет лишь о том, что они должны быть учреждены «на оснби ; гражданского или торгового права...». Таким образом, делается отсылка к национальному законодательству одного из государств-членов. Следовательно, ничто не мешает тому, чтобы таким формам предпринимательства, как OtTene Handelsge-sellschaft, известным немецкому праву, societa simplice, известным итальянскому праву, или Venootschap, известным голл;ш скому праву, была предоставлена свобода учреждения, если они являются носителями прав и обязанностей, не будучи при сгон юридическими лицами. Более того, ст. 54 (бывшая ст. 4м ДФЕС не исключает возможности создания компании одннм-единственным участником. Позднее этот вопрос был решен в Директиве 89/667/ЕЭС, которая регулирует процесс создании обществ с ограниченной ответственностью одним участником. До принятия данной Директивы эта форма была известна ЛИШЬ Германии и Нидерландам.

Тем не менее из сферы действия свободы учреждения исключены компании, не преследующие целей получения прибыли. Однако весьма трудно определить, что подпадает под данную цель. Так, например, французская модель Объединения по экономическим интересам не преследует в качестве основной цели получение прибыли, но ее деятельность носит явно экономический характер и должна подпадать под сферу действия ст. 54 (бывшая ст. 48). Аналогично обстоит дело и с заимствованной из французской системы формой — Европейским объединением по экономическим интересам, создание и деятельность которого регулируется в соответствии с регламентом Совета ЕС 2137/85 и которое также подпадает под действие ст. 54 (бывшая ст. 48). Таким образом, по общему правилу общества со смешанной экономикой, французское ОЭИ и государственные учреждения представляют собой «компании или фирмы» в смысле ст. 54 ДФЕС.

Формы учреждения компаний. Учреждение юридического лица в ином государстве-члене возможно в формах первичного (основного) и вторичного учреждения. В ст. 49 (бывшая ст. 43) ДФЕС говорится, что «ограничения на свободу учреждения и жономической деятельности граждан какого-либо государства-члена на территории другого государства-члена должны быть устранены. Иные ограничения, касающиеся создания агентств, отделений (филиалов) или дочерних компаний гражданами какого-либо государства-члена, обосновавшимися на территории другого государства-члена, также должны быть отменены».

В случае первичного учреждения компания выражает стремление подчинить свою деятельность правопорядку иного государства-члена, нежели того, где она была создана. При этом возникают проблемы, аналогичные тем, которые имеют место при взаимном признании статуса юридического лица. Так, например, согласно немецкому праву перенос юридического адреса компании в другое государство влечет ее роспуск. В Великобритании, законодательство которой исключительно либерально к переносу местонахождения центрального управления, т. е. реального местонахождения компании, не допускается перенос юридического адреса компании, учрежденной в соответствии с британским законодательством, в другое государство. В данных национальных системах при переносе места регист-j рации компания должна пройти процедуру прекращения деятельности в государстве регистрации и вновь зарегистрировать-

632