Уголовно -процессуальное доказывание и его элементы
Процесс доказывания - это регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда при участии других субъектов уголовного процесса по построению версий, собиранию, проверке, оценке, использованию фактических данных об обстоятельствах, установление которых необходимо для правильного разрешения дела.
Построение версий - определение направления производства по делу на основе обстоятельств совершения преступлений.
Собирание - это деятельность органов и должностных лиц, производящих расследование по обнаружению, фиксации и процессуальному закреплению доказательств по каждой из следственных версий по делу.
Оно производится следующими способами:
а) совершение различных следственных действий;
б) производство ревизий;
в) истребование органами суда, прокуратуры и предварительного расследования, необходимых по делу предметов и документов;
г) получение соответствующих объяснений;
д) представление доказательственных материалов участниками процесса или другими лицами (ст.ст. 70, 109, 337 УПК).
Проверка заключается в деятельном исследовании свойств каждого отдельного доказательства в подкреплении или, напротив, в опровержении их путем:
- получения новых материалов;
- сопоставления всех имеющихся по делу доказательств, друг с другом - в целях определения их доброкачественности.
Собранные по делу доказательства подлежат тщательной, всесторонней и объективной проверке (ст. 70 УПК).
Оценка - определение доброкачественности, полноты, достаточности и других ценностных свойств полученных доказательств, для признания наличия или отсутствия искомых фактов в целях установления предмета доказывания.
Она производится по внутреннему убеждению субъекта доказывания, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
Полученные данные используются для формулирования выводов при производстве по делу и принятия процессуальных решений.
Показания свидетеля и потерпевшего как источник доказательств
Показания свидетеля или потерпевшего - это устное сообщение лица, сделанное компетентным органам и должностным лицам государства по борьбе с преступностью в процессе предварительного расследования или в судебном разбирательстве о лично воспринятых им фактах.
Свидетель и потерпевший в процессе незаменимы. Быть свидетелем или потерпевшим может только то лицо, которое лично воспринимало фактические данные, имеющие значение по делу, или знает об этих данных со слов других лиц.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) защитник обвиняемого - об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника;
2) лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
3) адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя;
4) священнослужитель - об обстоятельствах дела, ставших ему известных в ходе исповеди.
Предмет показаний свидетеля регламентирован ст. 74 УПК, а потерпевшего - ст. 75 УПК.
Предметом показаний свидетеля и потерпевшего по уголовному делу является то, о чем может быть допрошен свидетель или потерпевший во время расследования или рассмотрения уголовного дела в суде. Потерпевший или свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению в данном деле, в том числе и личности обвиняемого, потерпевшего и взаимоотношениях с ним.
Сущность оценки показаний свидетелей и потерпевших заключается в определении правильности тех сведений, которые они сообщают лицам, ведущим процесс. Оценивая показания этих участников процесса, необходимо решить:
- не являются ли эти показания заведомо ложными?
- не заблуждается ли свидетель или потерпевший добросовестно?
Кроме того, необходимо отделить от показаний все то, что не может служить доказательством, а именно:
- все не относящееся к делу;
- сведения, сообщенные в показаниях лиц, не допускаемых в качестве свидетелей (ч. 2 ст. 72 УПК), если таковые были допрошены, и сведения, источник которых неизвестен дающему показания;
- предположения и догадки.
Вопрос о правдивости показаний свидетеля решается с учетом отношения свидетеля (потерпевшего) к делу, к потерпевшему (свидетелю), к обвиняемому и сопоставления его показаний с другими имеющимися в деле материалами.
Личная заинтересованность свидетеля (потерпевшего) в исходе дела может побудить его к даче заведомо ложных показаний с целью смягчить или освободить от ответственности близких ему лиц, добиться осуждения лиц, с которыми он находится в неприязненных отношениях и т. д.
Показания подозреваемого и обвиняемого как источник доказательств
Показания подозреваемого - это устное сообщение лица в ходе допроса об обстоятельствах, послуживших основанием для его задержания или избрания в отношении него меры пресечения.
Показания обвиняемого - это устное сообщение лица, сделанное должностным лицам и компетентным органам государства по борьбе с преступностью в процессе дознания, предварительного или судебного следствия по предъявленному обвинению, а равно по поводу известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Их значение выражается в следующем.
1. Подозреваемый или обвиняемый могут сообщить органам дознания, предварительного следствия и суду важные сведения относительно фактических обстоятельств совершенного преступления, его виновников и тем самым содействовать отысканию по делу истины. Но этим значение показаний обвиняемого и подозреваемого в уголовном процессе не исчерпывается.
2. Показания подозреваемого или обвиняемого являются не только источником получения сведений о фактических данных, но и средством защиты этих участников процесса. В своих показаниях обвиняемый или подозреваемый дает объяснение по существу предъявленного обвинения или существу подозрения. Посредством своих показаний обвиняемый имеет возможность оказывать влияние на ход уголовного процесса, добиваясь своего оправдания или смягчения ответственности.
При оценке показаний подозреваемого или обвиняемого следует иметь в виду, что обвиняемый, как и подозреваемый, будучи лицом, всегда заинтересованным в исходе дела, нередко прибегает к даче ложных показаний с тем, чтобы сбить лицо, производящее дознание, следователя или суд с правильного пути и таким образом избежать ответственности или же понести меньшую ответственность. Поэтому орган дознания, следствия, прокуратуры и суда обязаны при оценке данных показаний занять критическую позицию.
Признание обвиняемого может быть как ложным, так и правдивым, поэтому следует прийти к выводу, что на одном признании обвиняемого без подтверждения его другими доказательствами нельзя обосновывать обвинение. Ст. 77 УПК установила, что «признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся в деле доказательств по делу».
Отрицание своей вины обвиняемым также может носить ложный характер. Ложное отрицание обвиняемым или подозреваемым своей вины может быть в виде оговора как соучастников преступления, так и посторонних лиц. Ложность показания в таких случаях обуславливается разными мотивами - стремлением смягчить свою вину, переложив ее на другого, желанием скрыть участие в преступлении других лиц и т. д. Пользоваться такими показаниями следует очень осторожно, имея в виду, что обвиняемый за ложные сообщения относительно своих соучастников ответственности не несет вообще, а оговор заведомо невиновного лица, с его стороны, в настоящее время, согласно ст. 63 УК РФ, даже не является отягчающим вину обстоятельством. Поэтому показания обвиняемого об участии в совершении преступления другого лица, не подтвержденного другими доказательствами, недостаточно для вынесения в отношении этого лица обвинительного приговора.
Кроме того, отрицание обвиняемым своей вины, само по себе, не является оправдательным доказательством, так как не содержит каких-либо конкретных фактических данных, свидетельствующих о его невиновности. Однако в силу принципа презумпции невиновности, оно не является и обвинительным доказательством. В этом случае такие показания следует расценивать как нейтральные. При этом следует иметь в виду, что все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.
