- •Жировичи, 2013
- •Оглавление
- •Введение
- •Глава 1. Духовное делание в святоотеческой традиции
- •Глава 2. Духовное делание преподобного паисия (величковского)
- •Глава 3. Духовная связь между оптинскими и глинскими старцами
- •Глава 4. Учение оптинских и глинских старцев о страстях Учение об очищении сердца от страстей
- •Учение о помыслах
- •Учение о гордости
- •Учение о самолюбии
- •Учение о гневе
- •Учение о зависти
- •Учение об осуждении
- •Глава 4.Учение оптинских и глинских старцев о добродетелях Учение о покаянии
- •Учение о вере
- •Учение о смирении
- •Учение о терпении в скорбях
- •Учение о страхе Божием
- •Учение о молитве
- •Заключение
- •Библиографический список Источники
- •Печатные издания: Письма, жития, поучения
- •Святоотеческие творения
- •Исследования, очерки
- •Диссертации и дипломные работы
- •Материалы сети Интернет
- •Приложение 2.
- •Приложение 3.
- •189Ефрем (Морковкин), игумен. Устав Оптиной Пустыни в истории русской монашеской традиции XIX – начало XX вв.: дип... Раб. Бакал. Богословия. – Сергиев Посад, 2010. – л.2.
Учение о гордости
Согласно Священному Писанию, гордость родилась не на земле, а на небе. Первый ангел – Денница, не захотел повиноваться Творцу, превознёсся умом и впал в самообольщение, возмечтав быть «равным Богу» и восходить к духовному совершенствованию без Его помощи. Всё это явилось причиной падения. Благодать Божия, поддерживающая его на высоте была отнята, и он увлёк с собой в погибель множество ангелов, будучи сам впавшим в безысходную бездну мрака и отчаяния, низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14, 12-15). Священное Писание поэтому говорит нам: «Начало греха есть гордыня» (Сир.10,15). Именно гордыня скорее других грехов удаляет человека от Бога, именно она неприятна Господу и подвергается суду Его более других грехов и пороков.
Святоотеческое учение называет гордость первым грехом429, который стоит во главе всех страстей. Гордость в понимании святых отцов есть единственная страсть, истребляющая все добродетели430, есть предвестница падения431, есть опухоль души, наполненная испорченною кровью432, и медная стена между нами и Богом433. «Гордость делает нас противными Богу»434, – пишет преподобный Никодим Святогорец. По мысли преподобного: «Гордость – это змея, которая если сумеет протиснуть в нору голову, то вслед за ней сможет войти всё тело, всё возможное зло»435. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Хоть и блуд есть непростительное зло, но иной человек может сослаться на пожелание, а высокомерие не имеет никакой причины, никакого предлога, под которым заслуживало бы хоть тень извинения; оно есть не что иное, как развращение души и самая тяжкая болезнь, происходящая не от чего другого, как только от безрассудства»436. «Кто пленён гордостью, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – тому нужна черезвычайная Божия помощь для избавления; ибо человеческие средства его безуспешны»437.
Оптинские и Глинские старцы, подобно древним святым отцам, с полным единодушием, решительно ставили гордость на первое место среди всех страстей. Следует отметить, что в эпистолярном наследии Глинских старцев мы не увидим полного исследования каждой страсти в отдельности, потому что, сохранившиеся наставления старцев касаются только тех страстей, о которых спрашивали их ученики. Однако, духовное наследие Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова), смогло в полной мере восполнить этот пробел. Старец не только имел близкое духовное общение с такими маститыми старцами, как преподобный Серафим (Амелин), преподобный Андроник (Лукаш), преподобный Серафим (Романцев), но и сам был продолжателем традиции Глинского старчества.
Согласно учению Оптинских и Глинских старцев, именно гордость есть причина всех наших падений, грехов, зол и бедствий. В своих поучениях они единодушно считают гордость «корнем, от которого происходят все пороки»438. «Успеху в духовной жизни ничто так не препятствует, как тщеславие и гордость»439, – пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов). Отец Иоанн, называет гордость, главным источником греха, препятствием к покаянию и добродетели. По его мысли, «гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистичной воле, препятствует развитию добра в человеке»440. Если смирение в понимании старцев является главным основанием и фундаментом духовной жизни, то гордость есть фундамент для греха и страстей. Поэтому в духовном делании они всегда стремились насадить в своих сердцах смирение, зная то, что если в сердце посеет свои семена гордость, то вся духовная жизнь будет бесплодна. «Как бы мы не старались делать добродетели, если в сердце нашем присутствует гордость, они бесполезны»441, – писал Оптинский старец, преподобный Макарий. Всё эпистолярное наследие старца орошено драгоценной росой смирения. В его понимании гордость «уничтожает все добрые дела и лишает помощи Божией»442. Об отсечение гордости, как необходимом средстве в духовной жизни, всегда учил и отец Иоанн (Маслов). Гордость, по словам этого старца «лишает благодатной помощи»443. Отец Иоанн всегда повторял своим духовным чадам, о том, что «все наши добрые дела неугодны Богу, если мы не смиряем своё сердце от превозношений и осуждений»444.
В учении преподобных старцев Оптинских мы чётко видим стержень их духовной борьбы, которая и заключается в «низложении гордости и стяжании смирения»445, которое есть для них, как замечает преподобный Варсонофий, «краеугольный камень»446. Для них гордость есть самый «богоненавистный порок»447, «бесовское свойство, так как гордый становится сродник бесу»448. Так же, и духовное делание Глинских старцев отличается постоянной борьбой с гордостью и с происходящими от неё страстями, постоянным внутренним подвигом смирения. Глинский патерик свидетельствует, что отличительной чертой старца Иова (†1946), было глубокое смирение. Он, получивший дар слёз и пользовавшийся большим духовным авторитетом, «искренно до самой кончины считал себя хуже всех и ниже всех, и всегда просил у Господа даровать ему покаяние»449.
По учению старцев, гордость имеет свои признаки. Во-первых, она «помрачает духовное зрение человека»450 и не видит себя451. «Гордость облекает душу тьмой и мраком, препятствует видеть суть»452, – замечает преподобный Макарий Оптинский. Имеющий гордость никак не может распознать её, если только «Сам Господь не пошлёт какого-либо обличения через искушение»453. Осуждение ближних, гнев, раздражительность, злопамятство, споры и ссоры – всему этому причиной, гордость. Интересно заметить, что, по мысли преподобного Макария, гордым человек не рождается, а становится, «гордость происходит не от естества, но от произволения»454. О том, что порок гордости не свойствен природе человека писал и схиархимандрит Иоанн (Маслов)455. «Гордостью он называл, «желание и стремление человека выделить себя перед другими, а также услаждение только собою и даже противление Богу»456. Дело искоренения гордости, по мысли Оптинских и Глинских старцев, есть дело не одного дня или месяца. Искоренить гордыню очень трудно, но если «искоренится этот смертоносный корень, – ободряет преподобный Макарий, – все ветви страстей иссохнут и отпадут»457. «Эффективным средством, способным отрезвить душу от страсти гордости и привлечь к ней благодатные силы, – пишет отец Иоанн (Маслов), – служит постоянное памятование о смерти, будущем суде и вечных мучениях»458. По мнению отца Иоанна: «Христианин должен постоянно представлять своему мысленному взору высочайший образ Христа, Его смирение, воплощение, страдание за грехи всего рода человеческого и в этом источнике черпать силы для приобретения смирения и для искоренения в самом существе безумной гордости»459. Преподобный Глинский старец Илиодор (Голованицкий) советовал избегать всяческих праздных споров, потому что они есть причина гордости. Одной монахине он пишет: «Страшно, что ты доселе придерживаешься прежней своей привычки – спорить. Состояние твоей души незавидно, ибо кто любит спорить, тот управляется гордостью»460. По мысли преподобного Моисея Оптинского, любая гордость есть грех, и нет никакой «так называемой благородной гордости»461. Преподобный Илиодор (Голованитский) даёт совет, в спорах смиряться: «Положим. Что сестра тебе ни в чём не уступает; что за беда? Уступи ты ей, – замолчи, – и будет у вас мир. Неужели же ты не знаешь доселе, в чём состоит смиренномудрие»462. Если мы чувствуем, что наше сердце заполняется гордостью, прежде всего нам необходимо «воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, чувствование себя хуже всех, память о том, что Бог, гордым противится. (1 Пет. 5, 5)»463. Когда одолевает гордость, преподобный Амвросий советует «смиряться пред Богом и людьми, с самоукорением исповедовать немощь свою Господу»464. Вообще смирение, как было сказано выше, является противоядием от гордости. Преподобный Анатолий (Зерцалов) говорит: «Смирись, укори себя, и силён Господь подать тебе руку помощи и утешить»465. Смирение считает главным средством против гордости и преподобный Исаакий I466.
По учению Оптинских и Глинских старцев, каждый христианин, который начинает свой путь ко спасению, обязательно встретит гордость, которая постарается сделать своё чёрное дело. Она будет незаметной, изменит внутреннее содержание, постарается привлечь в душу родственные пороки, но смирение для христианина становится той важной вакциной, благодаря которой можно сохранить себя от гордости и идти истинным, плодотворным путём нравственного совершенствования к стяжанию спасения. Все наставления старцев содержат призыв к смирению, потому что, именно смирение не даёт поселиться в сердце гордости. Никакие духовные дарования, никакие добрые дела не имеют цены, если человек в гордости. Его духовное делание идёт в другом направлении, его молитва не угодна Богу, и стоит он над пропастью. Для Оптинских и Глинских подвижников духовным примером всегда был Сам Господь наш Иисус Христос, который был «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Именно к богоуподоблению Господу, всегда стремились они в своём духовном делании, всегда отвергая даже малейшее проявление гордости в своём сердце.
