Источник:
Эмиль Маль. Религиозное Искусство XIII века во Франции. – Москва, Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009
Конспект по Главе 1. Основные черты средневековой иконографии.
В Средние века искусство было подчинено господствовавшей тогда идее порядка, оно было четкой системой, в которой священные образы изображались только согласно принципам христианской иконографии, краткий обзор которых будет дан ниже.
Средневековая иконография сродни письменности.
Искусство Средних веков – «сакральная письменность», его можно сравнить с иероглифами или геральдикой. Художник всегда должен точно использовать систему знаков и схем, и любая ошибка в этой области может быть приравнена к ереси. Так, обычный нимб вокруг головы обозначает святость персонажа, а крестчатый – божественную сущность, и с ним изображают лица Троицы и никого, кроме них. Есть специальные символы для обозначения явлений невидимого (например, простертая из облаков в благословляющем жесте рука с крестчатым нимбом – божественное вмешательство) и видимого (например, концентрические или зигзагообразные линии – небо, параллельные горизонтальные - вода) миров. Персонажи обладают фиксированными внешними чертами и деталями одежды (так, св. Петр кудрявый, с тонзурой на макушке и короткой бородой, а волосы Богоматери всегда покрыты), а композиции сцен с их участием строго регламентированы (так, в сцене Распятия Богоматерь всегда справа от Христа, а св. Иоанн – слева).
В Раннем Средневековье эти знаки и схемы восполняли недостаток изобразительных средств. Мастера XIII века уже не нуждались в этой их функции. Но для них «…приемы христианского искусства стали чем-то вроде постулатов веры — богословы авторитетом своего учения освятили произведения искусства... Искусство XIII в., бережно хранящее это учение, было проникнуто его духом, благодаря которому произведения этой эпохи достигли величия, свойственного лишь многовековой традиции. В основе этих образов лежит некое глубинное и внеличностное содержание — можно сказать, что его черты и символика стали плодом всеобщих устремлений». [Э. Маль, 2009, с.37] Как и в средневековой литературе, в искусстве этого времени личный талант автора незначителен по сравнению с этой традицией. Нельзя сказать, что величайшие из мастеров Возрождения превзошли скромных художников, воспроизводивших освященные веками образцы.
1. Средневековая иконография сродни арифметике.
«Вторая отличительная черта средневековой иконографии — то, что она следует правилам некоей священной математики, для которой место, порядок, симметрия, число исполнены исключительного значения». [Э. Маль, 2009, с.38]
Очень важна ориентация церковных зданий по сторонам света: алтарной частью на восток. Восходя к первым векам христианства, к XIII веку это предписание стало обязательным правилом (так о нём писал Гильом Дуранд), в XI-XVI веках оно соблюдалось почти без исключений, потом было забыто. Северная сторона, тёмная и холодная, обычно посвящена Ветхому Завету, Южная, светлая и тёплая, – Новому, а Западная, освещаемая закатом солнца – Страшному Суду.
Также важны преимущество правой стороны над левой и преимущество верха над низом. Этому принципу, освященному богословской традицией, подчинено расположение персонажей. Например, когда Христа изображают во славе, символизирующих евангелистов четырех животных вокруг него размещают в порядке, согласном с иерархией их природ: ангела – сверху справа, орла – сверху слева, льва – снизу справа, тельца – снизу слева. «Соблюдение иерархии яснее всего видно в изображениях праведников, составляющих Церковь торжествующую. В декоре портала Страшного Суда собора Парижской Богоматери фигуры святых, расположенные на архивольтах, представляют как бы концентрические полуокружности вокруг фигуры Христа, как в Божественной комедии Данте. Здесь представлены последовательно ряды праотцов, пророков, исповедников, мучеников и дев — подобная иерархия видов святости принята и в литургических текстах». [Э. Маль, 2009, с.41] Ангельские чины обычно располагают согласно порядку, описанному в трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии».
Любовь к порядку в средневековом искусстве проявляется даже в мельчайших деталях. Так, консоли, несущие статуи порталов, изображают второстепенных персонажей, связанных с главными: апостолы стоят на преследовавших их императорах, Моисей – на золотом тельце (тема триумфа), Валаам – на своей ослице. «Тесная связь между главной статуей и персонажем консоли настолько очевидна, что в соборе Парижской Богоматери оказалось возможным с большой долей уверенности определить по фигурным консолям все статуи левого портала». [Э. Маль, 2009, с.43]
Одним из важнейших принципов изображения была симметрия, воплощавшая божественную гармонию. Двенадцать пророков Ветхого Завета противопоставляются двенадцати апостолам Нового Завета, а они вместе – двадцати четырём апокалиптическим старцам. Четыре великих пророка помещались напротив четырёх евангелистов.
