- •Оглавление
- •Введение
- •I. Актуальные проблемы и задачи современной православной миссии
- •II. Биографические данные жизни и деятельности святителя Николая Японского
- •1. Детские и юношеские годы святителя Николая Японского
- •2. Миссионерская деятельность архиепископа Николая (Касаткина) в Японии
- •III. Изучение опыта миссионерской деятельности святителя Николая Японского
- •1. Методы миссионерской деятельности святителя Николая Японского
- •2. Развитие духовного образования как одна из важнейших задач миссионерской деятельности святителя Николая Японского
- •IV. Святитель Николай Японский как образец православного миссионера
- •1. Важнейшие качества православного миссионера
- •2. Практические рекомендации православному миссионеру-пастырю, составленные на основе изученного опыта миссионерской деятельности святителя Николая Японского
- •Заключение
- •Список использованной литературы
- •23 Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 г. // http://www.Patriarchia.Ru/db/text/1402527.Html
II. Биографические данные жизни и деятельности святителя Николая Японского
1. Детские и юношеские годы святителя Николая Японского
Архиепископ Николай (до принятия монашеского сана – Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского района Смоленской губернии. Ребенка назвали Иоанном в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Отец его Дмитрий Иванович служил диаконом в сельской церкви и учительствовал в церковноприходской школе. Его мать Ксения Алексеевна умерла 34 лет от роду, когда мальчику было всего пять лет. Это была глубоковерующая женщина, сумевшая привить сыну любовь к храму, и физически сильная. От нее сын унаследовал ту физическую силу и выносливость, которые ему пригодились впоследствии в Японии, при миссионерской работе. От отца святитель Николай унаследовал твердую волю, энергию, самоотверженное служение Церкви. Отец Николай очень любил отца, благодарно вспоминал его и заботился о нем до самой его смерти, ежемесячно отдавая ему часть своего жалования.
Несмотря на вопиющую бедность, Ивана отдали учиться в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. С. Недачин пишет: «При отсутствии железных дорог юноша должен был тащиться по ужасным и теперь еще Бельским трущобам к губернскому городу Смоленску для получения образования в духовной семинарии. Далеко не все семинаристы того времени ездили учиться на лошадях. Очень многим из них, наиболее бедным, к числу которых принадлежал и мальчик Касаткин, приходилось идти пешком на протяжении свыше 150 верст, чтобы явиться в стены семинарии»24.
В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был на казенный счет отправлен в Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года. Академия давала фундаментальное образование: наряду с богословскими предметами там изучали историю, философию, древние и новые языки. Из светских книг, прочитанных в годы учебы, особенно запало в душу юноши сочинение «Записки флота капитана Василия Михайловича Головнина о приключениях его в плену у японцев».
Молодой человек выказывал выдающиеся способности; предполагалось, что он останется при академии для подготовки к профессорской деятельности, однако решение отправится в Японию совершенно изменило его судьбу.
21 июня (4 июля) 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николая. Епископ Нектарий, постригавший его, сказал тогда: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские»25.
Спустя несколько дней монах Николай был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день, когда праздновался Собор Двенадцати Апостолов, – во иеромонаха. В то время как раз в подходящий момент открылась служебная вакансия в Японии на острове Хоккайдо: в первом российском консульстве пожилой священник В. Е. Махов по болезни возвращался на родину (в Хакодате в 1860 году русское консульство построило церковь Воскресения Христова, которая предназначалась для консульских служащих и российских моряков, строил и освящал церковь отец Василий Махов), и молодой иеромонах Николай Касаткин принял решение ехать ему на смену.
