- •Часть III
- •Часть III закат просвещения
- •Глава 1 завершение французской философии просвещения
- •1. Кабанис п.Ж.(1757-1808)
- •2. Тюрго а.Р.(1727-1781)
- •3. Вольней (1757-1820)
- •4. Кондорсе ж.А.(1743-1794)
- •5.Вико дж. (1668-17444)
- •Глава 3. Британская философия конца XVIII в.
- •§1 Историография
- •1. Гиббон э. (1737-1794)
- •§2 Шотландская школа здравого смысла
- •1. Философия т. Рида (1710-1796)
- •2. Гамильтон у.(1788-1856)
- •§3 Бентам и.(1748-1832)
- •Глава 3 завершение немецкой философии просвещения
- •§1 Культурология гердера и.Г.( 1744-1803)
- •1. Теория языка
- •2. Теория традиции
- •3. Культурология
- •§3 Гете и.В. (1749-1832)
- •1. Феноменология: теория цвета
- •2. Фауст
- •3. Биологические исследования
- •§4 Шиллер ф. (1759-1805)
- •§5 Философия языка в.Гумбольдта (1767-1 835)
- •§6 Немецкие просветители
С.А. ГОРЯЙНОВ
И С Т О Р И Я М Ы С Л И
ТОМ VI
«МЫСЛЬ XVII- XVIII ВЕКА»
Часть III
«ЗАКАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ»
САМАРА
2003
Часть III закат просвещения
Глава 1 завершение французской философии просвещения
Сам термин «идеология» был использован группой французских философов (Дестют де Траси, П.Кабанис, Э.Кондильяк, К. Вольней) для обозначения науки, которая бы занималась изучением генезиса и закономерностей существования идей. Сама «идеология» рассматривалась ими как наука могущая стать методологией научного знания. В эту науку входило и учение о «ложном сознании». Т.е. первоначально она имела сугубо позитивный смысл. Изменение смысла термина «идеология» в понимании как чисто ложного и неадекватного сознания мы обязаны Наполеону, так что Наполеон и здесь оставил свой след.
1. Кабанис п.Ж.(1757-1808)
Пьер Жан Жорж Кабанис
«Почти все ученые, сколько нибудь основательно занимавшиеся законами мысли и языка, или друих знаков, служивших для выражения мысли, а также исследованием оснований для частной и общественной нравственности, чувствовали эту необходимость идти при своих изысканиях путем изучения физической природы человека» (Кабанис Отношения между физической и нравственной природой человека. Том 1 Спб.,1865 с.50)
ЖИВОТНОЕ И ЧЕЛОВЕК
«В животных вообще и в человеке в особенности существует два порядка совершенно отличных впечатлений, составляющих источник представлений и нравственных побуждений; и оба порядка эти можно отыскать во всех народах, только в различном отношении друг к другу. Ибо, как человек, стоящий, вследствие некоторых условий своей организации, во главе животных, одарен их инстинктивными способностями, такими же точно образом и животные, хотя большей частью и лишены искусства знаков, составляющих действительное средство для сравнения ощущений и образования их в представления, одарено до некоторой степени умственными способностями человека.
И при внимательном наблюдении, быть может, оказалось бы, что расстояние, отделяющее человека от некоторых пород с последней точки зрения весьма незначительно, сравнительно с расстоянием, отделяющим многие из этих пород друг от друга; и что преимущество инстинкта во многих из них, с присоединением почти совершенного отсутствия воображения, возмещает для них действительное благополучие и преимущества, которыми наделен и человек и которых лишены они» (там же т.1 с.157)
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«..если с одной стороны, изучение строения и свойств человеческого тела должно служить основанием при исследованиях нравственных явлений жизни, то с другой стороны, эти самые явления, рассматриваемые в совокупности и со всех точек зрения, проливают больший свет на физические свойства, раскрывая их в состоянии деятельности. Первые определяют природу вторых и оценивают их значение; в особенности же они точно указывают на свою зависимость от строения живого тела и на свое подчинение тем же законам, которые управляют его первоначальным образованиям, которые развивают его и заботятся о его сохранении. До сих пор моралист и врач идут все время по одному пути. Последний тогда только будет иметь полное понятие о физическом человеке, когда исследует его во всех состояниях, которые могут быть вызваны в нем действием внешних предметов и видоизменениями его собственной чувствительной способности; моралист тем более широкое и точное будет иметь о нравственном человеке, чем внимательнее следил он за ним при всех обстоятельствах и условиях жизни, общественного состояния, различных правительств, законов, количества распространенных вокруг него заблуждений и истин» (там же т.1 с.51)
Кабанис говорит о великих мыслителях: Пифагоре, Демокрите, Гиппократе, Аристотеле и Эпикуре: «Все пятеро создали методы и рациональные системы; они связали с ними принципы нравственности; в основу этих принципов, систем и методов они полагали физическое изучение человека. Не может быть сомнения, что причина великого влияния, произведенного ими как на свой, так и последующие века, главным образом лежала в соединении предметов, проливающих живой свет друг на друга, и сопоставление котрых так могущественно расширяет, возвышает и двигает вперед мысль человеческую» (там же, т.1.с.77-78)
«..не может подлежать сомнению, что изучение человеческой организации и видоизменений, вносимых темпераментом, возрастом, полом, климатом, болезнями в его физическое расположение, проливает необыкновенный свет на образование мыслей; что без этого изучения невозможно составить себе вполне верных понятий о том, каким образом действуют орудия мысли при её происхождении; каким образом развиваются желания и страсти; наконец, что оно необходимо для разъяснения множества предрассудков по этому вопросу, столь же нелепых, сколько и опасных» (там же, т.1.с.114)
«Законы нравственности вытекают из взаимных и неизбежных отношений людей, живущих в обществе, а отношения эти- из их потребностей. Не удаляясь даже от общепринятых понятий, можно разделить потребности человеческие на два отдела: физические и нравственные.
Никто не сомневается, что физические потребности непосредственно зависят от нашей организации; но не в одинаковой ли степени, хотя менее прямым и заметным образом, зависят от ней и наши нравственные потребности?» (т.1 с.114-115)
На основе этих принципов он исследует поведение мужчин и женщин, разных возрастных групп и темпераментов. Он также рассматривает влияние на человеческую ментальность условий жизни, климата, питания, а также действия наркотических средств. К примеру, он согласен с мнением некотрых ученых его времени, что народы, которые занимаются виноделием, имеют характер, родственный со свойствами их вина.
Основной тезис его при этом анализе сотоит в том, что «условия жизни, то есть, ежедневное действие воздуха, пищи, напитков, бодровствования, сна и различных занятий оказывает самое широкое влияние на понятия, на страсти, на привычки, одним словом, на всю нравственную природу человека» (том 2. с.156)
Идеи Кабаниса были, в частности, воспроизведены отечественным физикохимиком Николаем Ивановичем Кобозевым (1926-1974).
«…мозг как физико-химическая система на каждом уровне своей деятельности (молекулярном, клеточном, гистологическом) обладает определенной и неустранимой энтропией и статистикой» (Кобозев Н.И. Исследование в области термодинмики процессов информации и мышления (1971) \\ Избранные труды. М. 1978. Т.2. С.133).
Кобозев применил термодинамическую модель к мышлению, проводя аналогию мыслительного процесса с броуновским движением.
