Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЫСЛЬ XIX Ч.II.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
921.09 Кб
Скачать

3. Общество

Г. Тард считает неверным мнение, что общество есть совокупность индивидов, которые оказывают друг другу услуги – это характеризует лишь экономическую сторону общественной жизни: «Если бы отношения сообщественников состояли главным обра­зом в обмене услуг, то не только следовало- бы признать, что животные общества за­служивают это название, но что они-то и суть общества по преимуществу» (Тард Г. За­коны подражания.. Спб., 1892. С.61)

Таким же образом нельзя считать обществом совокупность людей, подчиняющихся общему закону – это будет чисто юридическое понимание общества, так же не подхо­дит понимание общества как совокупности членов, имеющих общую веру – это отражает лишь идеологическую сторону общественного устройства.

Он разделяет понятие «социальной группы» и «социального типа». Социальная группа: «..это – собрание существ поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они, не подражая друг другу теперь, походят друг на друга, поскольку общие им черты являются старинными копиями с одного и того же образца» (Тард Г. Законы подража­ния. Спб., 1892. С.68)

Социальный же тип состоит: «Из известного числа потребностей и идей, созданных многими тысячами изобретений и открытий, накопившихся в течение веков; потребно­стей, более или менее согласных между собою, то есть более или менее содей­ствующих торжеству преобладающего желания, составляющего душу данной эпохи и данного на­рода; из идей и верований, более или менее гармонизирующих взаимно, то есть логически связанных между собой или по крайней мере не противоречащих во­обще друг другу» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.68-69)

«…социальная форма мировых повторений – подражание - все более освобождается от биологи­ческой их формы- наследственности» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С. 369)

Принцип фальсификации – это не изобретение К. Поппера, он изобрел «велосипед». Это типичное понимание, известное всегда. Г. Тард смотрит на процесс даже шире К. Поппера, считая: «История общественная, как развитие психологическое, изучаемое в его подробностях, представляется.. рядом последовательных и единовременных логи­ческих поединков» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.159)

«Общественный мир, одинаковая вера в один и тот же идеал или в одну и ту же иллюзию, единогласие, подразумевающее все более широкую и глубокую ассимиля­цию всего человечества, - вод конечный исход, к которому ведут все общественные пе­ревороты, независимо от того, имели они эту цель, или нет. Таков прогресс, т.е. движение мира общественного по путям логическим» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.???

Но при этом возникает эффект утери живости и оригинальности форм, что подчеркивал Г. Тард: «Для того, чтобы распространиться широкой волной и охватить массы, язык неизбежно должен быть правильным и логичным, а вместе с тем утратить живость, об­разность, поэтичность; религия должна быть рациональной и утратить свою ориги­нальность; правительство должно быть деятельным и лишиться доли своего обояния; законодательство должно отличаться более разумностью и справедливостью, чем ори­гинальностью своих форм; наконец промышленность должна развиваться в механиче­ском и научном отношениях и утратить свою самобытность и художественность» (Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С.329)

1. МЕНТАЛИТЕТ

«Благодаря именно речи, подражание и получает в человеческих обществах этот свой отличи­тельный, в высшей степени многозначительный характер, состоящий, как мы знаем, в том, что сначала усваиваются с величайшей точностью внутренняя интимная сторона известного об­разца, представления и желания, и затем, уже с меньшей точно­стью, схватываются и отражаются внешние стороны, жесты, движения, позы» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892 Изд. Ф. Павленкова с.282)

Как писал, в частности, Г. Тард: «Благодаря языку устанавливается порядок, - и порядок отно­сительно удивительно стройный, - в том сумбуре противоречивых видений и галлюцинаций, которые смущают ум первобытного человека. Язык пред­ставляет собой заранее данную соци­альному человеку логическую аранжировку по­добно тому, как пространство и время даны че­ловеку взятому индивидуально» (Тард Г. Социальная логика. Спб., 1901.С.121).

Вообще имеет смысл остановится на концепции происхождения языка Г. Тарда особо. Он счи­тал, что язык рождает из религиозных символов, которые обозначали тот или иной материаль­ный фетиш: «..всякий корень в языке есть не что иное, как идол, все еще употребляемый и со­храняемый, а язык не что иное, как вековой остаток доистори­ческого фетишизма, наивных по­следовательно угасающих религий, в некотором роде пепел древних священных огней» (там же Спб.,1901 с.120)

«До изобретения письма старость, одна только и владевшая опытом, пользовалась по­этому авторитетом. После изобретения письма, особенно книгопечатания, авторитет этот перестает быть необходимым и переходит к молодым, но к очень ли молодым? Нет. С психологической точки зрения следует отметить, что преимущество, даваемое очень хорошей памятью после продолжительной жизни, преимущество бывшее громадным до изобретения письма, непрерывно падала с тех пор, как начали распро­страняться письменность и книгопечатание, но зато преимущества здравого су­ждения и энергетического характера в соединении с силами молодости настолько же увеличива­лось» (Тард Г. Социальные этюды. Спб., 1902. С.327)

2.ТРАНСФОРМАЦИИ ВЛАСТИ

Он скептически относится к идеям Г. Спенсера: «По мере того, как общество распро­страняется, растет, совершенствует и усложняет свои учреждения, язык, религию, право, правительство, промыслы, искусства, оно теряет отчасти свои цивилизаторские и прогрессивные стремления…» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892. С.152). Более того, он скептичен в отношении социального фактора: «Организа­ция само по себе ни­чего не создает, ничего не изобретает, ничего не дифференцирует; на только координи­рует и распространяет изобретения» (Тард Г. Социальные этюды. СПб., 1902. С.341)

«Власть есть равнодействующая двоякого рода психологических и социальных сил: ве­рований и желаний, идей и потребностей; а идеи и потребности происходят от двух пе­ремежающихся источников – открытия и изобретения, в самом широком смысле слова, из которых появляются время от времени через подражательное распространение но­вые верования и новые желания, новые принципы и новые интересы..» (Тард Г. Социальные этюды. СПб.,1902. С.307)

«В трансформациях политики внешней и внутренней главным образом играет громад­ную роль замечательный по своей случайности ряд изобретений военных и изо­бретений, относящихся к передвижению или к передаче мыслей» (Тард Г. Социальные этюды. СПб.,1902. С.312)

«Вообще, смысл существования политической власти, господствовавшей в данным момент в стране, следует искать в состоянии общественных верований и желаний. И трансформации этой власти объясняются одновременными изменениями и верований, и желаний, изменениями, которые производятся накопляющимися открытиями и изо­бретениями. Отсюда следует, что трансформации эти являются прежде всего «функ­цией» трансформаций религиозных и трансформаций промышленных. Отсюда – боль­шая сложность в развитии политических форм и событий, так как неправильности двух составляющих её рядов еще более умножаются в составном целом» (Тард Г. Со­циальные этюды. СПб.,1902. С.200-201)

Нововведения создают новые ситуации для власти, приводят к её трансформации. К примеру, возникшая благодаря печати гласность создала новую ситуацию для власти, ибо она приоткрыла «тайну», власть перестала быть анонимной. Это подмечает Г. Тард: «Книгопечатание создало страшное могущество прессы, духовную власть новых времен. Даже тогда, когда пресса не * внушает явным образом революционных иди ре­форматорских идей, она непрерывно способствует точностью и быстротой своих све­дений разрушению таинственного характера правительственного персонала. И этим она ослабляет его» (Тард Г. Социальные этюды. Спб., 1902. С.199-200)

3. ЭКОНОМИКА.

В начале своей работы Г. Тард сетует, что политическая экономия стремится расши­рить свое влияние на все области жизни. Потому имеет смысл говорить не о по­литэкономии, а об эконо­мической точке зрения на явления социальной жизни: «Эконо­мическая точка зрения есть из­вестный способ понимания общественной телеологии, есть понятие, применимое ко всему, - к военным операциям, к администра­тивным функциям, и произведениям искусства, к делам бла­готворительности и т.д. Эта точка зрения или понятие стремится стать все более и более преоб­ладающим в нашу эпоху «подражания-моды», что не помешает ей, быть может, ослабеть со временем пе­ред точкой зрения юридической и моральной, когда вновь возродиться традицион­ный дух» (Тард Г. Реформа политической экономии. Спб., 1899. С.32)

Он утверждает, что не все обусловливается экономической жизнью, по крайней мере, всю свою динамику экономическая жизнь получает из другого источника – из изобре­тений.

«Промышленные изобретения, накопляемые человечеством в течение миллионов лет, могут быть сравниваемы со словарем языков и с научными актами» (Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892 . С.185)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]